Пермское отделение Фонда соцстрахования РФ нарушило Закон о закупках при проведении конкурсов на изготовление протезов для жителей края
Пермское УФАС России выявило в действиях Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (РО ФСС РФ) нарушения трёх статей Закона о закупках при проведении конкурсов на изготовление протезов нижних конечностей для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Пермского края. Антимонопольное ведомство выдало госучреждению предписания устранить выявленные нарушения.
В Пермское УФАС России поступили жалобы от троих заявителей на действия Пермского РО ФСС РФ при проведении четырёх закупок на изготовление в 2020-2021 годах протезов для отдельных категорий граждан Пермского края. Начальная (максимальная) цена контрактов в сумме составила 45 млн. рублей.
Заявители полагают, что заказчик нарушил нормы Закона о контрактной системе (44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В частности, заявители считают, что Пермское РО ФСС РФ необъективно сформировало критерии и порядок оценки заявок, что ведет к ограничению количества участников закупки.
В ходе рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки Пермское УФАС России установило, что заказчик в качестве нестоимостного критерия оценки «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов нижних конечностей сопоставимого характера и объема» определил максимальные значения показателей в части опыта участника закупки, исчисляемого в количестве изготовленных протезов, а также в части общей стоимости исполненных контрактов.
Между тем, согласно Правилам оценки заявок, показателем нестоимостного критерия оценки заявок, в частности опыта работы, может быть опыт участника закупки по успешному выполнению работы сопоставимого характера и объема.
«Пермское УФАС России считает, что предъявляемые заказчиком требования к опыту работы участников закупки, а также общей стоимости исполненных ими контрактов являются избыточными и необъективными, поскольку не сопоставимы с объемом требуемых работ и стоимостью контрактов. В частности, показатель критерия оценки в части общей стоимости исполненных контрактов значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта, и, следовательно, не может быть сопоставим по объему. Таким образом, максимальные показатели нестоимостного критерия не позволяют одержать победу в закупке отдельным хозяйствующим субъектам, например, субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствует возможность конкурировать с более крупными предприятиями в части исполненных контрактов на максимальную сумму. Следовательно, участники закупки поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о закупках в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок», - поясняет и.о. заместителя руководителя Пермского УФАС России Анастасия Белова.
Пермское УФАС России пришло к выводу, что установленные заказчиком максимальные показатели по нестоимостному критерию противоречат требованиям статей 8, 32, 54.3 Закона о закупках и содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Пермское УФАС России признало жалобы заявителей обоснованными, выявило в действиях Пермского РО ФСС РФ нарушения Закона о закупках и выдало госучреждению предписания устранить нарушения. Согласно предписаниям заказчику надлежит внести изменения в конкурсную документацию, продлить срок заявок на участие в закупках и заново провести конкурсы.
Кроме того, должностные лица заказчика, допустившие нарушения Закона о закупках, будут привлечены к административной ответственности.