Разъяснения по ст. 19 Закона о защите конкуренции

В ответ на Ваш запрос (вх. № 11017-12 от 06.08.2012 г.) о даче разъяснений о порядке предоставления муниципальной преференции Оханской районной организации инвалидов, в том числе по перечню документов, необходимых для предоставления муниципальной преференции в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) сообщает следующее.

Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

Полномочиями по разъяснению применения антимонопольного законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции, обладает только ФАС России (г. Москва, Д-242, ГСП – 5, 123995, ул. Садовая Кудринская, 11).

Тем не менее, Пермское УФАС России полагает возможным обозначить свое мнение по поставленному Вами вопросу.

           1. Федеральным Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) предусмотрена возможность  предоставления государственного или муниципального имущества в пользование (владение) хозяйствующим субъектам:

            - по результатам проведения конкурса (аукциона) на право заключения данных договоров;

            - без проведения торгов, в порядке предоставления государственных муниципальных преференций субъектам, в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Закона о Защите конкуренции.

   Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции под государственной или муниципальной преференцией понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

  В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

           Статьей 19 Закона о Защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей предоставления государственной или муниципальной преференции.

           Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции.

           К указанному заявлению прилагается в том числе, проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества.

          Проект акта представляет собой решение органа местного самоуправления, имеющего намерение предоставить муниципальную преференцию, в котором указывается цель предоставления муниципальной преференции конкретному хозяйствующему субъекту, её размер и способ передачи имущества.

          Кроме того, к указанному заявлению прилагаются:

 - перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения (в произвольной форме, подписываются руководителем организации и заверяются печатью организации);

- наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (в произвольной форме, подписывается руководителем организации  и главным бухгалтером, заверяются печатью организации);

- бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация (по установленной законом форме);

- перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу (в произвольной форме, перечислить, указав реквизиты аффилированных лиц, либо указать, что хозяйствующий субъект в группу лиц не входит, справка подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации);

- нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Что касается предоставления нотариально заверенных учредительных документов хозяйствующего субъекта, то нотариально заверен должен быть только устав организации со всеми изменениями.

Вместе с тем, в целях полного и всестороннего рассмотрения заявления Пермское УФАС России как правило просит представить дополнительные документы (без нотариального заверения):

- экономическое и правовое обоснование предоставления муниципальной преференции;

-   копию выписки из ЕГРЮЛ;

-   копию справки органов статистики о видах экономической деятельности;

         -  иные документы и информацию, необходимую для рассмотрения заявления.

         При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о защите конкуренции в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным частью 1 ст. 20, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения.

          2. Из Вашего обращения следует, что Оханская общественная организация инвалидов является некоммерческой организацией, существующей на членские взносы.

 Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено понятие хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

  При этом, согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о Защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, в том числе некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений), (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

 В соответствии с разъяснениями ФАС РФ о применении антимонопольного законодательства от 05.06.2012 г. возможно предоставление государственного и муниципального  имущества лицу, не являющемуся хозяйствующим субъектом, без проведения торгов, предусмотренных Законом о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом, так как действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

         Таким образом, Оханская организация инвалидов является некоммерческой организацией существующей только на членские взносы и не осуществляет деятельности, приносящей доход, соответственно предоставление муниципального имущества возможно в рамках ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом.