«Закон о рекламе» выполняет сразу две функции: защищает потребителей от ненадлежащей рекламы, а бизнес – от недобросовестной конкуренции.
Цивилизованный рынок
– Если родители могут оградить детей от просмотра рекламы в журналах, газетах или телепрограммах, то когда ребенок идет по улице, он видит всё вокруг, – рассказывает Марина Кудрявцева. – Но не вся информация предназначена для детей, и может вызывать те или иные негативные эмоции.
Оградить от незаконной рекламы важно не только детей, но и взрослых. Показателен случай с ООО «Кайзер», которое рекламировало долевое участие в строительстве домов. Однако организация не имела разрешения на строительство. Более сотни пермяков успели внести на ее счета денежные средства, прежде чем деятельность компании попала во внимание правоохранительных органов.
Как не попасться на удочку
– В последнее время УФАС всё чаще фиксирует нарушения в рекламных сообщениях микрофинансовых организаций, – комментирует Марина Кудрявцева. – 28-я статья «Закона о рекламе» полностью посвящена тому, как должны рекламироваться финансовые услуги. Видя такую рекламу, человек должен понимать, на каких условиях он получит кредит и по какой ставке. Если этого не происходит, то, скорее всего, рекламный продукт изготовлен с нарушениями.
В рекламе кредитов или займов должно быть указано полное наименование финансовой организации. Если указано хотя бы одно из условий получения займа или кредита, то должны присутствовать и остальные. Например, запрещено скрывать сроки кредита, сопутствующие условия его предоставления, скрывать комиссию и годовую процентную ставку.
– Часто микрофинансовые организации указывают процентную ставку, начисляемую за один день, – поясняет представитель УФАС по Пермскому краю. – Цифры в 0,1 или 0,2% кажутся небольшими, но в пересчете на год получаются довольно серьезные суммы. Поэтому законом устанавливается и требование о годовой процентной ставке. Если она «плавающая», то должна быть представлена формула ее исчисления или условия изменения, в наглядной форме.
По телевидению и на билбордах часто можно увидеть рекламу займов, условия которых написаны мелким шрифтом. Если человек с нормальным зрением не может прочитать такой текст без дополнительных технических средств, то это тоже нарушение закона.
Освобождение от рекламного рабства
То же касается и рекламных сообщений посредством громкоговорителей. Если громкость звука нарушает покой граждан, то они вправе обратиться с заявлением в надзорные органы. После этого рекламодатель будет обязан убрать рекламу с улицы.
Распространение навязчивых рекламных каталогов через почтовые ящики не запрещается законом. Однако они не должны содержать в себе рекламу алкогольной продукции – ее можно размещать только в магазинах, которые имеют лицензию на продажу алкоголя.
Бороться с наклеенными объявлениями на дверях и стенах подъездов возможно только с помощью правоохранительных органов. Размещение рекламных сообщений на площадках, не предназначенных для этого, несет в себе признаки мелкого хулиганства. И граждане имеют право обратиться в полицию, которая должна установить, кто занимался нанесением рекламы, и привлечь его к административной ответственности.
За нарушения – серьезное наказание
Таким образом, пермяки имеют все необходимые средства для общественного контроля рынка рекламы. При должном желании можно привести его в надлежащий вид, сделав рекламу не навязчивым соседом, а добрым товарищем, который поможет быстро найти необходимые товары и услуги.