УФАС выявило в рекламе 10-минутных экспресс - тестов на COVID-19 нарушения трёх статей Закона о рекламе: ООО «Аптека от склада 16» выдано предписание - прекратить нарушения

Пермское УФАС России выявило в рекламе экспресс-тестов на COVID-19 нарушения сразу трёх статей Закона о рекламе.

Напомним, в июне 2020 года от крупной аптечной сети «Аптека от склада» была организована рассылка объявления среди клиентов с предложением - приобрести экспресс - тест для определения новой коронавирусной инфекции. В связи с этим в антимонопольное ведомство поступило заявление с просьбой оценить законность этой рекламы.

В рекламе теста на COVID-19 размещалась информация  следующего содержания:

«Экспресс-тесты

Просто и быстро узнать результат!

В Аптеке от склада можно заказать тест на COVID-19. Он покажет, есть ли у вас антитела IgM/IgG, которые продуцируются при заболевании.

Зачем делать тест на антитела:

- это надежный способ узнать, что вы перенесли заболевание или болеете сейчас – точность тестов 92-99%;

- не нужно идти в поликлинику, можно заказать тест в Аптеке от склада и сделать дома;

- чтобы провести диагностику вам не нужны особые навыки, главное – внимательно прочитать инструкцию;

- вы узнаете результат за несколько минут.

Что покажет тест:

- если у вас начальная стадия или поздний инкубационный период, в крови будет обнаружен только IgM;

- если вы болеете в данный момент, то могут быть обнаружены оба показателя;

- если вы уже перенесли вирус, то тест обнаружит IgG…» (полный текст сообщения содержится в материалах дела).

В своём обращении в Пермское УФАС России заявитель выразил мнение, что рекламодатель вводит клиентов в заблуждение, поскольку в специализированных лабораториях процедура тестирования занимает не менее двух дней. В рекламе экспресс - тестов предлагалось произвести процедуру на определение новой коронавирусной инфекции за 10 минут. 

Антимонопольное ведомство направило запрос в Пермский государственный медицинский университет с целью определить достоверность изложенной в рекламе информации, а также выяснить мнение экспертов относительно возможности проведения подобного тестирования в домашних условиях и достоверности полученных результатов.

В ответе Пермского государственного медицинского университета указано, что пациенты могут выполнять ряд исследований самостоятельно в домашних условиях, если это предусмотрено конструктивными особенностями самой тест-системы и срок ее использования не истек. В то же время, указанные в заявлении тест – системы предназначены лишь для ориентировочного тестирования, поскольку диагноз ставится не путем самодиагностики по результатам данного анализа, а врачом, и обязательно с учетом других факторов (эпиданамнеза, анамнеза заболевания, клинических признаков и результатов других исследований и обследований).

Таким образом, информация о точности тестов 92-99% является недостоверной, т.к. требует проведения иных анализов и учета прочих влияющих на постановку диагноза факторов. Следовательно, в данном случае содержится нарушение п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

«Кроме того, установлено, что в рассматриваемой рекламе содержится нарушение п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, поскольку тест-система для быстрого определения COVID-19, на момент предложения к продаже, не входила в перечень экспресс-тестов, разрешенных к применению в РФ, так как не имела соответствующей государственной регистрации. При этом указанные тест-кассеты зарегистрированы в установленном порядке в стране происхождения – Швейцарии и имеют все необходимые документы, подтверждающие качество медицинского изделия. Отметим, что впоследствии указанные тест-кассеты были зарегистрированы в Российской Федерации в установленном порядке», -  рассказала начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Пермского УФАС России Мария Герасимова.

Помимо этого, в рассматриваемой рекламе было выявлено нарушение п. 7 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, поскольку она создавала впечатление ненужности обращения к врачу, а значит, могла ввести в заблуждение ее потенциальных потребителей.

В результате рассмотрения обращения антимонопольное ведомство признало рекламу экспресс-тестов на COVID-19 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 5 ст. 7, п. 7 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.

Пермским УФАС России установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы экспресс-тестов является ООО «Аптека от склада 16». Обществу выдано предписание - прекратить нарушения законодательства РФ о рекламе, которое надлежит исполнить в срок до 25 декабря 2020 года. В случае если предписание УФАС будет проигнорировано, антимонопольное ведомство возбудит дело о нарушении Закона о рекламе. Кроме того, ООО «Аптека от склада 16» будет привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.