Решение по делу № 876-13-а

Номер дела: 876-13-а
Дата публикации: 28 марта 2014, 11:48

  РЕШЕНИЕ

по делу № 876-13-а

 

17.03.2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "17" марта 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2014 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства 

рассмотрев дело № 876-13-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии Постановления № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», создающего дискриминационные условия деятельности абонентам ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах,

                       

УСТАНОВИЛА:

 

На территории города Перми поставку питьевой воды организациям и прием от них сточных вод осуществляет ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «Новогор-Прикамья»).

В своих заявлениях ОАО «Пермалко» (вх. № 08655-13 от 05.07.2013 г.) и ООО «Первый хлеб» (вх. № 10102-13 от 02.08.2013г.) (далее – Заявители) указывают следующее.

Администрацией города Перми принято Постановление № 322 от 03.08.2007 года, которое утверждает нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми абонентам ООО «Новогор-Прикамье» (далее-Постановление).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в питьевой воде, производимой и подаваемой централизованным системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие санитарных правил. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее-Санитарные правила).

По мнению Заявителей, качество сточных вод не должно быть выше качества питьевой воды по всем показателям. Однако, из сравнительного анализа Постановления и Санитарных правил следует, что для сточных вод установлены более высокие требования к качеству, чем для питьевой воды. При этом, в случае превышения установленных Постановлением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, последние вынуждены осуществлять плату ООО «Новогор-Прикамье», рассчитываемую согласно Указа Губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167.

Таким образом, Постановлением создаются дискриминационные условия деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах, что нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация города Перми (далее – Администрация) нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признает. Представитель Администрации при рассмотрении дела указал, что нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации не зависят от нормативов по качеству питьевой воды. Действующим законодательством не установлены требования по согласованию данных показателей. Полагает, что нормы Постановления не нарушают права Заявителей.

По мнению ООО «Новогор-Прикамье», нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные Постановлением, для абонентов обеспечивают соблюдение норм природоохранного законодательства в части недопущения попадания загрязняющих  веществ в соответствующий водный объект. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела Представители ООО «Новогор-Прикамье» неоднократно заявляли, что для соблюдения спорных нормативов сброса абонентам необходимо производить очистку сточных вод самостоятельно перед их сбросом в систему центральной канализации города Перми.

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

На территории Российской Федерации деятельность в сфере водоотведения регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ( далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно п. 23 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, под сточными водами централизованной системы водоотведения понимается принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее -  Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ) установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении и Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ устанавливают условие о том, что вода, поступающая от абонентов в процессе хозяйственной деятельности в систему канализации будет более загрязненной в сравнении с питьевой водой, поставляемой абонентам и соответственно будет нуждаться в очистке перед сбросом ее в водный объект. В свою очередь, органы местного самоуправления должны устанавливать нормативы допустимого сброса загрязнений  сточных вод с учетом данного условия.

В рассматриваемом случае сравнительный анализ Постановления, принятого во исполнение Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской думы от 24.12.2002 г № 128, и Санитарных правил показал, что требование к некоторым показателям качества сточных вод мягче, чем к тем же показателям, установленным для питьевой воды. В частности:

 

Показатели

Нормативы по Санитарным правилам для качества питьевой воды (Мг/л)

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Сухой остаток

1000 (1500)

900

Медь

1,0

0,04

Никель

0,1

0,06

Сульфаты

500

240

Хлориды

350

140

Цинк

5,0

0,06

Нитробензол

0,2

0,01

При рассмотрении дела Администрацией не представлено доказательств обоснованности установления нормативов указанных показателей, в том числе в соответствии с нормами природоохранного законодательства. ООО «Новогор-Прикамье» также не представлено  данных доказательств.

Учитывая изложенное, доводы Заявителей находят свое подтверждение. ООО «Новогор-Прикамье» осуществляет поставку питьевой воды в более загрязненном виде по сравнению с тем, какую воду оно готово принимать от этих же абонентов. При этом, для того, что избежать применения платы за превышение нормативов загрязняющих веществ, абоненты ООО «Новогор-Прикамье», получив питьевую воду с указанными в Таблице загрязненными веществами (количественное содержание которых допускается Санитарными правилами) и используя ее в процессе хозяйственной деятельности, фактически не имеют права сбрасывать ее в систему центральной канализации без предварительной очистки.

Одной из основных целей законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения является снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (п. 3 ч.3 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Между тем, очистка сточных вод является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», как предприятия водопроводно-коммунального хозяйства   (ст. 26 Закона о водоснабжении и водоотведении). Указанное обстоятельно Ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривается.

Кроме того, в соответствии с Экспертным заключением Региональной экономической комиссии Пермского края об установлении тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Новогор-Прикамье» (г.Пермь) на 2013 год, отведение сточных вод включает не только транспортировку стоков, но и их очистку. Так согласно данному экспертному заключению, при установлении тарифа в сфере водоотведения были включены следующие затраты, связанные с очисткой сточных вод: расходы на химреагенты, электроэнергию, на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоотведения, цеховые расходы, оплата труда соответствующих работников, общеэксплуатационные расходы.

Таким образом, тариф на водоотведение, утвержденный ООО «Новогор-Прикамье»,  уже предусматривает затраты на проведение очистки сточных вод.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России также было принято во внимание следующее обстоятельство.

Нормативы допустимого загрязнения сточных вод, установленные Постановлением, не применяются к ООО «Новогор-Прикамье», в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В отношении ООО «Новогор-Прикамье» соответствующими природоохранными органами утверждены специальные нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, как для абонента, осуществляющего сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

Как следует из пояснений ОАО «Пермалко», информация о нормативах допустимой концентрации загрязняющих веществ сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» размещена на официальном сайте.

Сравнение показателей качества сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» и его абонентов свидетельствует о том, что ООО «Новогор-Прикамье» допускается сброс загрязняющих веществ сточных вод в водный объект в одинаковом или большем объеме по сравнению с показателями, установленными для его абонентов при сбросе в систему централизованной канализации.

 

Показатели

Нормативы по Санитарным правилам для качества питьевой воды (Мг/л)

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье» (Мг/л)

Сухой остаток

1000(1500)

900

1050

Сульфаты

500

240

298,100

Хлориды

350

140

140

 

Таким образом, фактически по указанным видам загрязняющих веществ ООО «Новогор-Прикамье» не только не производит очистку сточных вод, но и имеет возможность сбрасывать их в водные объекты в более загрязненном состоянии по сравнению с требованиями, установленными для сточных вод его абонентов. Данные нормативы, установленные для ООО «Новогор-Прикамье» также свидетельствуют о необоснованно завышенных требованиях к качеству сточных вод абонентов.

Из анализа вышеизложенного следует, принимая Постановление, Администрация утвердила заведомо неисполнимые нормативы допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол. Для соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ по данным показателям хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» вынуждены производить очистку сбрасываемых сточных вод, при условии, что это является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье» и фактически заложено в утвержденный тариф на водоотведение, что приводит к дополнительным затратам хозяйствующих субъектов. В противном случае абоненты ООО «Новогор-Прикамье»  оплачивают штрафы за превышение соответствующих показателей загрязняющих веществ в своих сточных водах, что также приводит к их дополнительным затратам, не предусмотренных действующим федеральным законодательством (доказательства оплаты данных штрафов представлены в материалы дела).

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» осуществляют свою деятельность на различных товарных рынках. Товарный рынок реализации алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ОАО «Пермалко», а также рынок реализации хлебобулочной продукции, на котором осуществляет деятельность ООО «Первый хлеб» не ограничены территорией города Перми. Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новогор-Прикамье» указанных выше затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством, приводит к ограничению конкурентоспособности рассматриваемых хозяйствующих субъектов по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на соответствующих товарных рынках за пределами города Перми.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Перми факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

2. Выдать Администрации города Перми предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Постановление № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

 

 

                                                                               

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 13999 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 876-13-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13999 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404798797 [changed] => 1404798797 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404798797 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  РЕШЕНИЕ

по делу № 876-13-а

 

17.03.2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "17" марта 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2014 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства 

рассмотрев дело № 876-13-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии Постановления № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», создающего дискриминационные условия деятельности абонентам ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах,

                       

УСТАНОВИЛА:

 

На территории города Перми поставку питьевой воды организациям и прием от них сточных вод осуществляет ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «Новогор-Прикамья»).

В своих заявлениях ОАО «Пермалко» (вх. № 08655-13 от 05.07.2013 г.) и ООО «Первый хлеб» (вх. № 10102-13 от 02.08.2013г.) (далее – Заявители) указывают следующее.

Администрацией города Перми принято Постановление № 322 от 03.08.2007 года, которое утверждает нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми абонентам ООО «Новогор-Прикамье» (далее-Постановление).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в питьевой воде, производимой и подаваемой централизованным системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие санитарных правил. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее-Санитарные правила).

По мнению Заявителей, качество сточных вод не должно быть выше качества питьевой воды по всем показателям. Однако, из сравнительного анализа Постановления и Санитарных правил следует, что для сточных вод установлены более высокие требования к качеству, чем для питьевой воды. При этом, в случае превышения установленных Постановлением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, последние вынуждены осуществлять плату ООО «Новогор-Прикамье», рассчитываемую согласно Указа Губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167.

Таким образом, Постановлением создаются дискриминационные условия деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах, что нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация города Перми (далее – Администрация) нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признает. Представитель Администрации при рассмотрении дела указал, что нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации не зависят от нормативов по качеству питьевой воды. Действующим законодательством не установлены требования по согласованию данных показателей. Полагает, что нормы Постановления не нарушают права Заявителей.

По мнению ООО «Новогор-Прикамье», нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные Постановлением, для абонентов обеспечивают соблюдение норм природоохранного законодательства в части недопущения попадания загрязняющих  веществ в соответствующий водный объект. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела Представители ООО «Новогор-Прикамье» неоднократно заявляли, что для соблюдения спорных нормативов сброса абонентам необходимо производить очистку сточных вод самостоятельно перед их сбросом в систему центральной канализации города Перми.

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

На территории Российской Федерации деятельность в сфере водоотведения регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ( далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно п. 23 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, под сточными водами централизованной системы водоотведения понимается принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее -  Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ) установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении и Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ устанавливают условие о том, что вода, поступающая от абонентов в процессе хозяйственной деятельности в систему канализации будет более загрязненной в сравнении с питьевой водой, поставляемой абонентам и соответственно будет нуждаться в очистке перед сбросом ее в водный объект. В свою очередь, органы местного самоуправления должны устанавливать нормативы допустимого сброса загрязнений  сточных вод с учетом данного условия.

В рассматриваемом случае сравнительный анализ Постановления, принятого во исполнение Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской думы от 24.12.2002 г № 128, и Санитарных правил показал, что требование к некоторым показателям качества сточных вод мягче, чем к тем же показателям, установленным для питьевой воды. В частности:

 

Показатели

Нормативы по Санитарным правилам для качества питьевой воды (Мг/л)

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Сухой остаток

1000 (1500)

900

Медь

1,0

0,04

Никель

0,1

0,06

Сульфаты

500

240

Хлориды

350

140

Цинк

5,0

0,06

Нитробензол

0,2

0,01

При рассмотрении дела Администрацией не представлено доказательств обоснованности установления нормативов указанных показателей, в том числе в соответствии с нормами природоохранного законодательства. ООО «Новогор-Прикамье» также не представлено  данных доказательств.

Учитывая изложенное, доводы Заявителей находят свое подтверждение. ООО «Новогор-Прикамье» осуществляет поставку питьевой воды в более загрязненном виде по сравнению с тем, какую воду оно готово принимать от этих же абонентов. При этом, для того, что избежать применения платы за превышение нормативов загрязняющих веществ, абоненты ООО «Новогор-Прикамье», получив питьевую воду с указанными в Таблице загрязненными веществами (количественное содержание которых допускается Санитарными правилами) и используя ее в процессе хозяйственной деятельности, фактически не имеют права сбрасывать ее в систему центральной канализации без предварительной очистки.

Одной из основных целей законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения является снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (п. 3 ч.3 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Между тем, очистка сточных вод является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», как предприятия водопроводно-коммунального хозяйства   (ст. 26 Закона о водоснабжении и водоотведении). Указанное обстоятельно Ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривается.

Кроме того, в соответствии с Экспертным заключением Региональной экономической комиссии Пермского края об установлении тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Новогор-Прикамье» (г.Пермь) на 2013 год, отведение сточных вод включает не только транспортировку стоков, но и их очистку. Так согласно данному экспертному заключению, при установлении тарифа в сфере водоотведения были включены следующие затраты, связанные с очисткой сточных вод: расходы на химреагенты, электроэнергию, на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоотведения, цеховые расходы, оплата труда соответствующих работников, общеэксплуатационные расходы.

Таким образом, тариф на водоотведение, утвержденный ООО «Новогор-Прикамье»,  уже предусматривает затраты на проведение очистки сточных вод.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России также было принято во внимание следующее обстоятельство.

Нормативы допустимого загрязнения сточных вод, установленные Постановлением, не применяются к ООО «Новогор-Прикамье», в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В отношении ООО «Новогор-Прикамье» соответствующими природоохранными органами утверждены специальные нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, как для абонента, осуществляющего сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

Как следует из пояснений ОАО «Пермалко», информация о нормативах допустимой концентрации загрязняющих веществ сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» размещена на официальном сайте.

Сравнение показателей качества сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» и его абонентов свидетельствует о том, что ООО «Новогор-Прикамье» допускается сброс загрязняющих веществ сточных вод в водный объект в одинаковом или большем объеме по сравнению с показателями, установленными для его абонентов при сбросе в систему централизованной канализации.

 

Показатели

Нормативы по Санитарным правилам для качества питьевой воды (Мг/л)

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье» (Мг/л)

Сухой остаток

1000(1500)

900

1050

Сульфаты

500

240

298,100

Хлориды

350

140

140

 

Таким образом, фактически по указанным видам загрязняющих веществ ООО «Новогор-Прикамье» не только не производит очистку сточных вод, но и имеет возможность сбрасывать их в водные объекты в более загрязненном состоянии по сравнению с требованиями, установленными для сточных вод его абонентов. Данные нормативы, установленные для ООО «Новогор-Прикамье» также свидетельствуют о необоснованно завышенных требованиях к качеству сточных вод абонентов.

Из анализа вышеизложенного следует, принимая Постановление, Администрация утвердила заведомо неисполнимые нормативы допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол. Для соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ по данным показателям хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» вынуждены производить очистку сбрасываемых сточных вод, при условии, что это является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье» и фактически заложено в утвержденный тариф на водоотведение, что приводит к дополнительным затратам хозяйствующих субъектов. В противном случае абоненты ООО «Новогор-Прикамье»  оплачивают штрафы за превышение соответствующих показателей загрязняющих веществ в своих сточных водах, что также приводит к их дополнительным затратам, не предусмотренных действующим федеральным законодательством (доказательства оплаты данных штрафов представлены в материалы дела).

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» осуществляют свою деятельность на различных товарных рынках. Товарный рынок реализации алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ОАО «Пермалко», а также рынок реализации хлебобулочной продукции, на котором осуществляет деятельность ООО «Первый хлеб» не ограничены территорией города Перми. Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новогор-Прикамье» указанных выше затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством, приводит к ограничению конкурентоспособности рассматриваемых хозяйствующих субъектов по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на соответствующих товарных рынках за пределами города Перми.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Перми факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

2. Выдать Администрации города Перми предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Постановление № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

 

 

                                                                               

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  РЕШЕНИЕ

по делу № 876-13-а

 

17.03.2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "17" марта 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2014 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства 

рассмотрев дело № 876-13-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии Постановления № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», создающего дискриминационные условия деятельности абонентам ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах,

                       

УСТАНОВИЛА:

 

На территории города Перми поставку питьевой воды организациям и прием от них сточных вод осуществляет ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «Новогор-Прикамья»).

В своих заявлениях ОАО «Пермалко» (вх. № 08655-13 от 05.07.2013 г.) и ООО «Первый хлеб» (вх. № 10102-13 от 02.08.2013г.) (далее – Заявители) указывают следующее.

Администрацией города Перми принято Постановление № 322 от 03.08.2007 года, которое утверждает нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми абонентам ООО «Новогор-Прикамье» (далее-Постановление).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в питьевой воде, производимой и подаваемой централизованным системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие санитарных правил. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее-Санитарные правила).

По мнению Заявителей, качество сточных вод не должно быть выше качества питьевой воды по всем показателям. Однако, из сравнительного анализа Постановления и Санитарных правил следует, что для сточных вод установлены более высокие требования к качеству, чем для питьевой воды. При этом, в случае превышения установленных Постановлением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, последние вынуждены осуществлять плату ООО «Новогор-Прикамье», рассчитываемую согласно Указа Губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167.

Таким образом, Постановлением создаются дискриминационные условия деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах, что нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация города Перми (далее – Администрация) нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признает. Представитель Администрации при рассмотрении дела указал, что нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации не зависят от нормативов по качеству питьевой воды. Действующим законодательством не установлены требования по согласованию данных показателей. Полагает, что нормы Постановления не нарушают права Заявителей.

По мнению ООО «Новогор-Прикамье», нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные Постановлением, для абонентов обеспечивают соблюдение норм природоохранного законодательства в части недопущения попадания загрязняющих  веществ в соответствующий водный объект. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела Представители ООО «Новогор-Прикамье» неоднократно заявляли, что для соблюдения спорных нормативов сброса абонентам необходимо производить очистку сточных вод самостоятельно перед их сбросом в систему центральной канализации города Перми.

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

На территории Российской Федерации деятельность в сфере водоотведения регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ( далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно п. 23 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, под сточными водами централизованной системы водоотведения понимается принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее -  Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ) установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении и Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ устанавливают условие о том, что вода, поступающая от абонентов в процессе хозяйственной деятельности в систему канализации будет более загрязненной в сравнении с питьевой водой, поставляемой абонентам и соответственно будет нуждаться в очистке перед сбросом ее в водный объект. В свою очередь, органы местного самоуправления должны устанавливать нормативы допустимого сброса загрязнений  сточных вод с учетом данного условия.

В рассматриваемом случае сравнительный анализ Постановления, принятого во исполнение Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской думы от 24.12.2002 г № 128, и Санитарных правил показал, что требование к некоторым показателям качества сточных вод мягче, чем к тем же показателям, установленным для питьевой воды. В частности:

 

Показатели

Нормативы по Санитарным правилам для качества питьевой воды (Мг/л)

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Сухой остаток

1000 (1500)

900

Медь

1,0

0,04

Никель

0,1

0,06

Сульфаты

500

240

Хлориды

350

140

Цинк

5,0

0,06

Нитробензол

0,2

0,01

При рассмотрении дела Администрацией не представлено доказательств обоснованности установления нормативов указанных показателей, в том числе в соответствии с нормами природоохранного законодательства. ООО «Новогор-Прикамье» также не представлено  данных доказательств.

Учитывая изложенное, доводы Заявителей находят свое подтверждение. ООО «Новогор-Прикамье» осуществляет поставку питьевой воды в более загрязненном виде по сравнению с тем, какую воду оно готово принимать от этих же абонентов. При этом, для того, что избежать применения платы за превышение нормативов загрязняющих веществ, абоненты ООО «Новогор-Прикамье», получив питьевую воду с указанными в Таблице загрязненными веществами (количественное содержание которых допускается Санитарными правилами) и используя ее в процессе хозяйственной деятельности, фактически не имеют права сбрасывать ее в систему центральной канализации без предварительной очистки.

Одной из основных целей законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения является снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (п. 3 ч.3 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Между тем, очистка сточных вод является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», как предприятия водопроводно-коммунального хозяйства   (ст. 26 Закона о водоснабжении и водоотведении). Указанное обстоятельно Ответчиком и заинтересованным лицом не оспаривается.

Кроме того, в соответствии с Экспертным заключением Региональной экономической комиссии Пермского края об установлении тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Новогор-Прикамье» (г.Пермь) на 2013 год, отведение сточных вод включает не только транспортировку стоков, но и их очистку. Так согласно данному экспертному заключению, при установлении тарифа в сфере водоотведения были включены следующие затраты, связанные с очисткой сточных вод: расходы на химреагенты, электроэнергию, на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоотведения, цеховые расходы, оплата труда соответствующих работников, общеэксплуатационные расходы.

Таким образом, тариф на водоотведение, утвержденный ООО «Новогор-Прикамье»,  уже предусматривает затраты на проведение очистки сточных вод.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России также было принято во внимание следующее обстоятельство.

Нормативы допустимого загрязнения сточных вод, установленные Постановлением, не применяются к ООО «Новогор-Прикамье», в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В отношении ООО «Новогор-Прикамье» соответствующими природоохранными органами утверждены специальные нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, как для абонента, осуществляющего сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

Как следует из пояснений ОАО «Пермалко», информация о нормативах допустимой концентрации загрязняющих веществ сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» размещена на официальном сайте.

Сравнение показателей качества сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» и его абонентов свидетельствует о том, что ООО «Новогор-Прикамье» допускается сброс загрязняющих веществ сточных вод в водный объект в одинаковом или большем объеме по сравнению с показателями, установленными для его абонентов при сбросе в систему централизованной канализации.

 

Показатели

Нормативы по Санитарным правилам для качества питьевой воды (Мг/л)

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье» (Мг/л)

Сухой остаток

1000(1500)

900

1050

Сульфаты

500

240

298,100

Хлориды

350

140

140

 

Таким образом, фактически по указанным видам загрязняющих веществ ООО «Новогор-Прикамье» не только не производит очистку сточных вод, но и имеет возможность сбрасывать их в водные объекты в более загрязненном состоянии по сравнению с требованиями, установленными для сточных вод его абонентов. Данные нормативы, установленные для ООО «Новогор-Прикамье» также свидетельствуют о необоснованно завышенных требованиях к качеству сточных вод абонентов.

Из анализа вышеизложенного следует, принимая Постановление, Администрация утвердила заведомо неисполнимые нормативы допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол. Для соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ по данным показателям хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» вынуждены производить очистку сбрасываемых сточных вод, при условии, что это является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье» и фактически заложено в утвержденный тариф на водоотведение, что приводит к дополнительным затратам хозяйствующих субъектов. В противном случае абоненты ООО «Новогор-Прикамье»  оплачивают штрафы за превышение соответствующих показателей загрязняющих веществ в своих сточных водах, что также приводит к их дополнительным затратам, не предусмотренных действующим федеральным законодательством (доказательства оплаты данных штрафов представлены в материалы дела).

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» осуществляют свою деятельность на различных товарных рынках. Товарный рынок реализации алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ОАО «Пермалко», а также рынок реализации хлебобулочной продукции, на котором осуществляет деятельность ООО «Первый хлеб» не ограничены территорией города Перми. Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новогор-Прикамье» указанных выше затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством, приводит к ограничению конкурентоспособности рассматриваемых хозяйствующих субъектов по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на соответствующих товарных рынках за пределами города Перми.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Перми факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

2. Выдать Администрации города Перми предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Постановление № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

 

 

                                                                               

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 876-13-а [format] => [safe_value] => 876-13-а ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-28 05:48:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-28 05:48:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404798797 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )