Смешение фирменных наименований прикамских курортов стало поводом для возбуждения антимонопольного дела о недобросовестной конкуренции

Пермское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции в отношении ООО Лечебно-оздоровительный комплекс «Ключи» (ООО ЛОК «Ключи»), которое зарегистрировало обозначение «Ключи» в качестве фирменного наименования, ранее принадлежащее ЗАО «Курорт ключи», создав тем самым смешение между указанными организациями.

В Пермское УФАС России поступило заявление ЗАО «Курорт Ключи» о недобросовестной конкуренции со стороны ООО ЛОК «Ключи». Как следует из указанного заявления, ЗАО «Курорт Ключи» было зарегистрировано как юридическое лицо 5 марта 1992 года, а ООО ЛОК «Ключи» - 2 августа 2006 года. Обе  организации оказывают услуги санаторно-курортного лечения, являясь конкурентами на соответствующем рынке Пермского края.

По мнению ЗАО «Курорт Ключи», действуя на одном рынке под наименованием, сходным с фирменным наименованием заявителя, ООО ЛОК «Ключи» нарушает нормы действующего законодательства, вводит в заблуждение потребителей относительно лица, оказывающего санаторно-курортные услуги, и, тем самым, причиняет заявителю убытки.

Отметим, что фирменное наименование организации – это средство индивидуализации, которое позволяет потребителю выбирать из нескольких участников определенного рынка услуг конкретного производителя. Закон о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию, при которой используется исключительное право на средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

В данном случае средством индивидуализации ЗАО «Курорт Ключи» является наименование лица, а именно обозначение «Ключи».  

В ходе рассмотрения заявления специалисты антимонопольного ведомства выяснили, что осенью 2020 года в поисковой системе «Яндекс» распространялась контекстная реклама с предложением отдыха на курорте «Ключи» Пермского края. Гиперссылка в этой рекламе вела на сайт ООО ЛОК «Ключи».

«Не исключено, что рекламодатель намеренно выбрал такую тактику воздействия на конкурентную среду, при которой из-за сходного названия организаций, работающих на одном рынке услуг, произошло смешение хозяйствующих субъектов. В результате такого смешения потребитель ошибочно принимает услуги «новичка» за давно известные, ориентируясь на знакомое название организации. В итоге происходит отток потребительского спроса от компании, изначально имеющей данное фирменное наименование и уже продвинувшей свой бренд на конкретном рынке услуг», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

В качестве доказательства смешения разных организаций из-за схожего фирменного наименования заявитель представил в Пермское УФАС России письмо, направленное в адрес ЗАО «Курорт Ключи» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» с требованием провести противоэпидемиологические мероприятия в связи с обнаружением острой кишечной инфекции. Оказалось, что с жалобой в краевой Роспотребнадзор обратилась гражданка, которая перепутала организации из-за схожего фирменного наименования и указала ЗАО «Курорт Ключи» вместо ООО ЛОК «Ключи», в котором проходила лечение. Данные обстоятельства подтверждают факт смешения услуг ЗАО «Курорт Ключи» и ООО ЛОК «Ключи», возникающего в сознании потребителей.

Таким образом, действия ООО ЛОК «Ключи» по регистрации в качестве фирменного наименования обозначения «Ключи», ранее зарегистрированного и используемого ЗАО «Курорт Ключи», а также создание смешения между указанными организациями, дают ему преимущество на рынке санаторно-курортных услуг, позволяющее не совершать материальные и интеллектуальные вложения для разработки и продвижения собственного бренда. 

Кроме того, действия ООО ЛОК «Ключи» могут причинить заявителю ущерб в виде упущенной выгоды, а также нанести вред его деловой репутации.

Пермское УФАС России возбудило дело в отношении ООО ЛОК «Ключи» по признакам нарушения ч.1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение назначено на 19 февраля 2021 года.