Решение по делу № 876-13-а

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 876-13-а
Дата публикации: 22 октября 2014, 16:12

РЕШЕНИЕ

по делу № 876-13-а

 

15.10.2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "21" октября 2014 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства,

 

рассмотрев дело № 876-13-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

На территории города Перми поставку питьевой воды организациям и прием от них сточных вод осуществляет ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «Новогор-Прикамья»).

В своих заявлениях ОАО «Пермалко» (вх. № 08655-13 от 05.07.2013 г.) и ООО «Первый хлеб» (вх. № 10102-13 от 02.08.2013г.) (далее – Заявители) указывают следующее.

Администрацией города Перми принято Постановление № 322 от 03.08.2007 года, которое утверждает нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми абонентам ООО «Новогор-Прикамье» (далее-Постановление).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в питьевой воде, производимой и подаваемой централизованным системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие санитарных правил. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее-Санитарные правила).

По мнению Заявителей, качество сточных вод не должно быть выше качества питьевой воды по всем показателям. Однако, из сравнительного анализа Постановления и Санитарных правил следует, что для сточных вод установлены более высокие требования к качеству, чем для питьевой воды. При этом, в случае превышения установленных Постановлением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, последние вынуждены осуществлять плату ООО «Новогор-Прикамье», рассчитываемую согласно Указа Губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167.

Таким образом, по мнению заявителей, Постановлением создаются дискриминационные условия деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье», что нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация города Перми (далее – Администрация) нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признало. Представитель Администрации при рассмотрении дела указал, что нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации не зависят от нормативов по качеству питьевой воды. Действующим законодательством не установлены требования по согласованию данных показателей. Полагает, что нормы Постановления не нарушают права Заявителей.

По мнению ООО «Новогор-Прикамье», нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные Постановлением, для абонентов обеспечивают соблюдение норм природоохранного законодательства в части недопущения попадания загрязняющих  веществ в соответствующий водный объект. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела Представители ООО «Новогор-Прикамье» неоднократно заявляли, что для соблюдения спорных нормативов сброса абонентам необходимо производить очистку сточных вод самостоятельно перед их сбросом в систему центральной канализации города Перми.

17.03.2014г. по результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России было принято решение о признании нарушения в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, а также о необходимости выдачи Администрации города Перми предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Постановление № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

12.09.2014г. в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ОАО «Пермалко» (вх. № 14827-14) о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Комиссии Пермского УФАС России по делу № 876-13-а.

В заявлении указывалось, что при рассмотрении дела № 876-13-а не заявлялось сторонами и соответственно не было известно об отсутствии технологической возможности очистки сточных вод по нормативам, отличающимся от тех, которые установлены Постановлением Администрации г. Перми от 03.08.2014г. № 322.

По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссией Пермского УФАС России вынесено определение о пересмотре решения и предписания по делу № 876-13-а.

Комиссия Пермского УФАС России в порядке пересмотра решения и предписания по делу № 876-13-а, изучив дополнительно представленные документы и информацию,  а также имеющиеся в материалах дела документы, выслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее -  Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ) установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации (п.61).

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, Уставом города Перми, в целях защиты централизованных систем коммунального водоснабжения и канализации от вредного воздействия сточных вод Пермская городская Дума решила утвердить 24.12.2002 Правила приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми.

Согласно п. 3.6 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами устанавливаются Администрацией на уровне технически обоснованных организацией, эксплуатирующей БОС, и являются едиными для всех абонентов.

Нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами подлежат изменению в случае увеличения эффективности очистки сточных вод на БОС и/или изменения нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора. Для установления нормативов сброса или их изменения Администрацией создается комиссия, в состав которой включаются депутаты Пермской городской Думы, представители федеральных органов надзора в сфере экологии, природопользования и благополучия окружающей среды, Водоканала и других организаций по согласованию (далее - Комиссия). Персональный состав Комиссии утверждается постановлением главы Администрации (п. 3.8 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми).

Таким образом, при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод Администрация должна исходить из соблюдения условий, указанных в п. 61 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в РФ, в совокупности, а также из того, что требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в систему централизованной канализации абонентами организаций водопроводно-канализационного хозяйства не должны быть  выше, чем требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, установленные природоохранными органами. При этом в случае изменения нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект, установленных для организации водопроводно-канализационного хозяйства (на территории города Перми ООО «Новогор-Прикамье»), Администрации необходимо пересмотреть нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод также с учетом соблюдения вышеуказанных условий.

Между тем, обстоятельства настоящего дела не подтверждают соблюдение Администрацией указанных норм.

Нормативы допустимого загрязнения сточных вод, установленные Постановлением, не применяются к ООО «Новогор-Прикамье», в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.

На территории Пермского края нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты утверждаются Камским бассейновым водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов. За период с 03.08.2007 года (то есть с момента утверждения Администрацией Постановление № 322) Камским бассейновым водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов для ООО «Новогор-Прикамье» утверждались новые нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект в 2010 г. Однако, новые нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для абонентов ООО «Новогор-Прикамье» не утверждались.  Доказательств иного в материалы дела сторонами не представлено.

Сравнение показателей качества сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» в 2010 г. и его абонентов свидетельствует о том, что ООО «Новогор-Прикамье» допускается сброс загрязняющих веществ сточных вод в водный объект в большем объеме по сравнению с показателями, установленными для его абонентов при сбросе в систему централизованной канализации.

 

Показатели

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье», установленные в 2010 г.(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье», установленные в 2014 г.(Мг/л)

Сухой остаток

900

1050

1083,300

Сульфаты

240

298,100

287,500

 

Таким образом, с 2010 года в связи с изменением нормативов качества сточных вод для ООО «Новогор-Прикамье» природоохранными органами по ряду показателей требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в систему централизованной канализации абонентов ООО «Новогор-Прикамье» выше, чем требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты для ООО «Новогор-Прикамье», что нарушает п. 61 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в РФ. При этом, в нарушение п. 3.8 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, соответствующая комиссия для пересмотра данных нормативов для абонентов ООО «Новогор-Прикамье» Администрацией не создавалась, иных действий, направленных на соблюдение указанных норм законодательства не совершалось.

Фактически с 2010 года по указанным видам загрязняющих веществ ООО «Новогор-Прикамье» не только не производит очистку сточных вод, но и имеет возможность сбрасывать их в водные объекты в более загрязненном состоянии по сравнению с требованиями, установленными для сточных вод его абонентов. Между тем, очистка сточных вод является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», как предприятия водопроводно-коммунального хозяйства   (ст. 26 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Для соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ по данным показателям хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» вынуждены производить очистку сбрасываемых сточных вод, при условии, что это является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», что приводит к дополнительным затратам хозяйствующих субъектов. В противном случае абоненты ООО «Новогор-Прикамье»  оплачивают штрафы за превышение соответствующих незаконно установленных показателей загрязняющих веществ в своих сточных водах, что также приводит к их дополнительным затратам, не предусмотренным действующим федеральным законодательством.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» осуществляют свою деятельность на различных товарных рынках. Товарный рынок реализации алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ОАО «Пермалко», а также рынок реализации хлебобулочной продукции, на котором осуществляет деятельность ООО «Первый хлеб» не ограничены территорией города Перми. Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новогор-Прикамье» указанных выше затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством, приводит к ограничению конкурентоспособности рассматриваемых хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Перми факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках.

Довод ООО «Новгор-Прикамье» о том, что затраты на очистку сточных вод по указанным видам загрязняющих веществ не включены в тариф на водоотведение отклоняется, так как установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов не жестче, чем для ООО «Новогор-Прикамье» обеспечит соблюдение указанных нормативов, установленных ООО «Новогор-Прикамье», как организации водопроводно-канализационного хозяйства и не повлечет необходимость включения в указанных тариф дополнительных затрат.

При принятии указанного решения комиссией Пермского УФАС России было учтено, что согласно ст. 41.1 Закона о защите конкуренции, Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России исходит из того, что рассматриваемое нарушение является длящимся.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках.

2. Выдать Администрации города Перми предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем пересмотра соответствующих нормативов сброса загрязняющих веществ сточных вод (сульфатов и сухого остатка), установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрацией города Перми в срок до 30.11.2014 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в:

необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках, а именно

1. В срок до  30.11.2014г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в частности путем пересмотра соответствующих нормативов сброса загрязняющих веществ сточных вод (сульфатов и сухого остатка), установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

   2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его  выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 14215 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 876-13-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14215 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416395721 [changed] => 1416395721 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416395721 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 876-13-а

 

15.10.2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "21" октября 2014 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства,

 

рассмотрев дело № 876-13-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

На территории города Перми поставку питьевой воды организациям и прием от них сточных вод осуществляет ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «Новогор-Прикамья»).

В своих заявлениях ОАО «Пермалко» (вх. № 08655-13 от 05.07.2013 г.) и ООО «Первый хлеб» (вх. № 10102-13 от 02.08.2013г.) (далее – Заявители) указывают следующее.

Администрацией города Перми принято Постановление № 322 от 03.08.2007 года, которое утверждает нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми абонентам ООО «Новогор-Прикамье» (далее-Постановление).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в питьевой воде, производимой и подаваемой централизованным системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие санитарных правил. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее-Санитарные правила).

По мнению Заявителей, качество сточных вод не должно быть выше качества питьевой воды по всем показателям. Однако, из сравнительного анализа Постановления и Санитарных правил следует, что для сточных вод установлены более высокие требования к качеству, чем для питьевой воды. При этом, в случае превышения установленных Постановлением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, последние вынуждены осуществлять плату ООО «Новогор-Прикамье», рассчитываемую согласно Указа Губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167.

Таким образом, по мнению заявителей, Постановлением создаются дискриминационные условия деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье», что нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация города Перми (далее – Администрация) нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признало. Представитель Администрации при рассмотрении дела указал, что нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации не зависят от нормативов по качеству питьевой воды. Действующим законодательством не установлены требования по согласованию данных показателей. Полагает, что нормы Постановления не нарушают права Заявителей.

По мнению ООО «Новогор-Прикамье», нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные Постановлением, для абонентов обеспечивают соблюдение норм природоохранного законодательства в части недопущения попадания загрязняющих  веществ в соответствующий водный объект. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела Представители ООО «Новогор-Прикамье» неоднократно заявляли, что для соблюдения спорных нормативов сброса абонентам необходимо производить очистку сточных вод самостоятельно перед их сбросом в систему центральной канализации города Перми.

17.03.2014г. по результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России было принято решение о признании нарушения в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, а также о необходимости выдачи Администрации города Перми предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Постановление № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

12.09.2014г. в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ОАО «Пермалко» (вх. № 14827-14) о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Комиссии Пермского УФАС России по делу № 876-13-а.

В заявлении указывалось, что при рассмотрении дела № 876-13-а не заявлялось сторонами и соответственно не было известно об отсутствии технологической возможности очистки сточных вод по нормативам, отличающимся от тех, которые установлены Постановлением Администрации г. Перми от 03.08.2014г. № 322.

По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссией Пермского УФАС России вынесено определение о пересмотре решения и предписания по делу № 876-13-а.

Комиссия Пермского УФАС России в порядке пересмотра решения и предписания по делу № 876-13-а, изучив дополнительно представленные документы и информацию,  а также имеющиеся в материалах дела документы, выслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее -  Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ) установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации (п.61).

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, Уставом города Перми, в целях защиты централизованных систем коммунального водоснабжения и канализации от вредного воздействия сточных вод Пермская городская Дума решила утвердить 24.12.2002 Правила приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми.

Согласно п. 3.6 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами устанавливаются Администрацией на уровне технически обоснованных организацией, эксплуатирующей БОС, и являются едиными для всех абонентов.

Нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами подлежат изменению в случае увеличения эффективности очистки сточных вод на БОС и/или изменения нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора. Для установления нормативов сброса или их изменения Администрацией создается комиссия, в состав которой включаются депутаты Пермской городской Думы, представители федеральных органов надзора в сфере экологии, природопользования и благополучия окружающей среды, Водоканала и других организаций по согласованию (далее - Комиссия). Персональный состав Комиссии утверждается постановлением главы Администрации (п. 3.8 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми).

Таким образом, при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод Администрация должна исходить из соблюдения условий, указанных в п. 61 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в РФ, в совокупности, а также из того, что требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в систему централизованной канализации абонентами организаций водопроводно-канализационного хозяйства не должны быть  выше, чем требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, установленные природоохранными органами. При этом в случае изменения нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект, установленных для организации водопроводно-канализационного хозяйства (на территории города Перми ООО «Новогор-Прикамье»), Администрации необходимо пересмотреть нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод также с учетом соблюдения вышеуказанных условий.

Между тем, обстоятельства настоящего дела не подтверждают соблюдение Администрацией указанных норм.

Нормативы допустимого загрязнения сточных вод, установленные Постановлением, не применяются к ООО «Новогор-Прикамье», в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.

На территории Пермского края нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты утверждаются Камским бассейновым водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов. За период с 03.08.2007 года (то есть с момента утверждения Администрацией Постановление № 322) Камским бассейновым водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов для ООО «Новогор-Прикамье» утверждались новые нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект в 2010 г. Однако, новые нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для абонентов ООО «Новогор-Прикамье» не утверждались.  Доказательств иного в материалы дела сторонами не представлено.

Сравнение показателей качества сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» в 2010 г. и его абонентов свидетельствует о том, что ООО «Новогор-Прикамье» допускается сброс загрязняющих веществ сточных вод в водный объект в большем объеме по сравнению с показателями, установленными для его абонентов при сбросе в систему централизованной канализации.

 

Показатели

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье», установленные в 2010 г.(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье», установленные в 2014 г.(Мг/л)

Сухой остаток

900

1050

1083,300

Сульфаты

240

298,100

287,500

 

Таким образом, с 2010 года в связи с изменением нормативов качества сточных вод для ООО «Новогор-Прикамье» природоохранными органами по ряду показателей требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в систему централизованной канализации абонентов ООО «Новогор-Прикамье» выше, чем требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты для ООО «Новогор-Прикамье», что нарушает п. 61 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в РФ. При этом, в нарушение п. 3.8 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, соответствующая комиссия для пересмотра данных нормативов для абонентов ООО «Новогор-Прикамье» Администрацией не создавалась, иных действий, направленных на соблюдение указанных норм законодательства не совершалось.

Фактически с 2010 года по указанным видам загрязняющих веществ ООО «Новогор-Прикамье» не только не производит очистку сточных вод, но и имеет возможность сбрасывать их в водные объекты в более загрязненном состоянии по сравнению с требованиями, установленными для сточных вод его абонентов. Между тем, очистка сточных вод является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», как предприятия водопроводно-коммунального хозяйства   (ст. 26 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Для соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ по данным показателям хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» вынуждены производить очистку сбрасываемых сточных вод, при условии, что это является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», что приводит к дополнительным затратам хозяйствующих субъектов. В противном случае абоненты ООО «Новогор-Прикамье»  оплачивают штрафы за превышение соответствующих незаконно установленных показателей загрязняющих веществ в своих сточных водах, что также приводит к их дополнительным затратам, не предусмотренным действующим федеральным законодательством.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» осуществляют свою деятельность на различных товарных рынках. Товарный рынок реализации алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ОАО «Пермалко», а также рынок реализации хлебобулочной продукции, на котором осуществляет деятельность ООО «Первый хлеб» не ограничены территорией города Перми. Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новогор-Прикамье» указанных выше затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством, приводит к ограничению конкурентоспособности рассматриваемых хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Перми факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках.

Довод ООО «Новгор-Прикамье» о том, что затраты на очистку сточных вод по указанным видам загрязняющих веществ не включены в тариф на водоотведение отклоняется, так как установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов не жестче, чем для ООО «Новогор-Прикамье» обеспечит соблюдение указанных нормативов, установленных ООО «Новогор-Прикамье», как организации водопроводно-канализационного хозяйства и не повлечет необходимость включения в указанных тариф дополнительных затрат.

При принятии указанного решения комиссией Пермского УФАС России было учтено, что согласно ст. 41.1 Закона о защите конкуренции, Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России исходит из того, что рассматриваемое нарушение является длящимся.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках.

2. Выдать Администрации города Перми предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем пересмотра соответствующих нормативов сброса загрязняющих веществ сточных вод (сульфатов и сухого остатка), установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрацией города Перми в срок до 30.11.2014 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в:

необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках, а именно

1. В срок до  30.11.2014г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в частности путем пересмотра соответствующих нормативов сброса загрязняющих веществ сточных вод (сульфатов и сухого остатка), установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

   2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его  выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 876-13-а

 

15.10.2014 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено "21" октября 2014 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства,

 

рассмотрев дело № 876-13-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

На территории города Перми поставку питьевой воды организациям и прием от них сточных вод осуществляет ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «Новогор-Прикамья»).

В своих заявлениях ОАО «Пермалко» (вх. № 08655-13 от 05.07.2013 г.) и ООО «Первый хлеб» (вх. № 10102-13 от 02.08.2013г.) (далее – Заявители) указывают следующее.

Администрацией города Перми принято Постановление № 322 от 03.08.2007 года, которое утверждает нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми абонентам ООО «Новогор-Прикамье» (далее-Постановление).

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в питьевой воде, производимой и подаваемой централизованным системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001 года «О введении в действие санитарных правил. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее-Санитарные правила).

По мнению Заявителей, качество сточных вод не должно быть выше качества питьевой воды по всем показателям. Однако, из сравнительного анализа Постановления и Санитарных правил следует, что для сточных вод установлены более высокие требования к качеству, чем для питьевой воды. При этом, в случае превышения установленных Постановлением нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, последние вынуждены осуществлять плату ООО «Новогор-Прикамье», рассчитываемую согласно Указа Губернатора Пермской области от 29.08.2003 г. № 167.

Таким образом, по мнению заявителей, Постановлением создаются дискриминационные условия деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье», что нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация города Перми (далее – Администрация) нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признало. Представитель Администрации при рассмотрении дела указал, что нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации не зависят от нормативов по качеству питьевой воды. Действующим законодательством не установлены требования по согласованию данных показателей. Полагает, что нормы Постановления не нарушают права Заявителей.

По мнению ООО «Новогор-Прикамье», нормативы сброса загрязняющих веществ, установленные Постановлением, для абонентов обеспечивают соблюдение норм природоохранного законодательства в части недопущения попадания загрязняющих  веществ в соответствующий водный объект. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела Представители ООО «Новогор-Прикамье» неоднократно заявляли, что для соблюдения спорных нормативов сброса абонентам необходимо производить очистку сточных вод самостоятельно перед их сбросом в систему центральной канализации города Перми.

17.03.2014г. по результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией Пермского УФАС России было принято решение о признании нарушения в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности Заявителям и иным хозяйствующим субъектам - абонентам ООО «Новогор-Прикамье» в сравнении с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках в других регионах путем утверждения заведомо неисполнимых и необоснованных нормативов допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в сточных водах по показателям сухой остаток, медь, никель, сульфаты, хлориды, цинк, нитробензол, установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, а также о необходимости выдачи Администрации города Перми предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в Постановление № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

12.09.2014г. в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ОАО «Пермалко» (вх. № 14827-14) о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Комиссии Пермского УФАС России по делу № 876-13-а.

В заявлении указывалось, что при рассмотрении дела № 876-13-а не заявлялось сторонами и соответственно не было известно об отсутствии технологической возможности очистки сточных вод по нормативам, отличающимся от тех, которые установлены Постановлением Администрации г. Перми от 03.08.2014г. № 322.

По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссией Пермского УФАС России вынесено определение о пересмотре решения и предписания по делу № 876-13-а.

Комиссия Пермского УФАС России в порядке пересмотра решения и предписания по делу № 876-13-а, изучив дополнительно представленные документы и информацию,  а также имеющиеся в материалах дела документы, выслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее -  Правила пользования системами водоснабжения и канализации в РФ) установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации (п.61).

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, Уставом города Перми, в целях защиты централизованных систем коммунального водоснабжения и канализации от вредного воздействия сточных вод Пермская городская Дума решила утвердить 24.12.2002 Правила приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми.

Согласно п. 3.6 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами устанавливаются Администрацией на уровне технически обоснованных организацией, эксплуатирующей БОС, и являются едиными для всех абонентов.

Нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами подлежат изменению в случае увеличения эффективности очистки сточных вод на БОС и/или изменения нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора. Для установления нормативов сброса или их изменения Администрацией создается комиссия, в состав которой включаются депутаты Пермской городской Думы, представители федеральных органов надзора в сфере экологии, природопользования и благополучия окружающей среды, Водоканала и других организаций по согласованию (далее - Комиссия). Персональный состав Комиссии утверждается постановлением главы Администрации (п. 3.8 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми).

Таким образом, при установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод Администрация должна исходить из соблюдения условий, указанных в п. 61 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в РФ, в совокупности, а также из того, что требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в систему централизованной канализации абонентами организаций водопроводно-канализационного хозяйства не должны быть  выше, чем требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, установленные природоохранными органами. При этом в случае изменения нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект, установленных для организации водопроводно-канализационного хозяйства (на территории города Перми ООО «Новогор-Прикамье»), Администрации необходимо пересмотреть нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод также с учетом соблюдения вышеуказанных условий.

Между тем, обстоятельства настоящего дела не подтверждают соблюдение Администрацией указанных норм.

Нормативы допустимого загрязнения сточных вод, установленные Постановлением, не применяются к ООО «Новогор-Прикамье», в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.

На территории Пермского края нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты утверждаются Камским бассейновым водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов. За период с 03.08.2007 года (то есть с момента утверждения Администрацией Постановление № 322) Камским бассейновым водным управлением  Федерального агентства водных ресурсов для ООО «Новогор-Прикамье» утверждались новые нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект в 2010 г. Однако, новые нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для абонентов ООО «Новогор-Прикамье» не утверждались.  Доказательств иного в материалы дела сторонами не представлено.

Сравнение показателей качества сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» в 2010 г. и его абонентов свидетельствует о том, что ООО «Новогор-Прикамье» допускается сброс загрязняющих веществ сточных вод в водный объект в большем объеме по сравнению с показателями, установленными для его абонентов при сбросе в систему централизованной канализации.

 

Показатели

Нормативы по Постановлению для качества сточных вод(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье», установленные в 2010 г.(Мг/л)

Нормативы для качества сточных вод, установленные ООО «Новогор-Прикамье», установленные в 2014 г.(Мг/л)

Сухой остаток

900

1050

1083,300

Сульфаты

240

298,100

287,500

 

Таким образом, с 2010 года в связи с изменением нормативов качества сточных вод для ООО «Новогор-Прикамье» природоохранными органами по ряду показателей требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в систему централизованной канализации абонентов ООО «Новогор-Прикамье» выше, чем требования к предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты для ООО «Новогор-Прикамье», что нарушает п. 61 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в РФ. При этом, в нарушение п. 3.8 Правил приема сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, соответствующая комиссия для пересмотра данных нормативов для абонентов ООО «Новогор-Прикамье» Администрацией не создавалась, иных действий, направленных на соблюдение указанных норм законодательства не совершалось.

Фактически с 2010 года по указанным видам загрязняющих веществ ООО «Новогор-Прикамье» не только не производит очистку сточных вод, но и имеет возможность сбрасывать их в водные объекты в более загрязненном состоянии по сравнению с требованиями, установленными для сточных вод его абонентов. Между тем, очистка сточных вод является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», как предприятия водопроводно-коммунального хозяйства   (ст. 26 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Для соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ по данным показателям хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» вынуждены производить очистку сбрасываемых сточных вод, при условии, что это является прямой обязанностью ООО «Новогор-Прикамье», что приводит к дополнительным затратам хозяйствующих субъектов. В противном случае абоненты ООО «Новогор-Прикамье»  оплачивают штрафы за превышение соответствующих незаконно установленных показателей загрязняющих веществ в своих сточных водах, что также приводит к их дополнительным затратам, не предусмотренным действующим федеральным законодательством.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты – абоненты ООО «Новогор-Прикамье» осуществляют свою деятельность на различных товарных рынках. Товарный рынок реализации алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ОАО «Пермалко», а также рынок реализации хлебобулочной продукции, на котором осуществляет деятельность ООО «Первый хлеб» не ограничены территорией города Перми. Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов – абонентов ООО «Новогор-Прикамье» указанных выше затрат, непредусмотренных действующим федеральным законодательством, приводит к ограничению конкурентоспособности рассматриваемых хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Перми факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках.

Довод ООО «Новгор-Прикамье» о том, что затраты на очистку сточных вод по указанным видам загрязняющих веществ не включены в тариф на водоотведение отклоняется, так как установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов не жестче, чем для ООО «Новогор-Прикамье» обеспечит соблюдение указанных нормативов, установленных ООО «Новогор-Прикамье», как организации водопроводно-канализационного хозяйства и не повлечет необходимость включения в указанных тариф дополнительных затрат.

При принятии указанного решения комиссией Пермского УФАС России было учтено, что согласно ст. 41.1 Закона о защите конкуренции, Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России исходит из того, что рассматриваемое нарушение является длящимся.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Перми факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках.

2. Выдать Администрации города Перми предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем пересмотра соответствующих нормативов сброса загрязняющих веществ сточных вод (сульфатов и сухого остатка), установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрацией города Перми в срок до 30.11.2014 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в:

необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов, в частности ОАО «Пермалко», ООО «Первый хлеб», путем бездействия, выраженного в неисполнении предусмотренной п.3.8. Решения Пермской городской думы №128 от 24.12.2002  "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Перми" обязанности по пересмотру нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами для абонентов в связи с изменением с 2010 года нормативов предельно допустимого сброса сточных вод в водный объект после очистки на БОС, утверждаемых федеральными органами экологического надзора, в части показателей по сульфатам и сухому остатку, что может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в т.ч. путем снижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных товарных рынках, а именно

1. В срок до  30.11.2014г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в частности путем пересмотра соответствующих нормативов сброса загрязняющих веществ сточных вод (сульфатов и сухого остатка), установленных Постановлением № 322 от 03.08.2007 года «Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации города Перми».

   2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его  выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 876-13-а [format] => [safe_value] => 876-13-а ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-22 10:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-21 11:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416395721 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )