ФАС России предлагает перейти к полноценной системе общественного контроля за развитием конкуренции

В Москве, на площадке Общественной палаты РФ состоялся слёт Общественных советов Федеральной антимонопольной службы. Прикамье на форуме представляла заместитель руководителя Пермского УФАС России Марина Кудрявцева.

Цели мероприятия - создать систему общественного контроля развития конкуренции в субъектах РФ и на федеральном уровне, а также разработать инновационные подходы и инструменты взаимодействия Общественных советов ФАС России.

В заседании приняли участие председатели Общественных советов при территориальных органах ФАС России, члены Общественного совета при ФАС России, а также руководители региональных управлений антимонопольной службы, представители Общественной палаты РФ, научного сообщества, общественных организаций и бизнес объединений.

В рамках сессий рассматривались актуальные вопросы реализации Национального плана развития конкуренции 2018-2020 годы, Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, проект Национального плана развития конкуренции 2021-2025 годы, а также цели, задачи, полномочия и механизмы взаимодействия Общественных советов ФАС России.

В ходе обсуждения начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин рассказал о перспективах развития Общественных советов при антимонопольном ведомстве. Он напомнил присутствующим об Указе Президента России, который поставил задачу создать систему Общественных советов на базе общественно-консультативных советов ФАС России.

«Считаю, что вместе мы с этой задачей справились. А что дальше? - сказал начальник Контрольно-финансового управления ФАС России. - В проект Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 год мы закладываем новую идею: перейти к полноценной системе общественного контроля за развитием конкуренции и исполнением Нацплана на базе системы общественных и экспертных советов, которые созданы при антимонопольном ведомстве».

Говоря о целях Общественных советов, Владимир Мишеловин обратил внимание, в том числе, на содействие и контроль достижения ключевых показателей Национальных проектов и обеспечение проконкурентных подходов при их реализации.

Переходя к механизму взаимодействия Общественных советов, спикер обратил внимание на то, что «только при центральном аппарате ФАС России существует 26 отраслевых Экспертных советов, и мы считаем, что они должны входить в общую систему общественного контроля развития конкуренции. Несомненно, необходимо использовать потенциал научного сообщества – 54 профильных кафедр в ведущих вузах страны».

В ходе расширенного заседания Общественного совета при ФАС России состоялось обсуждение законопроектной деятельности ведомства в рамках I Всероссийской научно-практической конференции Общественных советов ФАС России.

Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина рассказала о контрольно-надзорной деятельности ведомства в сфере тарифного регулирования, а также о порядке рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений и предложениях ведомства в области тарифного регулирования.

«Сегодня действующим законодательством не предусмотрено обязательное участие потребителей в тарифном регулировании. Я бы обратила внимание членов Общественного совета при ФАС России на возможность участия потребителей в вопросах формирования и установления тарифов», - подчеркнула Юлия Юдина.

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал об уголовно-правовой политике в сфере экономики и ее влиянии на состояние конкуренции.

Спикер подчеркнул, что действующий Уголовный кодекс Российской Федерации принят в 1996 году, более двадцати лет назад, уголовно-правовые запреты и санкции за их нарушение в сфере экономики законодатель формулировал в совершенно других экономических реалиях.

За это время в главу 22 УК РФ о преступлениях в сфере экономики 55 федеральными законами было внесено несколько сотен поправок. Изменения носили разнонаправленный характер, и некоторые нормы менялись в несколько раз в течение года. 53 состава преступления в главе 22 остались невостребованными и не применялись на практике.

«Все это свидетельствует об отсутствии внятной уголовно–правовой политики в сфере противодействия экономической преступности. Низкие пороги дохода и ущерба для криминализации деяний в совокупности с широко применяемым особым порядком судебного рассмотрения уголовных дел приводят к тому, что ежегодно сотни предпринимателей подвергаются уголовному преследованию за совершение деяний, общественная опасность которых совершенно неочевидна, - заявил Андрей Тенишев. - Это крайне негативно влияет на состояние конкуренции в стране, и я полагаю, что назрело время определить приоритеты и провести серьезные научные исследования в этой сфере. На мой взгляд, это актуальная задача, как для науки, так и для бизнес – объединений».

Заместитель начальника Правового управления ФАС России Игорь Антонов презентовал обзор нормативных правовых актов, разработанных ведомством.

В Государственную Думу РФ внесены законопроекты о запрете на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках (принят в первом чтении, планируется к рассмотрению во втором чтении), об антимонопольном комплаенсе (принят в первом чтении), о повышении эффективности выявления и пресечения картелей, об использовании результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя в интересах жизни и здоровья граждан, об исключении возможности приостановления решений и предписаний антимонопольных органов в отношении органов власти, за исключением случаев, когда такое приостановление вводится судебным актом (принят в первом чтении).

«Кроме того, на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится пятый «цифровой» антимонопольный пакет, законопроекты о реформировании естественных монополий, об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и о внесении изменений в статью 33335 НК РФ (освобождение от уплаты госпошлины при реорганизации унитарных предприятий)», - уточнил Игорь Антонов.