Пермское УФАС России предложило освободить предпринимателей по всей стране от платежей за стоки атмосферных осадков в городские системы водоотведения

Напомним, в июле этого года Пермским УФАС России в действиях Муниципального предприятия «Горводоканал» в городе Чусовом Пермского края были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства (https://perm.fas.gov.ru/news/16118). Тогда выяснилось, что Горводоканал несколько лет применял в отношениях с абонентами незаконный расчет объемов поверхностных сточных вод, принимаемых в городскую систему водоотведения, согласно которому в месяцы интенсивного таяния снегов и выпадения осадков (апрель, май, сентябрь и октябрь) объем стоков увеличивался на фиксированную величину 25% от общего объема водоотведения за месяц. В результате этого для абонентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), необоснованно увеличивалась стоимость коммунальных услуг. Необходимые для обоснованного расчета данные о среднегодовом количестве атмосферных осадков, которые в соответствии с методикой Минстроя России должны регулярно запрашиваться в Росгидромете, Горводоканал не получал и установленным порядком расчета не пользовался, придумав собственную формулу. В МУП «Горводоканал» антимонопольной службой было направлено предупреждение о прекращении навязывания абонентам незаконных расчетов в сфере водоотведения, с чем коммунальная организация позже согласилась и обязалась привести расчеты в соответствие с методикой Минстроя России.


Антимонопольная служба отмечает, что на сегодняшний день законодательство действительно предусматривает право предприятий водопроводно-канализационного хозяйства начислять своим абонентам (юридическим лицам и ИП) плату за прием талых и дождевых вод в централизованную систему водоотведения в месяцы т.н. «пиковых нагрузок» (апрель, май, сентябрь и октябрь). Приказом Минстроя России от 17.10.2014 №639/пр утверждена методика расчета объемов поверхностных сточных вод. Основными составляющими, применяемыми при расчете такой платы, являются гидрометеорологические данные о количестве атмосферных осадков, площадь территории абонента, а также установленный для организации водопроводно-коммунального хозяйства тариф на водоотведение.


Учитывая широкий общественный резонанс, который вызвала ситуация в г. Чусовом, Пермское УФАС России провело анализ и пришло к выводу о возможности реформирования элементов коммерческого учета поверхностных сточных вод, в том числе рассмотрения вопроса его отмены с целью прекращения предъявления абонентам водоканалов дополнительной платы за прием талых и дождевых вод в централизованную систему водоотведения.


«Ясно, что под целью взимания этой платы подразумевается компенсирование предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства затрат на ремонты сетей водоотведения, ливневой канализации и т.п., возникающих из-за повышенной нагрузки в месяцы, когда тает снег или выпадает много осадков. Однако, на практике проконтролировать действительно туда ли и эффективно ли тратятся эти деньги, весьма проблематично, – сообщил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин. – Между тем, уже прописанные на сегодня в законодательстве механизмы предусматривают возможность заложить эти же затраты в инвестиционную программу коммунального предприятия и контролировать их освоение. Объем финансирования инвестиционной программы учитывается в структуре тарифов на водоотведение, устанавливаемых региональными органами власти. Поэтому предусматривать для потребителей какую-то дополнительную плату сверх основного тарифа, в том числе этот так называемый «сбор за снег и дождь», может быть излишней мерой».


Соответствующие материалы по данному вопросу Пермское УФАС России направило в Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы России с целью последующего представления в Правительство Российской Федерации предложений о внесении поправок в отраслевые нормативные правовые акты РФ. Предполагается, что реализация предложений позволит снизить нагрузку на малый и средний бизнес, организации бюджетного сектора (школы, больницы, детсады), повысить контроль за эффективностью расходования средств предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.