Решение по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)

Номер дела: 10615-14/э
Дата публикации: 21 июля 2014, 17:30

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)

о нарушении антимонопольного законодательства

 

21.07.2014 г.                                                                                                                 г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия)

 

 

рассмотрев  жалобу ООО «Группа Финансы» (далее –заявитель) (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru,

 

                                                                                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

          25.06.2014 г.  МУП «Водоканал г. Березники» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года».

          По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии  на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5486-1 «О государственной тайне».

         Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

        С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.

       

       Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

       Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.

       Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила).

В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.

Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения – организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов  лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.

В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

 Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение «сторонних организаций» для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

         В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года» выступает муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – Предприятие).

         Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. №И01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

          Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

         Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.

Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию «Водоканал г. Березники» полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. №И01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать жалобу ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.

           2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 14045 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14045 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406633494 [changed] => 1406633494 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406633494 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)

о нарушении антимонопольного законодательства

 

21.07.2014 г.                                                                                                                 г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия)

 

 

рассмотрев  жалобу ООО «Группа Финансы» (далее –заявитель) (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru,

 

                                                                                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

          25.06.2014 г.  МУП «Водоканал г. Березники» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года».

          По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии  на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5486-1 «О государственной тайне».

         Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

        С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.

       

       Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

       Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.

       Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила).

В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.

Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения – организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов  лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.

В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

 Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение «сторонних организаций» для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

         В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года» выступает муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – Предприятие).

         Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. №И01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

          Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

         Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.

Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию «Водоканал г. Березники» полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. №И01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать жалобу ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.

           2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)

о нарушении антимонопольного законодательства

 

21.07.2014 г.                                                                                                                 г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия)

 

 

рассмотрев  жалобу ООО «Группа Финансы» (далее –заявитель) (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru,

 

                                                                                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

          25.06.2014 г.  МУП «Водоканал г. Березники» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года».

          По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии  на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5486-1 «О государственной тайне».

         Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

        С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.

       

       Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

       Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.

       Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила).

В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.

Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения – организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов  лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.

В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

 Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение «сторонних организаций» для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

         В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года» выступает муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – Предприятие).

         Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. №И01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

          Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

         Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.

Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию «Водоканал г. Березники» полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. №И01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать жалобу ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.

           2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 10615-14/э [format] => [safe_value] => 10615-14/э ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 63 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 63 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-21 11:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-21 11:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406633494 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )