Особенности защиты олимпийской символики посредством антимонопольного законодательства

В преддверии проведения в 2014 году ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи особо актуальными являются вопросы правовой защиты олимпийской символики, поэтому данное направление в работе антимонопольного органа остается одним из приоритетных.

Перед тем как остановиться на особенностях защиты олимпийской символики посредством антимонопольного законодательства, следует сказать несколько слов об истории возникновения ее правовой охраны, а также о том, какую роль для страны-организатора играет проведение Олимпийских игр.

Современная история Олимпийского движения насчитывает более ста лет и основывается на принципе международного сотрудничества, культивировании нравственных, духовных ценностей, здорового образа жизни. Безусловно, Олимпийское движение стало одним из самых заметных в мировом сообществе, в связи с чем, нуждается в особом правовом регулировании.

Основным международным актом в области охраны и защиты Олимпийской символики является Найробский договор об охране Олимпийского символа, принятый в Найробии 26 сентября 1981 года. Правовое значение Найробского договора об охране олимпийского символа заключается в установлении обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется его разрешение.

Иными словами, за Международным олимпийским комитетом (МОК) были закреплены исключительные права на олимпийскую символику, а также исключено неконтролируемое использование олимпийской символики иными лицами. Российская Федерация является участником Найробского договора об охране олимпийского символа с 1986 года (СССР).

Еще одним международным документом в области олимпийского движения является Олимпийская хартия, которая представляет собой свод основополагающих принципов Олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых МОК, а также регламентирует организацию, мероприятия и деятельность олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В олимпийской хартии описаны все элементы олимпийской символики.

Проведение Олимпиады - это и огромная честь для страны, и в то же время определенные финансовые и правовые трудности. Российский город Сочи был выбран местом для проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года, в связи с чем, в 2007 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон об организации зимних Олимпийских игр). Статьями 7 и 8 названного Закона установлены ограничения на использование олимпийской символики.

Под олимпийской символикой при этом понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи-2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi-2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения как проводимых игр, так и предшествующих им и следующих за ними.

Статьей 8 Закон об организации зимних Олимпийских игр признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

- введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм.

Защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности) на территории Российской Федерации осуществляет Оргкомитет "Сочи 2014"

Безусловно, с введением в действие Закона об организации зимних Олимпийских игр можно говорить об установлении на территории Российской Федерации государственного (национального) режима правовой охраны олимпийской символики, основываясь на международных положениях в области защиты олимпийской символики.

При этом законодатель предусмотрел использование олимпийской символики для обозначения товаров, работ, услуг лишь при условии заключения договора, предоставляющего такое право, с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.

Данное положение действующего законодательства с одной стороны, ограничило бесконтрольное использование олимпийской символики и обеспечило возможность для уполномоченных МОК организаций осуществлять контроль в области защиты олимпийской символики, а с другой стороны, предоставило МОК возможности для развития олимпийского движения посредством привлечения материальных и финансовых средств от лиц, желающих заключить такой договор.

Вместе с тем, случаи незаконного использования олимпийской символики имеют место, и это, в первую очередь, обусловлено тем, что олимпийское движение в преддверии проведения олимпийских игр особенно привлекательно для людей, соответственно вызывает повышенный интерес к товарам, услугам, для продвижения которых используется олимпийская символика.

Необходимо отметить, что незаконное использование олимпийской символики наносит серьёзный ущерб конкурентной среде, затрагивает в целом интересы страны-организатора Олимпийских игр, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к ценностям культуры и спорта, условия для которых создаются путем проведения такого рода масштабный игр как Олимпийские, заслуживших популярность во всем мире.

Статус Олимпийских игр в мире очень высокий и участие в Олимпийских играх – престижное мероприятие, которое свидетельствует о достаточном экономическом, политическом развитии страны-организатора, о соответствии ее действующего законодательства международным стандартам, и соответственно, то, как будет организовано проведение олимпийских игр, в том числе и с точки зрения организации соблюдения действующего законодательства в этой сфере, несомненно, будет оказывать большую роль в формировании имиджа страны.

И в этой связи, роль антимонопольного органа в борьбе с незаконным использованием олимпийской символики, пресечении подобных действий и принятии превентивных мер является существенной, об этом свидетельствует и включение в Закон об организации зимних Олимпийских статьи 8. Итак, можно сказать, что законодатель избрал в качестве одного из основных способов борьбы с незаконным использованием олимпийской символики признание таких действий актом недобросовестной конкуренции и воздействие на виновника посредством антимонопольного законодательства.

 

Учитывая, что незаконное использование символики может нанести значительный материальный и репутационный ущерб Российской Федерации, антимонопольный орган регулярно проводит работу в рамках, представленных ему полномочий, и стремится к недопущению нарушений со стороны представителей бизнеса.

С 1 сентября 2010 года запущена программа защиты лицензионной продукции Оргкомитет «Сочи-214». В рамках данной программы на лицензионную продукцию будут наносить идентификационные защитные элементы – марки и голограммы. Использование олимпийских символов при отсутствии указанных элементов, а также отрицательный результат проверки подлинности лицензионной продукции может свидетельствовать о незаконном использовании символики на товаре.

Незаконное использование олимпийской символики влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством, в связи с чем, следует подробнее остановиться на квалификации таких действий с точки зрения нарушения статьи 14 (недобросовестная конкуренция) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Понятие недобросовестной конкуренции закреплено пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения недобросовестной конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

-совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц);

-быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Для признания действий актом недобросовестной конкуренции установление перечисленных признаков является обязательным. Однако для квалификации действий, связанных с незаконным использованием олимпийской символики, установление такого квалифицирующего недобросовестную конкуренцию признака как «направленность на получение преимуществ» не является обязательным, поскольку по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции часть 1 статьи 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр является специальной. Такая правовая позиция изложена и в Постановлении Пленума ВАС РФ № 11.

Итак, действия, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В то же время представляется, что незаконное использование олимпийской символики в любом случае способно предоставить необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности. Так, в первую очередь с учетом того, что олимпийское движение приобрело всеобщую известность и положительно воспринимается людьми во всем мире, использование олимпийской символики обеспечивает создание условий для повышенного интереса потребителей к товару с олимпийской символикой. Более того, лица, незаконно использующие олимпийскую символику, получают возможность не нести издержки, связанные с заключением и исполнением соответствующего лицензионного соглашения, что, безусловно, свидетельствует о направленности на получение преимуществ по сравнению с иными лицами, использующими олимпийскую символику на законных основаниях.

Незаконное использование олимпийской символики квалифицируется антимонопольным органом как нарушение пункта 2 или пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, либо как нарушение части 1 статьи 14 названного закона, устанавливающей общий запрет на недобросовестную конкуренцию.

Такой подход обусловлен тем, что не вся олимпийская символика зарегистрирована в качестве товарных знаков.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Использование не зарегистрированной в качестве товарного знака олимпийской символики может образовывать состав нарушения указанной нормы в случае если такое использование создает условие для введения потребителей в заблуждение в отношении перечисленных в статье обстоятельств.

Как правило, такое незаконное использование создает ложное представление о причастности лица, использующего олимпийскую символику, к Олимпийским играм.

В таком случае к нарушителю применяется меры административного реагирования, предусмотренные частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Данное положение применяется к действиям, связанным с незаконным использованием олимпийской символики, зарегистрированной в качестве средства индивидуализации товаров, работ, услуг. Административная ответственность в данном случае наступает по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что если в первом случае, для юридических лиц установлено наложение административного штрафа в пределах от ста до пятисот тысяч рублей, то во втором случае – штраф налагается в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. При этом, при назначении административного наказания учитываются обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Размер штрафа рассчитывается в зависимости от наличия/отсутствия таких обстоятельств.

В соответствии с частью 4 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Итак, с учетом изложенного, можно говорить об установлении законодателем серьёзных мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, связанного с незаконным использовании олимпийской символики.

В завершение сказанного приведем ряд примеров недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием олимпийской символики.

Наиболее часто встречающимся правонарушением в этой области является незаконное использование олимпийской символики «Сочи 2014».

Например, ФАС России было рассмотрено дело по факту использования ЗАО "Управляющая компания Банка России" в наименовании открытого паевого инвестиционного фонда акций словесного обозначения "Сочи 2014" . Фонд специализировался на вложениях в акции компаний, которые окажутся в наибольшем выигрыше от расширения инвестиционного спроса внутри экономики. При этом особое внимание было уделено компаниям, работающим в Южном федеральном округе и имеющим перспективы расширения бизнеса в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 года в г. Сочи.

За незаконное использование олимпийской символики «Сочи 2014» компания была привлечена к административно ответственности.

В качестве примера недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием указанной олимпийской символики на территории Уральского федерального округа можно привести дело, рассмотренное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в отношении Негосударственного учреждения дополнительного образования «Урало-Сибирский Центр информационной поддержки», которое при осуществлении организации и проведения в г. Сочи образовательных семинаров в целях повышения квалификации специалистов различных профессий незаконно использовало символику «SOCHI 2014».

Еще одним распространенным видом нарушения является незаконное использование олимпийской символики, представляющей собой пять переплетённых колец.

Например, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию привлечено ООО «КОРПОРАЦИЯ ЮВЕ», которое при проведении всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи "Поймай удачу" незаконно использовало олимпийскую символику в виде пяти переплетенных колец.

Незаконное использование указанной олимпийской символики было выявлено и на территории Челябинской области. Так, Управлением Федеральной антимонопольной службы было привлечено к административной ответственности ООО «МПЗ «Таврия» за реализацию товара (колбаса), на упаковке которого присутствовала олимпийская символика: изображение пяти переплетенных колец и слова «Олимпийская».

По материалам Челябинского УФАС России

Главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России А.П. Пивоварова