Пермское УФАС России подозревает администрацию Перми и МКУ «Городское управление транспорта» в нарушении прав автоперевозчиков

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Пермское УФАС России выявило в действиях МКУ «Городское управление транспорта» и Администрации Перми признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Антимонопольным ведомством установлено, что городские власти создали преимущественные условия деятельности перевозчикам, использующим для учета проезда льготных категорий граждан Оператора льготных проездных документов (ЛПД), ущемив при этом права перевозчиков, которые применяли в тех же целях другую аналогичную систему.

В результате дискриминации перевозчики, использующие систему Оператора ЛПД, получали от МКУ «Городское управление транспорта» возмещение своих недополученных доходов от перевозки льготных категорий пассажиров в первоочередном порядке и в полном объеме. А перевозчики, использующие аналогичную систему, но отличную от системы Оператора ЛПД, получали субсидии по остаточному принципу, поскольку денежные средства, выделенные на указанные цели,  были предоставлены перевозчикам, использующим систему Оператора ЛПД в преимущественном порядке.

Между тем, сложившаяся ситуация противоречит Закону о защите конкуренции, поскольку для подтверждения фактов проезда льготных категорий граждан с целью получения перевозчиками недополученных доходов, может использоваться  любая система учета проезда льготных категорий пассажиров, в том числе аналогичная используемой Оператором ЛПД.

При этом действующее федеральное законодательство не устанавливает возможности предоставления каких-либо преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, использующим определенную систему учета проезда льготных категорий пассажиров, напротив норма ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции гарантирует равные условия осуществления деятельности всем хозяйствующим субъектам.

Частично не принимая к учёту данные перевозчиков для выплаты субсидий, МКУ «Городское управление транспорта» ссылалось на Постановление Администрации г. Перми от 18.01.2017 №39 «Об утверждении Правил технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми». Документ предусматривает такой порядок учета поездок граждан по льготным проездным документам, при котором  в первоочередном порядке субсидии выплачиваются перевозчикам, использующим систему Оператора ЛПД, а затем  оставшиеся денежные средства распределяются между перевозчиками, использующими иную систему. Однако, на деле, перевозчики, применявшие отличную систему от Оператора ЛПД, компенсацию своих недополученных доходов получили не в полном объеме, поскольку денежные средства, выделенные на указанные цели,  преимущественно были предоставлены хозсубъектам, использующим систему Оператора ЛПД. Так, например, общее количество поездок только у ООО «Вираж» за апрель-июнь 2019 г., не принятых МКУ «Городское управление транспорта» для формирования отчетных данных, составило 105 576 штук. В общей сложности, по мнению перевозчиков, одиннадцати хозсубъектам не была выплачена субсидия за провоз льготных категорий граждан в указанный период в размере 27 млн. рублей. Возникшая ситуация, по мнению Пермского УФАС России,  приводит к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

Между тем, как отмечает Пермское УФАС России, что поскольку МКУ «Городское управление транспорта» является самостоятельным юридическим лицом, оно обязано руководствоваться и соблюдать нормы федерального законодательства, даже в случае если муниципальные нормативно-правовые акты противоречат указанным нормам.

«Пермское УФАС России выдало предупреждения МКУ «Городское управление транспорта» и Администрации Перми, согласно которым им следует прекратить действия, нарушающие Закон о защите конкуренции. В частности, администрации Перми надлежит внести изменения в Правила технологического присоединения и информационного обмена данных в информационной системе учета пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми или принять иной нормативно-правовой акт, исключающий дискриминацию перевозчиков при использовании разных систем учета пассажиропотока ЛПД за период с апреля по июнь 2019 года. А МКУ «Городское управление транспорта»  следует повторно сформировать отчет по поездкам держателей льготных проездных документов, совершенных у перевозчиков, применявших в указанный период иную систему учета пассажиропотока, аналогичную используемой Оператором ЛПД. Таким образом, в результате исполнения предупреждения УФАС, должна быть пересмотрена ситуация с выплатой субсидий перевозчикам, которые ранее использовали иную систему учета пассажиропотока льготных категорий граждан», - пояснила и.о. заместителя руководителя Пермского УФАС России Анастасия Белова.

Предупреждение Пермского УФАС России должно быть исполнено до 25 декабря 2020 года. В случае неисполнения предупреждения в установленный срок будет принято решение о возбуждении антимонопольного дела.