РЕШЕНИЕ по жалобе АНО «Южно-уральский инженерный центр» (вх. № 06670-14)

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе АНО «Южно-уральский инженерный центр» (вх. № 06670-14)

 

23 мая 2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:<...>

 

            рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации «Южно-уральский инженерный центр» (вх. № 06670-14 от 12.05.2014г.) (далее – заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» (далее- заказчик) при организации и проведении запроса цен на корректировку плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов мазутного хозяйства, извещение №31401092095 опубликовано 24.04.2014г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – закупка)

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.04.2014г. заказчиком на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) опубликовано извещение, а также документация о закупке.

Датой окончания приема заявок указано 30.04.2014г.

Датой рассмотрения заявок указано 30.04.2014г.

Датой подведения итогов закупки указано 30.04.2014г.

По мнению заявителя, действия заказчика по проведению указанной закупки, в части предъявления  в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ, являющихся предметом запроса цен, не соответствуют законодательству Российской Федерации, в том числе нормам Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заказчик доводы жалобы не опровергает, пояснил, что требование о наличии у участника закупки лицензии основано исключительно на необходимости удовлетворения потребности ООО «Соликамская ТЭЦ» в товарах (услугах), отвечающих необходимым показателям цены и качества. Поскольку ООО «Соликамская ТЭЦ» является опасным производственным объектом, данное требование ответчик считает обоснованным. Норм Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» им нарушено не было. На основании чего заказчик просит признать жалобу необоснованной.

 

Изучив документы  и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции  по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 2.1, 2.2. Устава ООО «Соликамская ТЭЦ», утвержденного решением учредителя (ОАО «Соликамскбумпром», приказ №433 от 15.08.2002г. с изм. от 26.07.2006г.) основной целью деятельности Общества является удовлетворение потребностей ОАО «Соликамскбумпром» в тепловой и электрической энергии», выполняемых Обществом работах, оказываемых услугах и извлечение прибыли. Предметом деятельности общества являются: производство и реализация тепловой и электрической энергии для ОАО «Соликамскбумпром»; реализация произведенной тепловой энергии, в части объемов, превышающих потребности в данном виде энергии ОАО «Соликамскбумпром», другим потребителям.

Указанные виды деятельности включены в перечень сфер деятельности естественных монополий в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Порядок и условия проведения процедуры закупок товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий установлены Федеральным законом «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами  юридических лиц» от 18.07.2011г. №223-ФЗ (далее – Закон о закупках). Следовательно при осуществлении закупок ООО «Соликамская ТЭЦ» должно руководствоваться положениями названного Закона.

Пунктом 10 статьи 3 Закона о закупках установлен перечень случаев обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг:

1) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещение или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из размещенной на официальном сайте информации следует, что:

- утвержденное Решением единственного участника ООО «Соликамская ТЭЦ» №167 от 27.12.2013г. Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Соликамская ТЭЦ» размещено в первоначальной редакции 01.11.2012г. с изменениями от 31.12.2013г., 07.02.2014г.;

- план закупки товаров, работ, услуг на 2014г., содержащий обжалуемую закупку (порядковый номер 73), опубликован 31.12.2013г.;

- извещение о проведении запроса цен № 31401092095, документация о закупке размещены 21.04.2014г. с изменениями от 24.04.2014г.;

- протокол вскрытия заявок №127/14 ВЗ от 30.04.2014г., протокол подведения итогов №128/14 И от 30.04.2014г. размещены 30.04.2014г.

Из анализа материалов жалобы следует, что требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, организатором закупки к участникам не предъявлялось. Требования, указанные в документации о закупке, предъявлялись ко всем участникам  в равной степени. Таким образом, требования Закона о закупках заказчиком соблюдены.

Между тем, в силу п. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

При рассмотрении данной жалобы Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 документации о запросе цен установлены требования к участникам закупки, в том числе пп. 1.7  - наличие лицензий на право выполнения данной работы.

Пунктом 2 документации установлен перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в закупке, среди которых указана копия лицензии на право выполнения данных работ (п. 2.8).

При этом предметом закупки является выполнение работ по корректировке, согласованию и утверждению Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов мазутного хозяйства ООО «Соликамская ТЭЦ».

Порядок осуществления лицензирования, а также перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Данный перечень не включает деятельность, являющуюся предметом закупки.

С учетом изложенного, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии (пп.1.7 п. 1 документации о закупке) не основано на нормах действующего законодательства РФ.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения ч. 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

При этом перечень действий, перечисленный в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим.

Под конкуренцией в силу п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения договора выполнение работ, являющихся предметом закупки.

При этом заказчиком должна быть обеспечена возможность равного доступа всех заинтересованных лиц к участию в закупке, в том числе путем установления требований к участникам, не только отвечающим потребностям заказчика и отвечающим нормам его Положения о закупках, но и соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, поскольку лицензирование вида деятельности, являющегося предметом закупки, действующим законодательством РФ не предусмотрено (ст. 12 Закона о лицензировании), требование к участникам запроса цен о наличии данной лицензии (пп. 1.7 п.1, пп.2.8 п.2 документации о закупке) необоснованно ограничивает потенциальным участникам закупки доступ к участию в ней, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Таким образом, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии (пп.1.7 п. 1 документации о закупке) не основано на нормах действующего законодательства РФ, нарушает ст. 17 Закона о защите конкуренции

 

 

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России считает жалобу заявителя обоснованной.

Согласно  ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать организатору торгов указанное предписание в целях устранения допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

         При решении вопроса о выдаче организатору торгов обязательного для исполнения предписания, Комиссией Пермского УФАС России учтено, что договор по результатам проведения данной закупки на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Учитывая изложенное, на основании статей 23, 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации «Южно-уральский инженерный центр» (вх. № 06670-14 от 12.05.2014г.) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» при организации и проведении запроса цен на корректировку плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов мазутного хозяйства, извещение №31401092095 опубликовано 24.04.2014г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, обоснованной.

2. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, в том числе путем отмены протокола №127/14 ВЗ от 30.04.2014г. вскрытия заявок, протокола №128/14 И от 30.04.2014г. подведения итогов; внесения изменений в документацию о закупке с учетом выявленных нарушений.

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

По жалобе АНО «Южно-уральский инженерный центр» (вх. № 06670-14)

 

23.05.2014 г.                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе: <...>

 

На основании решения от 23.05.2014г. по жалобе Автономной некоммерческой организации «Южно-уральский инженерный центр» (вх. № 06670-14 от 12.05.2014г.) (далее – заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» (далее - заказчик) при организации и проведении запроса цен на корректировку плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов мазутного хозяйства, извещение №31401092095 опубликовано 24.04.2014г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – закупка),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» совершить действия, направленные на устранение выявленного в ходе рассмотрения жалобы нарушения  ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в том числе путем отмены протокола №127/14 ВЗ от 30.04.2014г. вскрытия заявок, протокола №128/14 И от 30.04.2014г. подведения итогов; внесения изменений в документацию о закупке с учетом выявленных нарушений.

2. В срок до 01.08.2014г. Обществу с ограниченной ответственностью «Солкиамская ТЭЦ» исполнить п. 1 настоящего предписания.

 

3. В срок до 06.08.2014г. Обществу с ограниченной ответственностью «Соликамская ТЭЦ» представить в  адрес Пермского УФАС России письменное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.

       

         Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

<..>                                             

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.