Плюсы и минусы нового метода «альтернативной котельной», а также изменения федерального законопроекта, регулирующего тарифы: Общественный совет при Пермском УФАС России обсудил актуальные вопросы ЖКХ

Заседание Общественного совета при Пермском УФАС России прошло при участии заместителя Министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края Владислава Степина, а также начальника административно-правового отдела Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Натальи Мерзловой. Представители профильного ведомства краевого правительства были приглашены на встречу в рамках обсуждения актуальных вопросов ЖХК, от решения которых будет зависеть, внедрят ли в регионе альтернативный метод формирования стоимости тепла, а также насколько открытой станет информация о составе расходов, включаемых в тарифы на коммунальные ресурсы, для любого потребителя.

В повестку второго заседания Общественного совета при Пермском УФАС России были включены следующие вопросы:

1) о переходе на метод «альтернативной котельной» и порядке установления единого тарифа на тепловую энергию для потребителей в г. Перми и Пермском крае;

2) об обеспечении раскрытия информации о составе расходов, включаемых в тарифы на коммунальные ресурсы;

3) утверждение плана работы Общественного совета при УФАС по Пермскому краю на 2020 год.

Выступая перед членами Общественного совета при Пермском УФАС России, заместитель министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края Владислав Степин в докладе, посвященном вопросу перехода региона на метод «альтернативной котельной», отметил, что положительным результатом внедрения новшества станет привлечение 2,1 млрд. рублей (по предварительным расчётам) инвестиций в отрасль ЖКХ, которые могут стать  источником модернизации коммунальных сетей. Кроме того, в переходный период (2020-2021 годы) примерно для 70% потребителей г. Перми тарифы на тепловую энергию будут «заморожены». При этом в числе негативных последствий докладчик подчеркнул отсутствие эффективного опыта внедрения методики «альтернативной котельной» в регионах РФ, неизбежность потери прежнего контроля над образованием тарифа со стороны краевых властей, а также риск создать неблагоприятную экономическую ситуацию, при которой 23 организации Пермского края (небольшие поставщики тепловой энергии),  возможно, будут терпеть убытки из-за «замораживания» тарифов.

На заседании также была озвучена позиция антимонопольного органа. В частности, заместитель руководителя Пермского УФАС России Николай Хаснуллин обратил внимание собравшихся на том, что прежде чем внедрять принцип «альтернативной котельной» или какой-либо другой метод формирования стоимости тепловой энергии, необходимо разрешить как минимум три проблемы: «Во-первых, в системе теплоснабжения Закамского теплового узла отсутствуют дифференцированные тарифы для потребителей категории «население» в зависимости от схемы присоединения. Это приводит к тому, что отдельные потребители вынуждены переплачивать за услугу. Во-вторых, на территории города Перми в зоне действия Единой теплоснабжающей организации (ЕТО)  функционируют и другие теплоснабжающие организации, имеющие самостоятельный тариф, что приводит к дискриминационному подходу при заключении договоров теплоснабжения. В - третьих, при дроблении бизнеса со стороны ЕТО, когда одна дочерняя структура теплоснабжающей организации является источником тепла, другая владеет коммунальными сетями, а третья занимается их обслуживанием, создаются условия, при которых невозможно отследить движение денежных средств, затрачиваемых на регулируемую деятельность и, следовательно, проконтролировать чистоту их расходования, что способствует искусственному увеличению тарифа».  

Приняв к сведению изложенные позиции, Общественный совет при Пермском УФАС России рекомендовал Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Администрации г. Перми организовать общественное обсуждение вопроса, связанного с возможностью перехода на новую модель определения стоимости тепла по методу «альтернативной котельной» и порядка установления единого тарифа на тепловую энергию для потребителей в г. Перми и Пермском крае с участием всех заинтересованных участников рынка.

По итогам обсуждения второго вопроса заседания, касающегося прозрачности процесса формирования тарифов, участники встречи намерены внести в ФАС России предложения о внесении изменений в проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» в части обязательного раскрытия информации о составе расходов, включаемых в тарифы на коммунальные ресурсы. Подготовленные предложения планируется обсудить на следующем заседании Общественного совета.

По словам председателя Общественного совета при Пермском УФАС России Виталия Степанова, в предложениях будет сделан акцент на двух проблемах. Это вопросы предоставления доступа к материалам тарифных дел и обеспечения открытости заседаний органа тарифного регулирования для всех участников рынка вплоть до рядового потребителя.

Как отметил заместитель министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края Владислав Степин, в случае если предложения Общественного совета при Пермском УФАС России будут одобрены и в проект федерального закона внесут соответствующие изменения, краевые власти готовы создать необходимые условия доступности информации по формированию тарифов на коммунальные услуги для всех участников рынка. В данный момент в администрации уже ведется работа по переходу на формат электронного документооборота.     

По итогам обсуждения третьего вопроса, члены Общественного совета при Пермском УФАС России решили проводить встречи ежеквартально. Предполагается, что одно из ближайших заседаний будет посвящено проблемам в сфере ТКО и результатам контрольной деятельности Пермского УФАС в этом направлении.