УФАС ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ АНОНСИРОВАЛО НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОНЕРАМ И ВЗЯТОЧНИКАМ

Средний размер взятки в текущем году в Прикамье составил 416 тысяч рублей. Ну, годом ранее, к слову, он был гораздо меньше. Управление федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ранее анонсировало новые принципы в работе противодействию что ли коррупционерам и взяточникам. Ну, вот об этом сейчас и поговорим. У нас в гостях Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Приветствую вас, прежде всего.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Приветствую.

Автор сюжета:

Благодарю за вашу отзывчивость, вот. Александр Владимирович, ну, просто сегодня день как на подбор, там, да - вчерашнее вечернее задержание, там, господина Ковтуна, вот только что рассказывал про то, что Игорю Кожевникову продлили арест до 13 февраля. Больше дел-то будет, да, судя по всему против коррупционеров?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ну, я думаю, что да, эта история продолжится, будут в прогрессии расти претензии правоохранительного блока к нечистым на руку должностным лицам. Тем более у нас есть для этого новые подходы, новые методы работы.

Автор сюжета:

Вот, собственно, об этом и хотелось бы больше узнать. То есть модное слово, да, коллаборация некая возникла с силовыми структурами. Как будете взаимодействовать?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ну, во-первых, мы взаимодействовали, конечно, и раньше и обменивались информацией, обсуждали общие темы, но есть конкретика, которая позволит, на наш взгляд, в текущий момент резко улучшить показатели, в том числе по борьбе с коррупцией. И путь этот через наш функционал – это работа с информацией, которая к нам поступает в части пресечения картелей, то есть это так называемые антиконкурентные соглашения, которые либо происходят на товарных рынках, когда мы говорим о сговоре, допустим, продавцов на каком-нибудь, там, ну, допустим, сговор поставщиков питания или сговор поставщиков, которые продают товар через розничные магазины. Ну, либо другая ситуация, более распространенная, это сговор на торгах, то есть когда есть конкурсная процедура, и участники между собой сговариваются. Мы говорим прежде всего о госзакупках.

Автор сюжета:

Ну, понятно.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Госзакупках для муниципальных нужд, для государственных нужд. Потому что есть и другие торги, там тоже сговариваются. Но основное количество картелей приходится, конечно, на государственные муниципальные закупки. И история здесь следующая. Мы видим здесь какую тему для работы с правоохранительными органами? Всегда, как правило, практически за каждым сговором поставщиков стоит и покровительство заказчиков. То есть когда поставщики сговариваются, как правило, им покровительствует заказчик. Либо это устанавливают необходимые требования, комфортные требования для поставщика в техническом задании, либо это делается путем увеличения начальной цены торгов. Ну, мало того, что он еще всех отклоняет, он еще и цену увеличивает, чтобы они, ну, между собой поделили побольше. А это и есть коррупция, это и есть коррупция.

Автор сюжета:

Здесь в качестве ремарки могу отметить, что со стороны заказчика, ну, в части, там, госконтрактов бывают и обратные ситуации, когда на торгах, там, исполнитель падает на 90 процентов от стоимости, потом приходит, и выясняется, что он ничего не может сделать. Ему говорят: зачем ты падал, зачем ты вообще участвовал? – Вот хотелось. Но, собственно, к теме нашей сегодняшней беседы, наверное, не совсем имеет отношение, но так, в качестве ремарки. Так вот как же будет все это выстроено-то?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ну, вот смотрите, сейчас как история построена? Мы, когда видим признаки антиконкурентного соглашения, либо мы это выявляем сами, либо у нас есть заявление, мы сразу раньше возбуждали дела антимонопольные, сразу начинали гласные процедуры, когда определениями своими вызывали к себе на заседания участников картельного соглашения и начинали, собственно говоря…

Автор сюжета:

Расследование.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Расследование, процесс, публичный процесс, гласный процесс, и участникам соглашения понятно становилось, что есть претензии органа соответствующего исполнительной власти контрольного, и нужно как-то защищаться, все понятно. Но вот эти теневые заказчики, которые покровительствовали им, они всегда оставались в тени, и единичные случаи, когда бенефициаров, так скажем, конкретных, их выводили в плоскость уголовного преследования. Ну, характерный пример – это дело в отношении министра транспорта бывшего Алмаза Закиева. У нас было дело по сговору на строительстве обхода Чусового, сумма колоссальная была по тем временам – 1,9 миллиарда рублей. И в конечном итоге просто удалось доказать, ч то он покровительствовал одной из фирм-участников сговора, и за взятку в виде квартиры, по сути дела, он отклонял других участников торгов. Ну, это же конкретный пример, собственно говоря, где сговор, он был сопряжен с коррупцией среди заказчиков. И вот эта схема, она… новая схема, она будет строиться на том, что мы не будем бежать и возбуждать антимонопольные дела, видя признаки картеля, мы будем передавать эту информацию сначала в правоохранительный блок через закрытые каналы.

Автор сюжета:

Не поднимая информационную пыль, что называется.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Не поднимая информационную пыль, не выдавая эту информацию в паблик, не возбуждая дело антимонопольное. То есть будем выжидать и смотреть, передавая информацию. Правоохранительный блок будет организовывать розыскные мероприятия – фиксацию телефонных переговоров, фиксацию личных встреч и так далее. И это позволит набрать информацию для… возможно, позволит набрать информацию для возбуждения уголовного дела. И, как только возбуждение уголовного дела происходит, мы тут же на следующий день возбуждаем антимонопольное дело. А в рамках уголовного дела, в рамках уголовно-процессуального законодательства у нас есть право, у следователей, точнее, есть право засекретить материалы оперативно-розыскной деятельности и передать его в антимонопольный блок. И мы получаем антимонопольное дело как антимонопольный орган и соответствующие санкции для юридических лиц, а правоохранительный блок получает уголовное дело в виде, там, злоупотребления должностными полномочиями, в виде, там, взятки, если вдруг зафиксирована передача денег. Такое тоже может произойти.

Автор сюжета:

То есть все довольны и все в ожидании орденов и медалей за успешно выполненную работу.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ну, мы ожидаем здесь повышения эффективности как минимум. Тем более такие примеры есть по России – положительные примеры вот такой схемы взаимодействия.

Автор сюжета:

С какими конкретно структурами предполагается взаимодействовать? Тем более, я так полагаю, договоренность уже есть на этот счет?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Да, конечно.

Автор сюжета:

Вот. И почему это нельзя было сделать раньше?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ну, понимаете, все привыкли работать по старинке, то есть у каждого органа свой функционал. И это, наверное, правильно, то есть каждый занимается своим делом – милиция, там, ловит преступников, мы занимаемся антиконкурентными соглашениями. Но есть политика государственная, и есть приоритеты, которые в настоящий момент расставлены. Сейчас борьба с картелями, борьба с коррупцией, она стоит во главе угла, и здесь просто поручение президента правоохранительному блоку и Федеральной антимонопольной службе – объединиться в своих усилиях для того, чтобы повысить эффективность противодействия картелям и коррупции, как следствие.

Автор сюжета:

С какими структурами вы будете работать?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Мы прежде всего будем работать с управлением ФСБ по Пермскому краю. Это будет ГУППК, то есть уровень по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД по Пермскому краю, ну, и координационные функции будет выполнять прокуратура края как общий надзорный орган за оперативно-розыскной деятельностью.

Автор сюжета:

Здесь требуется изменение нормативно-правовой базы некое, либо все уже приведен в соответствие вот для того нового типа сотрудничества что ли, как это назвать все, либо же надо еще что-то менять, что-то еще предстоит сделать?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ничего менять не стоит. Нормативная база уже проработана, и, что самое отрадное, в этом направлении уже сделаны определенные шаги по усилению взаимодействия. То есть, во-первых, мы эту схему сейчас декларируем, и об этом уже можно говорить по результатам состоявшегося совещания, которое прошло первым в России – окружное совещание межведомственное, которое состоялось в городе Казани по Приволжскому федеральному округу. Собирались сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры и ФАСА для того, чтобы вот эту схему обсудить и, скажем так, некая учеба сотрудников для того, чтобы было понимание, как работать.

Автор сюжета:

Это закономерно, потому что в тех же, там, госторгах участвуют, ну, наверное, за последнее время, ну, много игроков, которые, там, находятся вне Пермского края.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Совершенно верно. И такие совещания пройдут по каждому федеральному округу, просто наше.. наш Приволжский федеральный округ был первым и, скажем так, пионером по этом части.

Автор сюжета: опыта

То есть такого опыта пока нет еще в других регионах?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

В других регионах есть опыт успешной реализации такой схемы. Вот недавно приговор, который состоялся в Самаре, Самарский районный суд приговорил участников сговора, со стороны заказчика в том числе, и со стороны хозяйствующих субъектов по 178-й статье. Это как раз единственная статья уголовного кодекса, которая предусматривает уголовную ответственность за ограничение конкуренции путем участия в картеле.

Автор сюжета:

Александр, я думаю, что новые громкие инфоповоды как результат вашего такого сотрудничества еще в ближайшее время дадут повод пригласить вас к нам в студию. И, наверное, последний вопрос: как считаете, вот размер взятки средней по Пермскому краю, который был недавно озвучен, 416 рублей, в свете вот этих последних веяний увеличится?

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Ну, давать прогнозы – дело неблагодарное.

Автор сюжета:

Тем более такие.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Я надеюсь, что да, количество взяткополучателей, взяткодателей сократится.

Автор сюжета:

Нет. То есть взятки давать станет опасней, следовательно, их размер увеличится.

Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

Будем надеться, что нет.

Автор сюжета:

Ну, это просто рассуждение на тему. Спасибо вам большое. Александр Плаксин в нашей студии, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.