• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Торговая доля

Федеральные продуктовые сети продолжают экспансию в Прикамье, однако темп роста сбыта их продукции снижается

Три крупнейшие федеральные сети - "Пятерочка", "Магнит" и "Монетка" - продолжают расширять свое присутствие в Пермском крае. За последние два года они открыли 255 новых магазинов. Однако темпы роста сбыта их продукции в последний год замедлились в два раза: если в 2017 году объем продаж вырос на 10,1 млрд руб., то в 2018 году только на 5,3 млрд руб. Еще одна интересная тенденция - расширение в последний год происходит за счет открытия магазинов в муниципалитетах края, а не в краевой столице, как было ранее.

Кривая роста

Согласно данным УФАС по Пермскому краю, в 2018 году доля трех крупнейших федеральных торговых сетей - "Пятерочки", "Магнита" и "Монетки" - составила суммарно 28,5проц от всего объема реализации продовольствия в регионе. В 2017 году тот же показатель составлял 26,7проц, а в 2016 году - 22,7проц. За два года доля этих магазинов выросла почти на 5,8проц. Больше всех подросла "Пятерочка" - на 127 магазинов, "Магнит" открыл 94 новых магазина, а "Монетка" - 34.

На этом фоне все три федеральные сети в Пермском крае сохраняют рост объемов продаж. Однако анализ "Нового компаньона", сделанный на основе данных УФАС и Пермьстата, показывает, что этот рост не такой стремительный, как в предыдущие годы. В целом по краю продажи трех крупнейших сетей в 2017 году выросли на 10,1 млрд руб., а в 2018 году только на 5,3 млрд руб. В то же время прирост числа магазинов оставался примерно на том же уровне. В 2017 году их стало на 131 больше, а в 2018 году - на 124.

Данные говорят о том, что наращивание числа торговых точек в целом помогло федеральным сетям в 2018 году сохранить рост продаж, но уже не позволяет поддерживать скорость роста на том же уровне, как годом ранее. Если в 2017 году рост составил 122,22проц, то в 2018 году только 109,6проц (данные приведены относительно предыдущего периода).

Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова объясняет эту тенденцию стратегией федералов сохранить рост объемов продаж за счет открытия новых точек. "Если рядом друг с другом открывать все новые торговые точки, то их рентабельность в среднем будет снижаться. Но если торговая сеть считает рентабельность не для каждого магазина, а для целого "куста" из точек, то открытие даже одного магазина может иметь смысл. Прежде всего потому, что в этом случае как минимум вырастет объем сбыта продукции", - считает Гилязова.

В конце 2018 года руководство X5 Retail Group (управляет торговыми сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") заявило о том, что в 2019 году планирует открыть 2 тыс. торговых точек по всей России. Это, впрочем, на 500 магазинов меньше, чем в 2018 году. В "Магните" планируют сделать ставку на открытие точек продаж в отделениях "Почты России". Речь идет о 2 тыс. магазинов. Это коснется только Южного федерального округа, но в случае успеха подобный опыт может быть распространен на всю Россию.

Декан факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми Дмитрий Гергерт полагает, что расширение присутствия федеральных торговых сетей в торговле Пермского края продолжится.

"Пока рынок захвачен не до конца, поэтому федеральные торговые сети сохранят стратегию экспансивного роста через открытие новых магазинов. "Пятерочка", "Магнит" и "Монетка" работают в формате дискаунтеров, именно у них есть перспективы в свете падения реальных доходов населения. В будущем возможен уход части торговли продуктами питания в онлайн, уже сейчас компании активно над этим работают. У X5 Retail Group есть еще и магазины других форматов - "Карусель" и "Перекресток". Они также будут работать над углублением погружения в рынок, предлагая потребителю более интересный сервис и ассортимент продукции", - отмечает Гергерт.

По мнению участников рынка, увеличение доли федеральных торговых сетей оказывает давление на малых игроков, но это не значит, что для них не остается места. Это объясняется в том числе усталостью потребителя от стандартного предложения федералов и востребованностью предложения от местных продавцов.

Торговая сеть "Рива", состоящая из шести магазинов, работает в Краснокамске, Краснокамском и Нытвенском районах. Недавно там закрыли два магазина площадью 500 и 600 м. Представитель сети Евгений Авдонин считает, что давление федеральных торговых сетей сейчас заставляет менять стратегию развития и форматы торговли малых сетей.

"Конкуренцию федеральные сети составляют серьезную - они теперь стоят через каждые 500 метров. Однако у нас свои преимущества. Во-первых, мы продаем продукт, которого нет в федеральных сетях, в том числе заключаем договоры с локальными производителями. Кроме того, сейчас актуально производить свою продукцию в месте продажи, прежде всего хлебобулочные изделия. Во-вторых, в магазины прилавочного типа, как у нас, люди приходят пообщаться. Продавцы готовы подсказать и пообщаться с покупателями, в то время как в сетевых магазинах продавцы зачастую делают и выгрузку, и раскладку продукции, им не до общения с клиентами", - рассказывает Авдонин.

Отметим, что пермские производители хлеба, кондитерских изделий, молочных и мясных продуктов в последние годы активно развивают свои торговые сети. Например, у представителей Куединского мясокомбината сейчас более 20 магазинов в Перми. У чернушинского молокозавода "МаСКо" почти три десятка торговых точек в Перми, работающих под его брендом. А у фирменной сети кондитерской фабрики "Пермская" - "Пермские конфеты" - почти 20 магазинов. Зачастую пермские производители ставят свои магазины рядом друг с другом, таким образом, чтобы у потребителя была возможность купить все продукты повседневного спроса. Естественно, что это всегда места с высоким пешеходным трафиком, зачастую в непосредственной близости от магазинов федеральных торговых сетей.

Выход в муниципалитеты

В 2018 году наметилась еще одна тенденция: если раньше федеральные сети открывали больше магазинов в краевой столице, то теперь расширяются в основном за счет муниципалитетов. Так, в 2017 году 72 магазина из 131 были открыты в Перми, а в 2018 году - 53 из 124 точек.

При этом рост объемов реализации продовольствия и в 2017, и в 2018 году был в большей степени обеспечен магазинами из краевой столицы. Из 10,1 млрд руб. общего роста объемов продаж в 2017 году 6,5 млрд руб. приходилось на торговые точки в Перми и только 3,6 млрд руб. на остальные муниципалитеты Пермского края.

В 2018 году, несмотря на больший рост числа магазинов за пределами краевой столицы, больший объем прироста продаж также пришелся на Пермь - 3 млрд руб. В то время как в остальных муниципалитетах Пермского края федеральным сетям удалось прибавить только 2,3 млрд руб.

Для проникновения федералов все дальше в муниципалитеты есть свои ограничения. Дмитрий Гергерт считает основным барьером отсутствие площадок для размещения магазинов.

"В 2017 году расширяться было легче, поскольку тогда закрылись магазины сети "Виват". Большое количество площадей освободилось, и там открылись магазины других игроков. На готовом месте открыть магазин намного легче, чем делать все заново. Среди требований - площадь от 250 кв. м, хороший пешеходный трафик и удобные подходы. Далеко не везде даже такие простые требования можно выдержать", - отмечает Гергерт.

В лидерах по росту объемов продаж продуктов - крупнейшие по численности муниципалитеты Прикамья. Причем и в 2017, и в 2018 году списки первой пятерки почти не менялись, а в абсолютных лидерах оставалась Пермь. В 2017 году на втором месте были Березники, за ними Пермский и Краснокамский районы, затем Кунгур. В 2018 году на второе место по росту объемов продаж вышел Кунгур, а за ним - Соликамский, Пермский и Чайковский районы.

Если взвесить данные по муниципалитетам относительно численности населения в каждой территории (на 10 тыс. человек), то список лидеров роста по объемам сбыта продукции существенно меняется. В 2017 году на первом месте оказался Кишертский район, на втором - Добрянский, и только потом Пермь, Кунгур и Березники. Лидерство Добрянского района можно объяснить существенным для территории ростом числа магазинов федеральных сетей. В 2017 году их количество выросло сразу на шесть (с 14 до 20). А вот в Усть-Кишерти всего два магазина федеральных торговых сетей. Оба магазина, один у "Монетки" и один у "Магнита", открылись в 2016 году. Глава Кишертского района Тамара Конопаткина говорит о том, что быстрый рост объемов продукции у них, скорее всего, объясняется тем, что в 2017 году население только знакомилось с новым форматом магазина самообслуживания.

"В 2016 году они только открылись, а в 2017 году все еще были в новинку для населения. Но, как говорят предприниматели, занимавшиеся у нас торговлей ранее, эффект новизны ушел и уже с 2018 года народ стал возвращаться к тем, у кого покупал раньше. Конкуренция - это, конечно, хорошо. Но, с другой стороны, объемы у предпринимателей, которые платят налоги в районный бюджет, падают год от года. Это видно, например, по ЕНВД, который магазины федеральных торговых сетей в районный бюджет не платят. В 2016 году отчисления от ЕНВД составляли 3 млн руб., в 2017 году - 2,7 млн руб., а в 2018 году - только 2,3 млн руб. Спрашиваю у предпринимателей, а они отвечают, что упали объемы реализации продукции, поэтому и налогов платят меньше", - рассказывает Конопаткина.

В 2018 году в лидерах по росту реализации продовольствия относительно численности населения оказался Кунгур, на третьем месте - Соликамский район. А вот на втором, четвертом и пятом местах соответственно оказались сельские территории - Кочевский, Гайнский и Частинский районы. Для таких районов прибавка одного (как в Кочевском) или двух (как в Гайнском или Частинском) магазинов оказывает существенное влияние на сбыт. Если посчитать суммарно долю в объемах реализации продовольствия всех федеральных сетей, то в этих районах она выросла с 21,2проц в 2016 году до 39,5проц в 2018 году в Кочевском районе. В Гайнском в 2016 году "Магнит", "Пятерочка" и "Монетка" представлены не были, но уже в 2018 году доля присутствия федералов увеличилась до 21,3проц. В Частинском районе присутствие федералов выросло с 17,8проц в 2016 году до 31,5проц.

По словам главы Кочевского района Александра Юркина, с появлением магазинов федеральных торговых сетей конкуренция на рынке усилилась, но место для местных предпринимателей все- таки осталось.

"В федеральных сетях оборот больше, значит, есть возможность держать более низкую цену и ежедневно поставлять товар. У населения покупательная способность небольшая, поэтому народ туда и идет. Так что некоторые из наших предпринимателей были вынуждены закрыть свои магазины. У тех, кто остался на рынке, обороты меньше, но их преимущество в том, что они торгуют и в центре Кочево, и на периферии. В то время как федералы располагаются рядом друг с другом в центре села", - рассказывает Юркин.

Если резюмировать вышесказанное, то эксперты и участники рынка ожидают продолжения экспансии федеральных сетей в Пермском крае. Однако для нее есть ограничения: отсутствие удобных площадок, привычка покупателя к прилавочному формату и востребованность локальных производителей, которые не представлены в федеральных сетях. Именно это в будущем может привести к корректировке форматов работы федералов.