Решение по делу № 197-11-а

Сфера деятельности: Транспорт и связь
Номер дела: № 197-11-а
Дата публикации: 30 мая 2012, 16:51

 

Решение по делу № 197-11-а

 

 г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2012.

Решение в полном объёме изготовлено 29.05.2012.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрела дело № 197-11-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

 

 

Комиссия установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ООО "Лига" от 01.12.2010 № 48 (вх. № 16769-10 от 20.12.2010) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "РЖД", выразившимся в отказе от заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО "Лига".

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 25.05.2007, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.11.2011, за муниципальным образованием Соликамский муниципальный район Пермского края признано право муниципальной собственности на железнодорожный тупик протяженностью 283,71 п. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 50а.

По договору купли-продажи недвижимости от 15.06.2010 № 37, заключённому по результатам торгов, Комитет имущественных отношений Соликамского муниципального района Пермского края (продавец) реализовал гражданке Клестовой И.А. (покупателю) сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9. Имущество передано покупателю по акту приёма-передачи от 22.07.2010, право собственности гражданки «…» на указанный объект недвижимости зарегистрировано согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.08.2010.

06.10.2010 между гражданкой «….» (арендодателем) и ООО "Лига" (арендатором) заключён договор аренды сооружения – железнодорожного тупика протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и земельного участка площадью 1 898 кв. метров с кадастровым номером 59:10:0501002:47, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9. Срок действия договора – до 06.09.2011.

ООО "Лига", являясь владельцем (арендатором) путей необщего пользования, направило ОАО "РЖД" письмо от 29.10.2010 № 46 с предложением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования – железнодорожного тупика протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9.

ОАО "РЖД" письмом от 09.11.2010 № ДЦСМ-101 отказало ООО "Лига" в заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, мотивировав невозможность заключения договора ссылкой на нахождение указанного пути в собственности самого ОАО "РЖД".

В подтверждение своих доводов ОАО "РЖД" представило в Управление свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.11.2009, выданное ему Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, на подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1.

На момент обращения ООО "Лига" в ОАО "РЖД" с письмом от 29.10.2010 № 46 отношения между сторонами регулировались договором на подачу и уборку вагонов от 01.01.2010 № 117.

Согласно данным архива технической инвентаризации государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1, являются самостоятельными объектами технического учёта и на каждый из них изготовлен отдельный технический паспорт (письмо от 17.03.2011 № 53).

Вместе с тем на заседании Комиссии представитель ОАО "РЖД" и гражданка Клестова И.А. признали, что сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1, являются одним и тем же объектом недвижимости.

Таким образом, право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Следовательно, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать споры о гражданских правах на недвижимое имущество.

В данном случае отношения между ООО "Лига" и ОАО "РЖД" регулируются специальными нормами транспортного законодательства – Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав).

Как указано в части первой статьи 1 Устава, Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В соответствии со статьёй 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Согласно статье 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

В силу абзаца 3 статьи 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Поскольку выбор схемы договорных отношений (договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов) зависит от того, в чьей собственности находится железнодорожный путь необщего пользования, а между ОАО "РЖД" и гражданкой «…» имеется спор о праве собственности на такой железнодорожный путь, отказ ОАО "РЖД" от заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО "Лига" (арендатором) при наличии заключённого между ними договора на подачу и уборку вагонов не может быть признан злоупотреблением доминирующим положением (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

22.03.2012 между ОАО "РЖД" и ООО "Лига" был заключён договор на подачу и уборку вагонов № 4/50.

В соответствии с пунктом 23 данного договора срок его действия установлен с 01.04.2012 по 31.03.2013.

В то же время ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском о признании отсутствующим права собственности «…» на сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает возможным прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ОАО "РЖД".

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 14 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 197-11-а о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трёх  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 14224 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 197-11-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14224 [type] => solution [language] => ru [created] => 1417175628 [changed] => 1417175682 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1417175682 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение по делу № 197-11-а

 

 г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2012.

Решение в полном объёме изготовлено 29.05.2012.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрела дело № 197-11-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

 

 

Комиссия установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ООО "Лига" от 01.12.2010 № 48 (вх. № 16769-10 от 20.12.2010) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "РЖД", выразившимся в отказе от заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО "Лига".

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 25.05.2007, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.11.2011, за муниципальным образованием Соликамский муниципальный район Пермского края признано право муниципальной собственности на железнодорожный тупик протяженностью 283,71 п. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 50а.

По договору купли-продажи недвижимости от 15.06.2010 № 37, заключённому по результатам торгов, Комитет имущественных отношений Соликамского муниципального района Пермского края (продавец) реализовал гражданке Клестовой И.А. (покупателю) сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9. Имущество передано покупателю по акту приёма-передачи от 22.07.2010, право собственности гражданки «…» на указанный объект недвижимости зарегистрировано согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.08.2010.

06.10.2010 между гражданкой «….» (арендодателем) и ООО "Лига" (арендатором) заключён договор аренды сооружения – железнодорожного тупика протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и земельного участка площадью 1 898 кв. метров с кадастровым номером 59:10:0501002:47, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9. Срок действия договора – до 06.09.2011.

ООО "Лига", являясь владельцем (арендатором) путей необщего пользования, направило ОАО "РЖД" письмо от 29.10.2010 № 46 с предложением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования – железнодорожного тупика протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9.

ОАО "РЖД" письмом от 09.11.2010 № ДЦСМ-101 отказало ООО "Лига" в заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, мотивировав невозможность заключения договора ссылкой на нахождение указанного пути в собственности самого ОАО "РЖД".

В подтверждение своих доводов ОАО "РЖД" представило в Управление свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.11.2009, выданное ему Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, на подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1.

На момент обращения ООО "Лига" в ОАО "РЖД" с письмом от 29.10.2010 № 46 отношения между сторонами регулировались договором на подачу и уборку вагонов от 01.01.2010 № 117.

Согласно данным архива технической инвентаризации государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1, являются самостоятельными объектами технического учёта и на каждый из них изготовлен отдельный технический паспорт (письмо от 17.03.2011 № 53).

Вместе с тем на заседании Комиссии представитель ОАО "РЖД" и гражданка Клестова И.А. признали, что сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1, являются одним и тем же объектом недвижимости.

Таким образом, право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Следовательно, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать споры о гражданских правах на недвижимое имущество.

В данном случае отношения между ООО "Лига" и ОАО "РЖД" регулируются специальными нормами транспортного законодательства – Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав).

Как указано в части первой статьи 1 Устава, Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В соответствии со статьёй 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Согласно статье 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

В силу абзаца 3 статьи 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Поскольку выбор схемы договорных отношений (договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов) зависит от того, в чьей собственности находится железнодорожный путь необщего пользования, а между ОАО "РЖД" и гражданкой «…» имеется спор о праве собственности на такой железнодорожный путь, отказ ОАО "РЖД" от заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО "Лига" (арендатором) при наличии заключённого между ними договора на подачу и уборку вагонов не может быть признан злоупотреблением доминирующим положением (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

22.03.2012 между ОАО "РЖД" и ООО "Лига" был заключён договор на подачу и уборку вагонов № 4/50.

В соответствии с пунктом 23 данного договора срок его действия установлен с 01.04.2012 по 31.03.2013.

В то же время ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском о признании отсутствующим права собственности «…» на сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает возможным прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ОАО "РЖД".

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 14 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 197-11-а о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трёх  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение по делу № 197-11-а

 

 г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2012.

Решение в полном объёме изготовлено 29.05.2012.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрела дело № 197-11-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

 

 

Комиссия установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ООО "Лига" от 01.12.2010 № 48 (вх. № 16769-10 от 20.12.2010) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "РЖД", выразившимся в отказе от заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО "Лига".

Решением Соликамского городского суда Пермского края от 25.05.2007, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.11.2011, за муниципальным образованием Соликамский муниципальный район Пермского края признано право муниципальной собственности на железнодорожный тупик протяженностью 283,71 п. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 50а.

По договору купли-продажи недвижимости от 15.06.2010 № 37, заключённому по результатам торгов, Комитет имущественных отношений Соликамского муниципального района Пермского края (продавец) реализовал гражданке Клестовой И.А. (покупателю) сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9. Имущество передано покупателю по акту приёма-передачи от 22.07.2010, право собственности гражданки «…» на указанный объект недвижимости зарегистрировано согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.08.2010.

06.10.2010 между гражданкой «….» (арендодателем) и ООО "Лига" (арендатором) заключён договор аренды сооружения – железнодорожного тупика протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и земельного участка площадью 1 898 кв. метров с кадастровым номером 59:10:0501002:47, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9. Срок действия договора – до 06.09.2011.

ООО "Лига", являясь владельцем (арендатором) путей необщего пользования, направило ОАО "РЖД" письмо от 29.10.2010 № 46 с предложением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования – железнодорожного тупика протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9.

ОАО "РЖД" письмом от 09.11.2010 № ДЦСМ-101 отказало ООО "Лига" в заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, мотивировав невозможность заключения договора ссылкой на нахождение указанного пути в собственности самого ОАО "РЖД".

В подтверждение своих доводов ОАО "РЖД" представило в Управление свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.11.2009, выданное ему Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, на подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1.

На момент обращения ООО "Лига" в ОАО "РЖД" с письмом от 29.10.2010 № 46 отношения между сторонами регулировались договором на подачу и уборку вагонов от 01.01.2010 № 117.

Согласно данным архива технической инвентаризации государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1, являются самостоятельными объектами технического учёта и на каждый из них изготовлен отдельный технический паспорт (письмо от 17.03.2011 № 53).

Вместе с тем на заседании Комиссии представитель ОАО "РЖД" и гражданка Клестова И.А. признали, что сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9, и подъездной путь № 9а протяженностью 284 метра (лит. Г2), расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ст. Соликамск-1, являются одним и тем же объектом недвижимости.

Таким образом, право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Следовательно, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать споры о гражданских правах на недвижимое имущество.

В данном случае отношения между ООО "Лига" и ОАО "РЖД" регулируются специальными нормами транспортного законодательства – Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав).

Как указано в части первой статьи 1 Устава, Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

В соответствии со статьёй 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Согласно статье 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

В силу абзаца 3 статьи 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Поскольку выбор схемы договорных отношений (договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов) зависит от того, в чьей собственности находится железнодорожный путь необщего пользования, а между ОАО "РЖД" и гражданкой «…» имеется спор о праве собственности на такой железнодорожный путь, отказ ОАО "РЖД" от заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО "Лига" (арендатором) при наличии заключённого между ними договора на подачу и уборку вагонов не может быть признан злоупотреблением доминирующим положением (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

22.03.2012 между ОАО "РЖД" и ООО "Лига" был заключён договор на подачу и уборку вагонов № 4/50.

В соответствии с пунктом 23 данного договора срок его действия установлен с 01.04.2012 по 31.03.2013.

В то же время ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском о признании отсутствующим права собственности «…» на сооружение – железнодорожный тупик протяженностью 223,4 п. м, инв. № 79, расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 50а/9.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает возможным прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ОАО "РЖД".

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 14 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 197-11-а о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трёх  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 197-11-а [format] => [safe_value] => № 197-11-а ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 46 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 46 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-30 10:51:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-29 10:51:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1417175628 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )