Тариф - не приговор? Антимонопольщики намерены защитить пермяков

Сфера деятельности: ЖКХ; ТЭК

Цены и тарифы волнуют каждого. Но если, придя в магазин, мы можем выбирать товар по каким-то критериям, то тарифы предъявляют нам по факту. Остаётся только платить по ним либо вступать в споры по поводу их величины и соответ­ствия. 

За что мы платим?

Но в последнее время у потребителей появилась надежда. В июле прошлого года антимонопольной службе передали полномочия регулирования тарифов. На днях в Перми побывал Сергей ПУЗЫРЕВСКИЙ, зам. руководителя ФАС России, чтобы узнать, как формируются тарифы в нашем регионе. 

– Процедура тарифообразования должна стать максимально прозрачной, - считает он. - Вот, например, информацию по госзакупкам сейчас можно найти в открытом доступе. И это уже никого не удивляет. Так же должно быть и с тарифами. У нас же производитель применяет принцип «затраты плюс». То есть чем больше он покажет затрат при производстве ресурса, тем выше ему утвердят тариф. За месяц до того, как организация обращается к регулятору, т. е. Региональной службе по тарифам, за утвер­ждением, стоимость услуг необходимо выносить на публичное обсуждение. Регулятор должен стать арбитром между организациями и потребителем. Сейчас из цепочки формирования стоимости ресурса потребитель практически полностью исключён. Он получает уже утверждённый тариф, и добиться его отмены можно только через суд. 

За кем рынок?

О том, что необходимо создавать новый закон о тарифообразовании, антимонопольная служба задумалась после череды крупных коррупционных скандалов, связанных с поставкой тепловых ресурсов - арестом Вячеслава Гайзера, бывшего главы Республики Коми, обысками в компании «Т Плюс» в Москве. Да и в самом Пермском крае суды по поводу тарифов на тепло идут с завидной регулярностью. Недавно, например, Ассоциация ТСЖ «Пермский стандарт» подала в суд на Минэнерго РФ, утвердившее «Пермскую сетевую компанию» (ПСК) в качестве единой теплоснабжающей организации (ЕТО) без публичного обсуждения. Кстати, ПСК в информации о компании указывает, что она и без того обслуживает более 80% потребителей. Но, по мнению антимонопольщиков, это говорит прежде всего о монополизации рынка теплоснабжения. 

Теперь УФАС намерена создать новый принцип регулирования тарифов, который можно описать как «инфляция минус». В основу предполагают положить рациональную систему обоснованных тарифов, которая будет мотивировать предприятия повышать качество услуг.