Решение по делу № 711-12-а

Номер дела: 711-12-а
Дата публикации: 12 октября 2012, 14:40

РЕШЕНИЕ

по делу № 711-12-а

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.10.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 12.10.2012 г.                                                   г. Пермь                            

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии: - (…);

Членов Комиссии:          -(…);

 - (…),

 

в присутствии представителей:

 

  • (…);
  • (…);

 

рассмотрев дело № 711-12-а по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Пермская энергосбытовая компания» (ул. Тимирязева, 37, г. Пермь, 614007) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного введения в период с 07.08.2012 г. по 15.08.2012 г. полного ограничения электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ООО «Лысьва-ТеплоСервис» (вх. от 01.08.2012 г. №10251-12) с просьбой провести проверку действий ОАО «Пермэнергосбыт» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение не признало. В обоснование своей позиции указало, что произведенное ограничение  подачи электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» явилось следствием ненадлежащего исполнения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» обязательств по оплате поставленной ОАО «Пермэнергосбыт» электрической энергии. 

 

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.

 

Согласно Уставу ОАО «Пермэнергосбыт», утверждённому внеочередным Общим собранием акционеров ОАО «Пермэнергосбыт» (Протокол № 9 от 22.01.2010г.) основной целью деятельности Общества, в том числе, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.07г. № 4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» (ред. от 22.06.2010г.) ОАО «Пермэнергосбыт» признано приобретшим статус гарантирующего поставщика в рамках административных границ Пермского края.

Приказами  Пермского  УФАС России (…) ОАО «Пермэнергосбыт» включено в реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов,  с долей на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) более 50%  в границах Пермского края.

ООО «Лысьва-ТеплоСервис» предоставляет услуги по поставке питьевой воды, водоотведению и очистке сточных вод в границах Лысьвенского муниципального района.

Между ООО «Лысьва-ТеплоСервис» и ОАО «Пермэнергосбыт» заключен договор электроснабжения (…), согласно условиям которого ОАО «Пермэнергосбыт» как Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электроэнергии и мощности, а ООО «Лысьва-ТеплоСервис» обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и мощность в сроки и на условиях, предусмотренных договором, в том числе на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» (…).

23.07.2012 г. ОАО «Пермэнергосбыт» направило уведомление в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» о введении 07.08.2012 г. частичного ограничения режима потребления электроэнергии и полного ограничения режима потребления электроэнергии на объектах водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

Также 25.07.2012 г. ОАО «Пермэнергосбыт» направило в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора электроснабжения от 16.12.2011 г. № 203.

ОАО «Пермэнергосбыт» вводило ограничения на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»: 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут, что подтверждается соответствующими актами.

Определениями Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 г. и 20.08.2012 г. приняты обеспечительные меры по исковому заявлению ООО «Лысьва-ТеплоСервис» к ОАО «Пермэнергосбыт» о признании действий по введению ограничении режима потребления электроэнергии незаконными в виде запрета ОАО «Пермэнергосбыт» совершать действия по ограничению подачи электроэнергии на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

15.08.2012 г. в 17 часов 55 минут подача электроэнергии возобновлена на все объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис», что подтверждается материалами дела.    

ОАО «Пермэнергосбыт» не представило каких-либо иных доказательств, обосновывающих экономически и технологически введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» в период с 07.08.2012 г. по 15.08.2012 г., кроме наличия задолженности по оплате электроэнергии со стороны ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

 

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены ст.ст. 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено ст. 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции, данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены ст. 10 Закона о защите конкуренции, согласно п. 4 ч. 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям указаны в Приложении к Правилам № 442. 

Исходя из п. 2 Приложения к Правилам № 442 к указанным категориям потребителей относятся, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

 

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия  пришла к следующим выводам.

 

ОАО «Пермэнергосбыт» - Гарантирующий поставщик электрической энергии в границах Пермского края, имеет на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) долю более 50%  в границах Пермского края, следовательно, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.

ООО «Лысьва-ТеплоСервис» предоставляет услуги по поставке питьевой воды, водоотведению и очистке сточных вод для потребителей в границах Лысьвенского муниципального района, а также владеет объектами, введение ограничения режима потребления электроэнергии на которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. 

Поэтому введение ограничения режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»: 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут могло привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в связи с прекращением водоснабжения в г. Лысьва.

Учитывая, что ОАО «Пермэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии, то введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» при наличии запрета, предусмотренного законодательством РФ, расценено как злоупотребление доминирующим положение на рынке купли-продажи, что запрещено п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ОАО «Пермэнергосбыт», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением на рынке купли-продажи электрической энергии. 

Таким образом, в действиях ОАО «Пермэнергосбыт», занимающего доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в географических границах реализации (продажи) электрической энергии ООО «Лысьва-ТеплоСервис» установлено нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически и технологически необоснованном введении ограничения (прекращения) режима потребления электроэнергии на объектах водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут, что могло привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Пермэнергосбыт» оснований для выдачи предписания нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном введении в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис», полного ограничения режима потребления электрической энергии.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 711-12-а в связи с его добровольным устранением.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Председатель комиссии                                                                              (…)                                                                       

 

Члены Комиссии:                                                                                         (…)                                                 

 

                                                                                                                (…)

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 12819 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 711-12-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12819 [type] => solution [language] => ru [created] => 1365756082 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 711-12-а

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.10.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 12.10.2012 г.                                                   г. Пермь                            

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии: - (…);

Членов Комиссии:          -(…);

 - (…),

 

в присутствии представителей:

 

  • (…);
  • (…);

 

рассмотрев дело № 711-12-а по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Пермская энергосбытовая компания» (ул. Тимирязева, 37, г. Пермь, 614007) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного введения в период с 07.08.2012 г. по 15.08.2012 г. полного ограничения электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ООО «Лысьва-ТеплоСервис» (вх. от 01.08.2012 г. №10251-12) с просьбой провести проверку действий ОАО «Пермэнергосбыт» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение не признало. В обоснование своей позиции указало, что произведенное ограничение  подачи электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» явилось следствием ненадлежащего исполнения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» обязательств по оплате поставленной ОАО «Пермэнергосбыт» электрической энергии. 

 

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.

 

Согласно Уставу ОАО «Пермэнергосбыт», утверждённому внеочередным Общим собранием акционеров ОАО «Пермэнергосбыт» (Протокол № 9 от 22.01.2010г.) основной целью деятельности Общества, в том числе, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.07г. № 4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» (ред. от 22.06.2010г.) ОАО «Пермэнергосбыт» признано приобретшим статус гарантирующего поставщика в рамках административных границ Пермского края.

Приказами  Пермского  УФАС России (…) ОАО «Пермэнергосбыт» включено в реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов,  с долей на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) более 50%  в границах Пермского края.

ООО «Лысьва-ТеплоСервис» предоставляет услуги по поставке питьевой воды, водоотведению и очистке сточных вод в границах Лысьвенского муниципального района.

Между ООО «Лысьва-ТеплоСервис» и ОАО «Пермэнергосбыт» заключен договор электроснабжения (…), согласно условиям которого ОАО «Пермэнергосбыт» как Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электроэнергии и мощности, а ООО «Лысьва-ТеплоСервис» обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и мощность в сроки и на условиях, предусмотренных договором, в том числе на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» (…).

23.07.2012 г. ОАО «Пермэнергосбыт» направило уведомление в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» о введении 07.08.2012 г. частичного ограничения режима потребления электроэнергии и полного ограничения режима потребления электроэнергии на объектах водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

Также 25.07.2012 г. ОАО «Пермэнергосбыт» направило в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора электроснабжения от 16.12.2011 г. № 203.

ОАО «Пермэнергосбыт» вводило ограничения на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»: 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут, что подтверждается соответствующими актами.

Определениями Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 г. и 20.08.2012 г. приняты обеспечительные меры по исковому заявлению ООО «Лысьва-ТеплоСервис» к ОАО «Пермэнергосбыт» о признании действий по введению ограничении режима потребления электроэнергии незаконными в виде запрета ОАО «Пермэнергосбыт» совершать действия по ограничению подачи электроэнергии на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

15.08.2012 г. в 17 часов 55 минут подача электроэнергии возобновлена на все объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис», что подтверждается материалами дела.    

ОАО «Пермэнергосбыт» не представило каких-либо иных доказательств, обосновывающих экономически и технологически введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» в период с 07.08.2012 г. по 15.08.2012 г., кроме наличия задолженности по оплате электроэнергии со стороны ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

 

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены ст.ст. 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено ст. 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции, данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены ст. 10 Закона о защите конкуренции, согласно п. 4 ч. 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям указаны в Приложении к Правилам № 442. 

Исходя из п. 2 Приложения к Правилам № 442 к указанным категориям потребителей относятся, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

 

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия  пришла к следующим выводам.

 

ОАО «Пермэнергосбыт» - Гарантирующий поставщик электрической энергии в границах Пермского края, имеет на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) долю более 50%  в границах Пермского края, следовательно, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.

ООО «Лысьва-ТеплоСервис» предоставляет услуги по поставке питьевой воды, водоотведению и очистке сточных вод для потребителей в границах Лысьвенского муниципального района, а также владеет объектами, введение ограничения режима потребления электроэнергии на которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. 

Поэтому введение ограничения режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»: 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут могло привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в связи с прекращением водоснабжения в г. Лысьва.

Учитывая, что ОАО «Пермэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии, то введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» при наличии запрета, предусмотренного законодательством РФ, расценено как злоупотребление доминирующим положение на рынке купли-продажи, что запрещено п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ОАО «Пермэнергосбыт», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением на рынке купли-продажи электрической энергии. 

Таким образом, в действиях ОАО «Пермэнергосбыт», занимающего доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в географических границах реализации (продажи) электрической энергии ООО «Лысьва-ТеплоСервис» установлено нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически и технологически необоснованном введении ограничения (прекращения) режима потребления электроэнергии на объектах водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут, что могло привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Пермэнергосбыт» оснований для выдачи предписания нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном введении в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис», полного ограничения режима потребления электрической энергии.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 711-12-а в связи с его добровольным устранением.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Председатель комиссии                                                                              (…)                                                                       

 

Члены Комиссии:                                                                                         (…)                                                 

 

                                                                                                                (…)

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 711-12-а

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.10.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 12.10.2012 г.                                                   г. Пермь                            

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии: - (…);

Членов Комиссии:          -(…);

 - (…),

 

в присутствии представителей:

 

  • (…);
  • (…);

 

рассмотрев дело № 711-12-а по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Пермская энергосбытовая компания» (ул. Тимирязева, 37, г. Пермь, 614007) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного введения в период с 07.08.2012 г. по 15.08.2012 г. полного ограничения электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление ООО «Лысьва-ТеплоСервис» (вх. от 01.08.2012 г. №10251-12) с просьбой провести проверку действий ОАО «Пермэнергосбыт» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение не признало. В обоснование своей позиции указало, что произведенное ограничение  подачи электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» явилось следствием ненадлежащего исполнения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» обязательств по оплате поставленной ОАО «Пермэнергосбыт» электрической энергии. 

 

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.

 

Согласно Уставу ОАО «Пермэнергосбыт», утверждённому внеочередным Общим собранием акционеров ОАО «Пермэнергосбыт» (Протокол № 9 от 22.01.2010г.) основной целью деятельности Общества, в том числе, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.07г. № 4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» (ред. от 22.06.2010г.) ОАО «Пермэнергосбыт» признано приобретшим статус гарантирующего поставщика в рамках административных границ Пермского края.

Приказами  Пермского  УФАС России (…) ОАО «Пермэнергосбыт» включено в реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов,  с долей на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) более 50%  в границах Пермского края.

ООО «Лысьва-ТеплоСервис» предоставляет услуги по поставке питьевой воды, водоотведению и очистке сточных вод в границах Лысьвенского муниципального района.

Между ООО «Лысьва-ТеплоСервис» и ОАО «Пермэнергосбыт» заключен договор электроснабжения (…), согласно условиям которого ОАО «Пермэнергосбыт» как Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электроэнергии и мощности, а ООО «Лысьва-ТеплоСервис» обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и мощность в сроки и на условиях, предусмотренных договором, в том числе на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» (…).

23.07.2012 г. ОАО «Пермэнергосбыт» направило уведомление в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» о введении 07.08.2012 г. частичного ограничения режима потребления электроэнергии и полного ограничения режима потребления электроэнергии на объектах водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

Также 25.07.2012 г. ОАО «Пермэнергосбыт» направило в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора электроснабжения от 16.12.2011 г. № 203.

ОАО «Пермэнергосбыт» вводило ограничения на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»: 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут, что подтверждается соответствующими актами.

Определениями Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 г. и 20.08.2012 г. приняты обеспечительные меры по исковому заявлению ООО «Лысьва-ТеплоСервис» к ОАО «Пермэнергосбыт» о признании действий по введению ограничении режима потребления электроэнергии незаконными в виде запрета ОАО «Пермэнергосбыт» совершать действия по ограничению подачи электроэнергии на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

15.08.2012 г. в 17 часов 55 минут подача электроэнергии возобновлена на все объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис», что подтверждается материалами дела.    

ОАО «Пермэнергосбыт» не представило каких-либо иных доказательств, обосновывающих экономически и технологически введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» в период с 07.08.2012 г. по 15.08.2012 г., кроме наличия задолженности по оплате электроэнергии со стороны ООО «Лысьва-ТеплоСервис».

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

 

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены ст.ст. 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено ст. 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции, данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены ст. 10 Закона о защите конкуренции, согласно п. 4 ч. 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям указаны в Приложении к Правилам № 442. 

Исходя из п. 2 Приложения к Правилам № 442 к указанным категориям потребителей относятся, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

 

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия  пришла к следующим выводам.

 

ОАО «Пермэнергосбыт» - Гарантирующий поставщик электрической энергии в границах Пермского края, имеет на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) долю более 50%  в границах Пермского края, следовательно, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.

ООО «Лысьва-ТеплоСервис» предоставляет услуги по поставке питьевой воды, водоотведению и очистке сточных вод для потребителей в границах Лысьвенского муниципального района, а также владеет объектами, введение ограничения режима потребления электроэнергии на которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. 

Поэтому введение ограничения режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис»: 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут могло привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в связи с прекращением водоснабжения в г. Лысьва.

Учитывая, что ОАО «Пермэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии, то введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» при наличии запрета, предусмотренного законодательством РФ, расценено как злоупотребление доминирующим положение на рынке купли-продажи, что запрещено п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ОАО «Пермэнергосбыт», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением на рынке купли-продажи электрической энергии. 

Таким образом, в действиях ОАО «Пермэнергосбыт», занимающего доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в географических границах реализации (продажи) электрической энергии ООО «Лысьва-ТеплоСервис» установлено нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически и технологически необоснованном введении ограничения (прекращения) режима потребления электроэнергии на объектах водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис» 07.08.2012 г. (…); 13.08.2012 г. (…) в 13 часов 15 минут; 14.08.2012 г. (…) в 15 часов 40 минут; 15.08.2012 г. (…) в 13 часов 20 минут, что могло привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Пермэнергосбыт» оснований для выдачи предписания нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном введении в отношении объектов водоснабжения ООО «Лысьва-ТеплоСервис», полного ограничения режима потребления электрической энергии.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 711-12-а в связи с его добровольным устранением.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства

 

 

Председатель комиссии                                                                              (…)                                                                       

 

Члены Комиссии:                                                                                         (…)                                                 

 

                                                                                                                (…)

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 711-12-а [format] => [safe_value] => 711-12-а ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-12 08:40:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-12 08:40:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1365756082 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )