Жадность – не порок?

«ПО» выяснил, как частная компания за 800 тысяч рублей стала собственницей программы по продаже билетов, в то время как автовокзал потратил на разработку этого продукта порядка 2 млн рублей.

 

Пермский автовокзал (краевое унитарное предприятие) «потряхивает» на протяжении послед-них лет. Приватизировать его не получилось, но поживиться многим (а главное – знакомым все лицам!) все-таки удалось…

Только присказка

 

Когда в 2009 году «ПО» писал о том, что Андрей ОГИБАЛОВ трудоустроился в краевое унитарное предприятие «Автовокзал», все удивленно вопрошали: «Какой это Огибалов? Тот самый? Так он же сидит!» Сидел. Правда, недолго (см. справку «За что сидел Андрей Огибалов?»).
Почти сразу после освобождения г-н Огибалов стал наносить частые визиты на «Автовокзал», в итоге – стал заместителем генерального директора.

Руки загребущие, глаза завидущие

 

В 2010 году заместитель директора автовокзала Андрей Огибалов поспособствовал заключению договора на приобретение электронной системы продажи билетов ООО «Карс».
Несмотря на то, что на программу были потрачены порядка 2 млн бюджетных рублей, фирма «Карс» как будто выиграла ее по конкурсу за 800 тыс. руб. Сотрудники автовокзала тогда были против этой передачи программы частной фирме. Но руководство в лице Огибалова объясняло, что, мол, нет у автовокзала специалистов для поддержания программы. И программа досталась конторе, лоббируемой Огибаловым. Более того, в случае расторжения договора с «Карсом» программный продукт отчуждается у краевого предприятия.
По нашим данным, за предоставление IT-услуг фирма получает по 1 рублю с каждого (даже льготного) проданного автовокзалом билета.
Кто же так радел за «Карс»? Господин Огибалов. Кстати, проработал он на ниве пассажирских перевозок недолго – вскоре после заключения договора с «КАРСом» и уволился.
Позже полицейские ГУВД по Пермскому краю уже точно выяснили, что эту систему в течение двух лет разрабатывали программисты автовокзала, и задались вопросом – почему же программа оказалась в частных руках. Но на этом все и завершилось…
На какое же непреодолимое препятствие наткнулись стражи порядка? Рассказываем.

 

Степень аффилированности

Учредителем и директором ООО «Карс» значится Сергей ЖИЖИН. Что же у них общего может быть с г-ном Огибаловым? Да вот же он – их общий знакомый – никто иной как г-н Валерий СУХИХ, ныне спикер Законодательного собрания Пермского края!
Начнем с того, что офис «Карса» – по адресу «Пермфармации»: на ул. Лодыгина, 57.
Г-н Жижин является также учредителем ООО «Капитал-Ф» и ООО «Автотранспортное предприятие «Фармация». Чей это «аптечно-транспортный» бизнес, известно – Валерия Сухих, чудом избежавшего уголовного преследования по делу об ущербе бюджету при приватизации муниципальных аптек…
Так что, вот она, ниточка. Как видно, связь со своим бывшим патроном г-н Огибалов не терял и действовал на автовокзале, возможно, в его интересах. Курочка клюет по зернышку, само собой.

 


Раньше за этой вывеской находилась комната отдыха для водителей и кондукторов. Теперь там мини-гостиница (плата за ночь от 500 до 1000 руб. за комнату).
Как вы думаете, с этого платятся налоги? И еще интересно, где сейчас проводятся предрейсовые осмотры водителей?

 

справка «ПО»
За что сидел Огибалов?
Расследовать дело Огибалова правоохранительные органы начали после публикаций журналистских расследований в «ПО». 28 июля 2005 года г-н Огибалов, на тот момент заместитель председателя департамента соцразвития администрации Пермской области (подчиненный г-на Сухих) был задержан при получении взятки. Он требовал с одного бизнесмена 10 тысяч долларов за победу в тендере на закупку угля для льготных категорий граждан. Около 19.00 бизнесмен привез к Универсаму (ул. Борчанинова) 10 тысяч предварительно меченых долларов и передал их Огибалову.
Было возбуждено уголовное дело по статье «Получение взятки в особо крупных размерах». В мае 2006 года суд признал Огибалова виновным и приговорил к 4 годам колонии строгого режима. Освободиться г-н Огибалов должен был только в 2010 году. Но, пробыв в заключении 1 год 3 месяца и 18 дней, сумел освободиться условно-досрочно и вышел на волю в феврале 2009 года. Так что его появление на свободе – отнюдь не коллективные галлюцинации. Четыре года по приговору обернулись совсем иным сроком. А «строгий режим» превратился в работу в хозотделении. Во время следствия из областной администрации Огибалов уволился, но продолжал трудиться в составе городской избирательной комиссии – как раз тогда была довольно жесткая по своему накалу избирательная кампания по выборам главы города и депутатов гордумы.

 

мнение
Владимир МЕЙТЕС (ООО «Автоальянс», Краснокамск), перевозчик, рассказавший непростую историю своих взаимоотношений с новыми хозяевами автовокзала.
– Пассажирскими автоперевозками начал заниматься в 1985 году. Вся система перевозок была отлажена, хорошо функционировала. Работал со многими директорами автовокзала, они были профессионалами. Их статус просто обязывал. Но с приходом новой команды все изменилось. И реально всем руководил Андрей ОГИБАЛОВ.
Новая команда начала с того, что все сдала в аренду. Затем увеличила тариф. Раньше по договору мы должны были перечислять автовокзалу 9,5% от объема проданных билетов, а они увеличили эту сумму до 17,1%. Причем еще накрутили НДС (изначально было 14,5%), хотя и я, и они работают без НДС. То есть сумму НДС куда кладут?
Еще изобрели новшества в отношении штрафов. Раньше за срыв рейса предусматривался штраф 50 руб., и платили мы его в бюджет. А они увеличили до 500 руб., и теперь эту сумму мы должны выплатить арендатору имущества автовокзала.
Занимаюсь перевозками из Краснокамска – в Пермь, Березники, Оверята, поселок Майский, Северокамск и Нытву. На автовокзале Краснокамска арендовал три комнаты для организации перевозок, пересчета денег, выдачи денег. Была предусмотрена и комната отдыха для водителей и кондукторов.
Новая команда все отняла. И теперь, чтобы провести даже предрейсовый осмотр водителей, мы вынуждены ютиться в разных комнатушках.
Однажды был случай. Мой водитель, заезжая на автовокзал, сбил шлагбаум. Но ведь автобус-то застрахован по ОСАГО, и все можно было решить законным путем. А арендатор сразу сказал, чтобы я выплачивал 70 тыс. руб. Ни сметы, никаких других документов, где было бы указано, сколько было затрачено на ремонт шлагбаума, мне не предоставили. Именно поэтому я до сих пор не подписал с ними договор.
И посмотрите – сам автовокзал уже давно не соответствует никаким требованиям. Его нужно переносить в другое место. Разве арендатор будет этим заниматься? У него единственная цель – разбогатеть.
Вместе с другими перевозчиками мы обращались в различные правоохранительные органы, но результата это не принесло.

к сведению

Государство в государстве
УФАС по Пермскому краю стабильно находит в деятельности пермского автовокзала нарушения. Перевозчики уже устали жаловаться.
Автовокзал занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг перевозки. Как монополист – ограничивает права то перевозчиков, то пассажиров. В начале этого года УФАС по Пермскому краю выявило многочисленные нарушения в типовом договоре, который автовокзал заключает с перевозчиками, – навязывает перевозчикам невыгодные условия. Например, запрещает продавать билеты водителям, проводит проверки автобусов, штрафует безбилетников и самих перевозчиков. По закону хозяйствующие субъекты не имеют права брать на себя функции контрольных органов. Именно поэтому в действиях автовокзала усматриваются признаки нарушений закона «О защите конкуренции».
Пермское УФАС возбуждало несколько дел в отношении арендаторов имущества ПГУП «Автовозкзал»: ООО «АВ-Реал», ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «Альянс» и ООО «Пегас» (учредитель этих компаний – ООО «Управляющая компания Автовокзалы Прикамья», ее директорами были Сергей КАНЦУР, Андрей ОГИБАЛОВ, Олег СЮЗЕВ (тоже имеет прямое отношение к «Пермфармации»).
УФАС потребовало прекратить нарушения антимонопольного законодательства. Но нарушители никаких мер к исправлению не предприняли.
Также краевое УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении ПКГУП «Автовокзал» и ООО СК «Транско». В стоимость билета на междугородные автобусные рейсы в кассах «Автовокзала» был включен страховой взнос на добровольное страхование от несчастных случаев.
Как отметил руководитель Пермского УФАС России Дмитрий МАХОНИН, в этой ситуации услуги по страхованию являются добровольными, и каждый пассажир имеет право сам принимать решение, страховать или нет свою жизнь и в какой организации.

 

документально
Из письма работников автовокзала главному
федеральному инспектору по Пермскому краю
(2010 год):
«Господин Огибалов А.Н. стал появляться в здании управления ПКГУП «Автовокзал» несколько ранее, чем был назначен на должность заместителя гендиректора. Он протежировал некую фирму ООО «КАРС», которая пыталась выкупить у предприятия программное обеспечение по автоматизированной системе продаж автобусных билетов, самостоятельно разработанное и внедренное силами работников ПКГУП «Автовокзал». Целью приобретения ставилась якобы «дальнейшая модернизация» программы уже силами ООО «КАРС» и внедрение, а также обслуживание ее на тех же самых кассовых автовокзальных точках (естественно, за определенную ежемесячную плату).
Огибалов А.Н. и не скрывал, что на предприятие он «зашел» с определенными задачами, и за его спиной стоит самый мощный административный ресурс в виде председателя правительства Пермского края Валерия Сухих. Не встретив должного «понимания», г-н Огибалов А.Н. ретировался, но исключительно с целью «зайти» на предприятие уже в должности заместителя директора. Теперь он мог начинать руководить абсолютно законно и беспрепятственно».