Ты что творишь?

В 2015 году краевое УФАС оштрафовало нарушителей законов о рекламе и защите конкуренции на полмиллиона рублей. Антимонопольщики готовы проверять рекламу на соответствие закону до публикации.


В первой половине 2015 года отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции краевого УФАС рассмотрел более 300 заявлений и жалоб, сообщила начальник отдела Галина Ужегова. Большая часть обращений связана с рекламой медицинских услуг и алкоголя в печатных СМИ. "Дела по недобросовестной конкуренции в основном касаются незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и распространения ложных сведений", - сообщала г-жа Ужегова. антимонопольный орган назначил штрафы в размере более полумиллиона рублей, 250 тысяч уже взысканы.

Галина Ужегова отметила, что в 2015 году в УФАС практически не поступало жалоб на sms-спам, в то время как в 2014 году в антимонопольное ведомство было направлено порядка 700 заявлений. Часть жалоб поступили на рекламу алкогольной продукции в прессе (сейчас закон позволяет рекламировать алкоголь в СМИ, но не на первой и последней полосе издания) и отсутствие пометок на рекламном сообщении. Самый яркий случай касается рекламы в эфире радио "Рекорд". "Ты что творишь, кусок дебила, ты где суши заказал?" - такой текст показался слушателям радио оскорбительным. Специальная комиссия подтвердила неэтичность содержания рекламы. Г-жа Ужегова отметила, что УФАС идет навстречу рекламодателям, предлагая свои услуги в проведении проверки рекламы до ее реализации. Многие заявления связаны с рекламой займов, выдаваемых микрофинансовыми организациями. "Граждане подходят к вопросу неосмотрительно, не проверяют, имеет ли организация право выдавать кредиты", - отметила г-жа Ужегова.

Целый блок заявлений касался недобросовестной конкуренции. Так, УФАС рассмотрело дело по заявлению московской компании, продающей свадебные платья под собственным товарным знаком. Ее не устроило, что аналогичный бренд был использован пермской организацией. Также антимонопольный орган рассмотрел жалобу крановишерской компании, предлагающей ритуальные услуги, на компанию-конкурента. Организация сочла нарушением закона тот факт, что фирма имела договор с муниципалитетом на содержание кладбища, но за те же услуги брала деньги с клиентов. в обоих случаях возбуждены дела и вынесены предписания об устранении нарушений.


Еще один характерный случай - обращение с жалобой на деятельность строительной организации "кайзер", которая привлекала деньги граждан на строительство без проектной декларации и оформленного разрешения на строительство. После рассмотрения дела компании назначен административный штраф в размере 100 тыс. рублей, но жалобы на "Кайзер" продолжают поступать. УФАС выяснило, что указанное общество находится на стадии ликвидации, в то время как компания с другим названием привлекает средства под строительство тех же самых объектов. Сейчас по этому факту проведена проверка и возбуждено дело. Другое заявление связано с деятельностью компании "ДомаСтрой" (строительная компания "ДС Групп"), чья реклама привлекала деньги для возведения коттеджей без разрешения администрации на строительство и при отсутствии проектной декларации. В данный момент УФАС проверяет деятельность компании.
 

Справка
Из 300 заявлений, рассмотренных УФАС, 64 стали основаниями для возбуждения дела по законам о рекламе и защите конкуренции. УФАС установило 57 нарушений и выдало 59 предписаний, большая часть которых уже исполнена. 36 лиц привлечены к административной ответственности за допущенные нарушения.

Опять наружка проштрафилась 
В 2015 году вновь появились нарушения закона о размещении наружной рекламы в крае. В прошлом году в УФАС не поступило ни одного заявления, в текущем - уже шесть. В результате проверки выявлены четыре нарушения, три незаконных рекламных конструкции находились в Перми, одна - в крае. Антимонопольный орган выдал предписания районным администрациям о демонтаже незаконных конструкций.

Одно нарушение выявлено в Нытвенском районе, где жители поселка Уральский обратились в УФАС  с просьбой проверить законность расположения на фасаде одного из домов информации об агентстве недвижимости (АН). На баннере размещалось сообщение, в котором содержались эмоциональные призывы ("С нами надежнее!"), что, согласно закону, является особенностью рекламного материала. Также на баннере изображались логотипы партнеров АН. Исследовав материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что на баннере размещена именно рекламная информация, а разрешения на его установку и эксплуатацию от администрации нытвенского муниципального района компания не имела. В том числе, согласно закону о рекламе, компания должна была получить разрешение от собственников помещений в многоквартирном доме, но не сделала этого. В письме, направленном в УФАС, компания заявила: баннер представляет собой вывеску, информирует потребителей о нахождении в здании агентства недвижимости. Но простая вывеска не содержит эмоциональных призывов, в отличие от спорной конструкции. Распространителем рекламы в данном случае признано само агентство. УФАС выдал компании предписание о демонтаже конструкции.

Три дела рассмотрены в отношении индивидуального предпринимателя, который размещал растяжки и баннеры на территории Перми. В адрес УФАС поступило обращение Департамента экономики и промышленной политики (ДЭПП) города о нарушениях, выявленных в ходе проведенной проверки рекламных конструкций. Три транспаранта-перетяжки вызвали вопросы департамента - размещение рекламы не было согласовано в ДЭПП. Ранее индивидуальный предприниматель выиграл аукцион на место под размещение рекламных конструкций и законно пользовался им, но затем направил в департамент письмо о расторжении договоров. Администрация аннулировала отношения с предпринимателем, но перетяжки остались на своих местах. УФАС признало нарушения и выдало ИП предписание об их прекращении.
Из шести дел, возбужденных в 2015 году, два прекращены по причине отсутствия нарушений.