Власти Осы нарушили Закон о контрактной системе при проведении конкурса на строительство газопроводов

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Пермское УФАС России выявило в действиях администрации Осы нарушения трех статей Закона о контрактной системе при проведении закупки на строительство газопроводов на территории городского округа.

В антимонопольное ведомство поступила жалоба ООО «ДСТ-Строй», считающего, что администрация Осы (заказчик) при проведении конкурса неправомерно установила критерий «Квалификация участника конкурса», по которому участникам закупки начислялись баллы только за исполненные контракты, связанные с газопроводами.  

Изучив конкурсную документацию, антимонопольное ведомство пришло к выводу, что заказчик установил критерий «Квалификация участников конкурса», необоснованно ограничив вид контрактов. Правила оценки заявок, установленные Постановлением Правительства РФ, запрещают конкретизировать вид контрактов. Следовательно, в установленном критерии заказчик должен был предусмотреть возможность предоставления контрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, не ограничивая круг линейных объектов лишь газопроводами.

Таким образом, антимонопольное ведомство усмотрело в действиях заказчика нарушение статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

В жалобе заявитель также указал, что баллы по указанному критерию начислялись непропорционально. Так, за контракт стоимостью более 80 млн. рублей участник получал 100 баллов, а за аналогичный контракт стоимостью до 80 млн. рублей – 30 баллов. В этом случае, если один из участников представил 10 контрактов на сумму 81 млн. рублей, а другой - 9 контрактов на сумму 79 млн. рублей, то в общей оценке по этому критерию средняя стоимость одного контракта первого участника равна 10, а второго ~ 3,3, что более чем в 3 раза меньше. При этом фактически разрыв между предложениями участников, учитывая абсолютные значения количества и цен контрактов, незначителен.

Таким образом, в действиях заказчика выявлено нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку такое начисление баллов при оценке заявок может привести к созданию преимущественных условий участия крупным и опытным хозсубъектам, не заинтересованным в снижении цены контракта.

В рамках внеплановой проверки закупки антимонопольный орган также выявил необоснованное укрупнение цены контракта, что могло привести к ограничению конкуренции.

«Начальная (максимальная) цена контракта по закупке составляла более 70 млн. рублей. По результатам проведения конкурса планировалось строительство газопроводов в четырех деревнях Осы и Осинского района. Учитывая, что объекты расположены в разных населенных пунктах, заказчик мог провести отдельную закупку по каждому из них, чтобы привлечь больше участников и, как следствие, снизить начальную цену контракта по закупке. Антимонопольное ведомство считает, что заказчик необоснованно укрупнил лот, вытеснив из числа потенциальных участников закупки малый бизнес, не способный либо освоить такой крупный лот, либо обеспечить исполнение контракта. Такие действия заказчика могут привести к ограничению конкуренции на торгах», - пояснила заместитель руководителя Пермского УФАС России Анастасия Белова.

Таким образом, в действиях заказчика выявлено нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе.

Пермское УФАС России признало жалобу ООО «ДСТ-Строй» обоснованной.

В действиях администрации Осинского городского округа выявлены нарушения статей 8, 33, 54.3 Закона о контрактной системе и выдано предписание отменить результаты конкурса, вернуть заявки участникам и внести изменения в конкурсную документацию с целью обеспечения большей конкуренции в рамках закупочной процедуры. Предписание должно быть исполнено в срок до 2 апреля 2021 года.