Национальный план развития конкуренции, дифференциация тарифов на тепловую энергию и другие актуальные вопросы ЖКХ обсудил Общественный совет при Пермском УФАС России

Заседание Общественного совета при Пермском УФАС России прошло в дистанционном формате.

В повестку третьего заседания Общественного совета при Пермском УФАС России были включены следующие вопросы:

1. О планировании деятельности УФАС по Пермскому краю на 2020 год.

2. Отчет о работе Пермского УФАС России в части проведенных контрольных мероприятий в сфере обращения с ТКО.

3. О ходе работы Пермского УФАС России по мониторингу цен на жизненно необходимые лекарственные препараты, антисептики, продукты питания в условиях режима повышенной готовности.

4. О внесении изменений в проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» в части раскрытия информации о составе расходов, включаемых в тарифы.

5. О возможности дифференциации тарифов на тепловую энергию в зависимости от схемы подключения объекта.

Выступая перед членами Общественного совета, руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин в докладе о планировании деятельности УФАС по Пермскому краю на 2020 год отметил, что в соответствии с приказом ФАС России и распоряжением Правительства РФ запланированные ранее проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были отменены ввиду распространения COVID-19. Исключения составляют проверки, затрагивающие вопросы жизни и здоровья граждан, которые проводятся по требованию прокуратуры. Между тем, проверки органов власти и органов местного самоуправления инициируются региональным антимонопольным органом в плановом режиме. Пермское УФАС России уже проверило деятельность администраций г. Кунгура, г. Соликамска, г. Кудымкара, г. Перми. Следующее мероприятие в этом направлении запланировано на 15 июня 2020 года. Кроме того, в рамках контроля соблюдения 44-ФЗ Управлением проводятся проверки закупок, совершаемых заказчиками федерального уровня.

Говоря о публичной деятельности Пермского УФАС России в текущем году, Александр Плаксин рассказал, что показателем работы управления в этом направлении является адвокатирование конкуренции, в том числе информирование населения о принимаемых ведомством решениях и выносимых постановлениях за определенный период. Один из видов публичной деятельности УФАС – ежегодное проведение публичных обсуждений правоприменительной практики в очном и онлайн форматах. В 2020 году запланировано четыре таких мероприятия, два из которых уже проведены управлением в феврале и мае. Следующие публичные обсуждения намечены на август и ноябрь.   

Глава Пермского УФАС России акцентировал внимание участников Общественного совета на приоритетном направлении деятельности антимонопольной службы – реализации Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президентом РФ №618 от 21 декабря 2017 года  "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции". Напомним, документ определяет развитие конкуренции во всех отраслях в целях преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост: высокая доля государственного участия в экономике, недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства, существенная доля нарушений условий конкуренции со стороны органов власти, картелизация российской экономики, системные проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий, системные проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам.

В рамках работы в этом направлении в Пермском крае приняты различного рода «дорожные карты», последней редакцией которых является распоряжение Губернатора Пермского края от 31.12.2019 № 210-р «Об утверждении Перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Пермском крае и Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Пермском крае на 2019-2021 годы».

«В рамках реализации Национального плана развития конкуренции каждому региону необходимо было определить из 41 товарного рынка, предложенного Госсоветом РФ и утвержденных Президентом РФ не менее 33 показателей, где субъект федерации должен снижать долю государства в экономике. Пермский край выбрал 35 товарных рынков в разных сферах, определенные показатели в которых должны быть достигнуты к 2023 году», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

Приняв к сведению изложенную информацию, члены Общественного совета при Пермском УФАС России решили направить обращения общественным советам, созданным при министерствах Пермского края, отвечающих за реализацию распоряжения Губернатора Пермского края от 31.12.2019 № 210-р «Об утверждении Перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Пермском крае и Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Пермском крае на 2019-2021 годы"» рассмотреть на заседаниях в текущем году ход исполнения указанного распоряжения, а также Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края о предоставлении обобщенной информации о планах исполнения распоряжения.  

По итогам обсуждения вопроса заседания, касающегося прозрачности процесса формирования тарифов, участники встречи решили направить в ФАС России предложение по изменению проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» в части обязательного раскрытия информации о составе расходов, включаемых в тарифы на коммунальные ресурсы, с соответствующим обоснованием.

Напомним, в предложении будет сделан акцент на вопросах предоставления доступа к материалам тарифных дел и обеспечения открытости заседаний органа тарифного регулирования для всех участников рынка вплоть до рядового потребителя.

Как отметил приглашенный на заседание Общественного совета заместитель министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края Владислав Степин, в случае если предложение Общественного совета при Пермском УФАС России будет одобрено и в проект федерального закона внесут соответствующие изменения, краевые власти готовы создать необходимые условия доступности информации по формированию тарифов на коммунальные услуги для всех участников рынка. В данный момент в администрации уже введён формат электронного документооборота.     

В ходе обсуждения вопроса о возможности дифференциации тарифов на тепловую энергию в зависимости от схемы подключения объекта с докладом выступил заместитель руководителя Пермского УФАС России Николай Хаснуллин.  

«В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию могут быть дифференцированы в зависимости от схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей к системе теплоснабжения. Пункт 136 Методических указаний №760-э прямо предусматривает, что единые тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться, в том числе, по схемам подключения до и после тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, - сообщил Николай Хаснуллин. - Таким образом, возможность установления дифференцированных тарифов, в том числе для ЕТО, законодательно предусмотрена».

В качестве проблемного примера, докладчик рассказал о ситуации, возникшей на территории функционирования Закамского теплового узла - зоны действия Пермской ТЭЦ-14, где с 2015 года единой теплоснабжающей организацией является ПАО «Т Плюс». Установленные компанией тарифы не предусматривают дифференциацию в зависимости от схемы подключения, несмотря на то, что не менее 45% домов в Кировском районе Перми оборудованы ИТП, следовательно, могут получать тепловую энергию, минуя ЦТП, и, следовательно, экономить на оплате. Сложившаяся ситуация, по мнению Пермского УФАС России, содержит признаки злоупотребления доминирующим положением со стороны ПАО «Т Плюс», которое выражается в бездействии по установлению дифференцированного тарифа. В декабре 2019 года в отношении ПАО «Т Плюс» было возбуждено антимонопольное дело, рассмотрение которого продолжится в июне 2020 года.

«Мы считаем, что возможность установления дифференцированного тарифа на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации предусмотрена законодательно. Если в нормативных документах звучит формулировка о том, что ЕТО «имеет право» установить дифференцированный тариф, это не значит, что компания не обязана это делать, поскольку наличие права - это корреспонденция к обязанности. Кроме того, если у компании есть право установить дифференцированный тариф, но она им не пользуется, причиняя вред другим лицам, мы видим в этом поведении злоупотребление данным правом», - озвучил позицию антимонопольного органа заместитель руководителя Пермского УФАС России Николай Хаснуллин.

Приняв к сведению изложенную позицию, члены Общественного совета рекомендовали Пермскому УФАС России обратиться в адрес ФАС России с целью получить разъяснения законодательства по вопросу о возможности установления дифференцированного тарифа на тепловую энергию в зависимости от схемы подключения объекта по инициативе регулирующего органа.

На следующем заседании участникам Общественного совета предложено заслушать доклад Пермского УФАС России об изменениях законодательства РФ в части минимизации деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также обсудить вопрос соответствия законодательству участие муниципальных органов власти в рекламировании частных компаний.