РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)
о нарушении антимонопольного законодательства
21.07.2014 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «Группа Финансы» (далее –заявитель) (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru,
УСТАНОВИЛА:
25.06.2014 г. МУП «Водоканал г. Березники» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года».
По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5486-1 «О государственной тайне».
Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила).
В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.
Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения – организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение «сторонних организаций» для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года» выступает муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – Предприятие).
Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. №И01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).
Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.
Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию «Водоканал г. Березники» полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. №И01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 14045
[uid] => 5
[title] => Решение по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 14045
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1406633494
[changed] => 1406633494
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1406633494
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)
о нарушении антимонопольного законодательства
21.07.2014 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «Группа Финансы» (далее –заявитель) (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru,
УСТАНОВИЛА:
25.06.2014 г. МУП «Водоканал г. Березники» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года».
По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5486-1 «О государственной тайне».
Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила).
В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.
Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения – организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение «сторонних организаций» для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года» выступает муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – Предприятие).
Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. №И01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).
Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.
Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию «Водоканал г. Березники» полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. №И01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э)
о нарушении антимонопольного законодательства
21.07.2014 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «Группа Финансы» (далее –заявитель) (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» (далее – организатор торгов, заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru,
УСТАНОВИЛА:
25.06.2014 г. МУП «Водоканал г. Березники» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года».
По мнению заявителя, организатором торгов в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в конкурсной документации в качестве требования к участникам не предусмотрено наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что противоречит ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5486-1 «О государственной тайне».
Кроме того, организатором торгов установлены требования к участникам конкурса без учета их содержания и значимости для выполнения работ, являющихся предметом конкурса, а именно наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, заявитель просит признать вышеуказанные действия организатора торгов не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил на рассмотрение жалобы запрошенные документы.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Организация водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38, ч. 4 ст. 6 Закона о водоснабжении).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении).
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила).
В силу п. 5 указанных Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Таким образом, полномочия по разработке проектов схем водоснабжения закреплены действующим законодательством за соответствующими органами местного самоуправления, которые имеют право привлекать для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в установленном законодательством порядке.
Разработка схем водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления с целью решения вопроса местного значения – организации водоснабжения в границах городского округа, и следовательно является нуждой муниципального образования. Обеспечение муниципальных нужд осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Учитывая изложенное, разработка проектов схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления за счет бюджетных средств, а привлечение «сторонних организаций» для их разработки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
В данном случае, организатором конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года» выступает муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – Предприятие).
Представитель Предприятия на рассмотрении жалобы пояснил, что полномочия по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены ему Администрацией г. Березники в соответствии с письмом от 21.04.2014 г. №И01-23-140. Во исполнение указанного письма Предприятие организовало данный конкурс, и руководствуется при его проведении Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в т.ч. унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).
Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей унитарных предприятий (т.е. когда унитарные предприятия сами являются потребителями (получателями) таких работ, услуг), и финансируемые за их счет.
Пермское УФАС России считает необходимым отметить, что услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой муниципального унитарного предприятия.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Предоставление Администрацией г. Березники муниципальному предприятию «Водоканал г. Березники» полномочий по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники (письмо Администрации от 21.04.2014 г. №И01-23-140), а также по привлечению для её разработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводит к наделению Предприятия функциями и правами органа местного самоуправления, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в данном случае действия Заказчика (организатор торгов) рассматриваются на соответствие требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) где предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
То есть в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган может рассматривать действия Предприятия как организатора закупки исключительно на предмет соблюдения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Однако, как установлено выше, услуги по разработке схемы водоснабжения и водоотведения в принципе не могут являться предметом закупки унитарного предприятия, поскольку такие услуги не являются нуждой унитарного предприятия, предприятие не имеет права выступать заказчиком указанных услуг и организовывать торги. Закупка услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России не имеет полномочий рассматривать указанную закупку и действия организатора торгов в порядке ст. 18. 1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Группа Финансы» (вх. № 10615-14/э) на действия МУП «Водоканал г. Березники» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение «Схемы водоснабжения и водоотведения г. Березники Пермского края на период до 2030 года», извещение № 31401279258 размещено на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru, необоснованной.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Администрации г. Березники дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 10615-14/э
[format] =>
[safe_value] => 10615-14/э
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства
Контроль органов власти
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
- осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
Контроль товарных рынков и экономической концентрации
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
- осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
- определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
- осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Контроль финансовых рынков
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
- осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Контроль локальных и естественных монополий
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 63
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 63
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-21 11:30:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-21 11:30:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1406633494
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пермское УФАС России
)