РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14)
27.06.2014 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу (вх. № 09515-14 от 19.06.2014г.) Общества с ограниченной ответственностью «МегаОптТорг» (далее – заявитель) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» (далее – заказчик) при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение № 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – закупка),
УСТАНОВИЛА:
28.05.2014г., с изменениями от 02.06.2014г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), опубликовано извещение, а также документация о закупке.
Датой окончания приема заявок указано 04.06.2014г. рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 05.06.2014г.
По мнению заявителя, отказ заказчика в допуске к участию в закупке ООО «МегаОптТорг» без указания причин такого отказа нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласна по основаниям, изложенным в письменной позиции, пояснила, что закупка осуществлялась в соответствии с Положением о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», утвержденным Приказом директора предприятия от 09.04.2014г. №72, извещением и документацией о закупке.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг отдельными видами унитарных предприятий установлен Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, ПМУЖЭП «Моторостроитель» относится к виду юридических лиц, поименованных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. С учетом изложенного, указанное предприятие при проведении закупок для собственных нужд обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены конкретные случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а именно:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации следует, что:
- Положение о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», утвержденное приказом директора предприятия от 09.04.2014г. №72 размещено 28.12.2013г. с изменениями от 09.04.2014г. (далее – Положение о закупках);
- извещение № 31401197029, документация о закупке опубликованы 28.05.2014г. с изменениями от 02.06.2014г.;
- протокол № 31401197029-01 от 09.06.2014г., сведения об отмене протокола № 31401197029-01 от 09.06.2014г., протокол № 31401197029-02 от 18.06.2014г. опубликованы 09.06.2014г., 10.06.2014г. и 18.06.2014г. соответственно.
Между тем Комиссией Пермского УФАС России установлено, что размещенный 28.12.2013г. на официальном сайте план закупок предприятия на 2014г. рассматриваемой закупки не содержит.
Пунктом 7.3 Положения о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлена обязанность размещения заказчиком в единой информационной системе плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана установлен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
Таким образом, отсутствие в Плане закупок на 2014г. запроса котировок на поставку катионита по извещению № 31401197029 нарушает п. 1 ч.10 ст. 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа также установлено следующее.
Согласно протоколу № 31401197029-01 от 09.06.2014г. (протокол №8 от 05.06.2014г.) на участие в запросе котировок было подано две заявки: ООО «Спутник» с ценой предложения 300 000, 00 рублей и сроком исполнения 14 дней (согласно протоколу разногласий к проекту договора, представленным претендентом в составе заявки) и заявка ООО «МегаОптТорг» с ценой предложения 315 000, 00 рублей. Данным протоколом зафиксировано решение закупочной комиссии заказчика об отказе в допуске к участию обеих заявок.
10.06.2014г. заказчиком на официальном сайте было размещена информация об отмене протокола № 31401197029-01 от 09.06.2014г. по основанию наличия в его тексте опечатки. В протокол №31401197029-01 от 09.06.2014г. (протокол №8 от 05.06.2014г.) были внесены изменения: обе заявки были допущены к участию в закупке.
Далее, согласно протоколу запроса котировок №31401197029-02 от 18.06.2014г., в графе «признание конкурса несостоявшимся» указано «победитель не установлен».
Между тем 16.06.2014г. между ПМУЖЭП «Моторостроитель» и ООО «Аква Хим» был заключен договор поставки катионита КУ 2-8 Na в количестве 5 000 кг. На сумму 260 000 (двести шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Представитель заказчика пояснила, что причина незаключения договора с участниками закупки – их несоответствие потребностям заказчика, сославшись при этом на п. 14.4.3. Положения о закупках, регламентирующим порядок проведения запроса котировок.
Указанным пунктом установлено, что заказчик одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок цен вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок цен. В соответствии с данным пунктом, заказчиком был выполнен поиск таких лиц в сети «Интернет», по результатам которого был заключен указанный выше договор.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель» такой порядок установлен.
Пунктом 14.4.3 Положения, предусматривающим право заказчика осуществлять параллельно с проведением закупки поиск иных лиц, осуществляющий поставки товаров, предусмотренных извещением о закупке, не предусмотрена возможность заключения договора по результатам такого поиска.
Разделом 14 Положения о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», в том числе п. 14.4.3, не предусмотрена возможность заключения договора, предмет которого тождественен предмету объявляемой заказчиком закупки, вне рамок закупочных процедур, в рассматриваемом случае запроса котировок (пункты 14.5.5, 14.5.6, 14.5.7, 14.6.6, 14.6.7, 14.6.8).
В данном случае ООО «Аква Хим» заявку на участие в закупке № 31401197029 не подавало, таким образом заключение договора с данной организацией противоречит требованиям раздела 14 Положения о закупках заказчика.
Кроме того, последним составленным в ходе закупки № 31401197029 документом является протокол от 18.06.2014г., в котором в графе «признание конкурса несостоявшимся» указано «победитель не установлен». Таким образом, фактически закупочная процедура не была окончена ни одним из возможных вариантов: выбор победителя, признание запроса котировок несостоявшимся либо отказ от запроса котировок (п. 14.4.5 Положения).
В силу ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия заказчика по заключению договора с ООО «Аква Хим» не основаны на нормах Положения о закупках учреждения, нарушают ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ставят ООО «Аква Хим» в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, являющимися поставщиками катионита, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на данном рынке.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что жалоба заявителя является обоснованной.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая факт заключения договора от 16.06.2014г. между ООО «Аква Хим» и заказчиком, Комиссией Пермского УФАС России принято решение указанное предписание заказчику не выдавать.
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, ч. 10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14 от 19.06.2014г.) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение № 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, обоснованной.
2. Признать в действиях Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 13969
[uid] => 5
[title] => Решение по жалобе ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14) 27.06.2014 г.
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 13969
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1404302229
[changed] => 1404302229
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1404302229
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14)
27.06.2014 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу (вх. № 09515-14 от 19.06.2014г.) Общества с ограниченной ответственностью «МегаОптТорг» (далее – заявитель) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» (далее – заказчик) при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение № 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – закупка),
УСТАНОВИЛА:
28.05.2014г., с изменениями от 02.06.2014г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), опубликовано извещение, а также документация о закупке.
Датой окончания приема заявок указано 04.06.2014г. рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 05.06.2014г.
По мнению заявителя, отказ заказчика в допуске к участию в закупке ООО «МегаОптТорг» без указания причин такого отказа нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласна по основаниям, изложенным в письменной позиции, пояснила, что закупка осуществлялась в соответствии с Положением о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», утвержденным Приказом директора предприятия от 09.04.2014г. №72, извещением и документацией о закупке.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг отдельными видами унитарных предприятий установлен Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, ПМУЖЭП «Моторостроитель» относится к виду юридических лиц, поименованных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. С учетом изложенного, указанное предприятие при проведении закупок для собственных нужд обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены конкретные случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а именно:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации следует, что:
- Положение о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», утвержденное приказом директора предприятия от 09.04.2014г. №72 размещено 28.12.2013г. с изменениями от 09.04.2014г. (далее – Положение о закупках);
- извещение № 31401197029, документация о закупке опубликованы 28.05.2014г. с изменениями от 02.06.2014г.;
- протокол № 31401197029-01 от 09.06.2014г., сведения об отмене протокола № 31401197029-01 от 09.06.2014г., протокол № 31401197029-02 от 18.06.2014г. опубликованы 09.06.2014г., 10.06.2014г. и 18.06.2014г. соответственно.
Между тем Комиссией Пермского УФАС России установлено, что размещенный 28.12.2013г. на официальном сайте план закупок предприятия на 2014г. рассматриваемой закупки не содержит.
Пунктом 7.3 Положения о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлена обязанность размещения заказчиком в единой информационной системе плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана установлен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
Таким образом, отсутствие в Плане закупок на 2014г. запроса котировок на поставку катионита по извещению № 31401197029 нарушает п. 1 ч.10 ст. 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа также установлено следующее.
Согласно протоколу № 31401197029-01 от 09.06.2014г. (протокол №8 от 05.06.2014г.) на участие в запросе котировок было подано две заявки: ООО «Спутник» с ценой предложения 300 000, 00 рублей и сроком исполнения 14 дней (согласно протоколу разногласий к проекту договора, представленным претендентом в составе заявки) и заявка ООО «МегаОптТорг» с ценой предложения 315 000, 00 рублей. Данным протоколом зафиксировано решение закупочной комиссии заказчика об отказе в допуске к участию обеих заявок.
10.06.2014г. заказчиком на официальном сайте было размещена информация об отмене протокола № 31401197029-01 от 09.06.2014г. по основанию наличия в его тексте опечатки. В протокол №31401197029-01 от 09.06.2014г. (протокол №8 от 05.06.2014г.) были внесены изменения: обе заявки были допущены к участию в закупке.
Далее, согласно протоколу запроса котировок №31401197029-02 от 18.06.2014г., в графе «признание конкурса несостоявшимся» указано «победитель не установлен».
Между тем 16.06.2014г. между ПМУЖЭП «Моторостроитель» и ООО «Аква Хим» был заключен договор поставки катионита КУ 2-8 Na в количестве 5 000 кг. На сумму 260 000 (двести шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Представитель заказчика пояснила, что причина незаключения договора с участниками закупки – их несоответствие потребностям заказчика, сославшись при этом на п. 14.4.3. Положения о закупках, регламентирующим порядок проведения запроса котировок.
Указанным пунктом установлено, что заказчик одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок цен вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок цен. В соответствии с данным пунктом, заказчиком был выполнен поиск таких лиц в сети «Интернет», по результатам которого был заключен указанный выше договор.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель» такой порядок установлен.
Пунктом 14.4.3 Положения, предусматривающим право заказчика осуществлять параллельно с проведением закупки поиск иных лиц, осуществляющий поставки товаров, предусмотренных извещением о закупке, не предусмотрена возможность заключения договора по результатам такого поиска.
Разделом 14 Положения о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», в том числе п. 14.4.3, не предусмотрена возможность заключения договора, предмет которого тождественен предмету объявляемой заказчиком закупки, вне рамок закупочных процедур, в рассматриваемом случае запроса котировок (пункты 14.5.5, 14.5.6, 14.5.7, 14.6.6, 14.6.7, 14.6.8).
В данном случае ООО «Аква Хим» заявку на участие в закупке № 31401197029 не подавало, таким образом заключение договора с данной организацией противоречит требованиям раздела 14 Положения о закупках заказчика.
Кроме того, последним составленным в ходе закупки № 31401197029 документом является протокол от 18.06.2014г., в котором в графе «признание конкурса несостоявшимся» указано «победитель не установлен». Таким образом, фактически закупочная процедура не была окончена ни одним из возможных вариантов: выбор победителя, признание запроса котировок несостоявшимся либо отказ от запроса котировок (п. 14.4.5 Положения).
В силу ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия заказчика по заключению договора с ООО «Аква Хим» не основаны на нормах Положения о закупках учреждения, нарушают ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ставят ООО «Аква Хим» в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, являющимися поставщиками катионита, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на данном рынке.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что жалоба заявителя является обоснованной.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая факт заключения договора от 16.06.2014г. между ООО «Аква Хим» и заказчиком, Комиссией Пермского УФАС России принято решение указанное предписание заказчику не выдавать.
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, ч. 10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14 от 19.06.2014г.) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение № 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, обоснованной.
2. Признать в действиях Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14)
27.06.2014 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)
рассмотрев жалобу (вх. № 09515-14 от 19.06.2014г.) Общества с ограниченной ответственностью «МегаОптТорг» (далее – заявитель) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» (далее – заказчик) при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение № 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – закупка),
УСТАНОВИЛА:
28.05.2014г., с изменениями от 02.06.2014г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), опубликовано извещение, а также документация о закупке.
Датой окончания приема заявок указано 04.06.2014г. рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 05.06.2014г.
По мнению заявителя, отказ заказчика в допуске к участию в закупке ООО «МегаОптТорг» без указания причин такого отказа нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласна по основаниям, изложенным в письменной позиции, пояснила, что закупка осуществлялась в соответствии с Положением о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», утвержденным Приказом директора предприятия от 09.04.2014г. №72, извещением и документацией о закупке.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг отдельными видами унитарных предприятий установлен Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, ПМУЖЭП «Моторостроитель» относится к виду юридических лиц, поименованных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. С учетом изложенного, указанное предприятие при проведении закупок для собственных нужд обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены конкретные случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а именно:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации следует, что:
- Положение о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», утвержденное приказом директора предприятия от 09.04.2014г. №72 размещено 28.12.2013г. с изменениями от 09.04.2014г. (далее – Положение о закупках);
- извещение № 31401197029, документация о закупке опубликованы 28.05.2014г. с изменениями от 02.06.2014г.;
- протокол № 31401197029-01 от 09.06.2014г., сведения об отмене протокола № 31401197029-01 от 09.06.2014г., протокол № 31401197029-02 от 18.06.2014г. опубликованы 09.06.2014г., 10.06.2014г. и 18.06.2014г. соответственно.
Между тем Комиссией Пермского УФАС России установлено, что размещенный 28.12.2013г. на официальном сайте план закупок предприятия на 2014г. рассматриваемой закупки не содержит.
Пунктом 7.3 Положения о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлена обязанность размещения заказчиком в единой информационной системе плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана установлен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
Таким образом, отсутствие в Плане закупок на 2014г. запроса котировок на поставку катионита по извещению № 31401197029 нарушает п. 1 ч.10 ст. 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа также установлено следующее.
Согласно протоколу № 31401197029-01 от 09.06.2014г. (протокол №8 от 05.06.2014г.) на участие в запросе котировок было подано две заявки: ООО «Спутник» с ценой предложения 300 000, 00 рублей и сроком исполнения 14 дней (согласно протоколу разногласий к проекту договора, представленным претендентом в составе заявки) и заявка ООО «МегаОптТорг» с ценой предложения 315 000, 00 рублей. Данным протоколом зафиксировано решение закупочной комиссии заказчика об отказе в допуске к участию обеих заявок.
10.06.2014г. заказчиком на официальном сайте было размещена информация об отмене протокола № 31401197029-01 от 09.06.2014г. по основанию наличия в его тексте опечатки. В протокол №31401197029-01 от 09.06.2014г. (протокол №8 от 05.06.2014г.) были внесены изменения: обе заявки были допущены к участию в закупке.
Далее, согласно протоколу запроса котировок №31401197029-02 от 18.06.2014г., в графе «признание конкурса несостоявшимся» указано «победитель не установлен».
Между тем 16.06.2014г. между ПМУЖЭП «Моторостроитель» и ООО «Аква Хим» был заключен договор поставки катионита КУ 2-8 Na в количестве 5 000 кг. На сумму 260 000 (двести шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Представитель заказчика пояснила, что причина незаключения договора с участниками закупки – их несоответствие потребностям заказчика, сославшись при этом на п. 14.4.3. Положения о закупках, регламентирующим порядок проведения запроса котировок.
Указанным пунктом установлено, что заказчик одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок цен вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок цен. В соответствии с данным пунктом, заказчиком был выполнен поиск таких лиц в сети «Интернет», по результатам которого был заключен указанный выше договор.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель» такой порядок установлен.
Пунктом 14.4.3 Положения, предусматривающим право заказчика осуществлять параллельно с проведением закупки поиск иных лиц, осуществляющий поставки товаров, предусмотренных извещением о закупке, не предусмотрена возможность заключения договора по результатам такого поиска.
Разделом 14 Положения о закупках ПМУЖЭП «Моторостроитель», в том числе п. 14.4.3, не предусмотрена возможность заключения договора, предмет которого тождественен предмету объявляемой заказчиком закупки, вне рамок закупочных процедур, в рассматриваемом случае запроса котировок (пункты 14.5.5, 14.5.6, 14.5.7, 14.6.6, 14.6.7, 14.6.8).
В данном случае ООО «Аква Хим» заявку на участие в закупке № 31401197029 не подавало, таким образом заключение договора с данной организацией противоречит требованиям раздела 14 Положения о закупках заказчика.
Кроме того, последним составленным в ходе закупки № 31401197029 документом является протокол от 18.06.2014г., в котором в графе «признание конкурса несостоявшимся» указано «победитель не установлен». Таким образом, фактически закупочная процедура не была окончена ни одним из возможных вариантов: выбор победителя, признание запроса котировок несостоявшимся либо отказ от запроса котировок (п. 14.4.5 Положения).
В силу ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия заказчика по заключению договора с ООО «Аква Хим» не основаны на нормах Положения о закупках учреждения, нарушают ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ставят ООО «Аква Хим» в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, являющимися поставщиками катионита, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на данном рынке.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что жалоба заявителя является обоснованной.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая факт заключения договора от 16.06.2014г. между ООО «Аква Хим» и заказчиком, Комиссией Пермского УФАС России принято решение указанное предписание заказчику не выдавать.
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, ч. 10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «МегаОптТорг» (вх. № 09515-14 от 19.06.2014г.) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение № 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, обоснованной.
2. Признать в действиях Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия «Моторостроитель» нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 09515-14
[format] =>
[safe_value] => 09515-14
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства
Контроль органов власти
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
- осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
Контроль товарных рынков и экономической концентрации
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
- осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
- определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
- осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Контроль финансовых рынков
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
- осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Контроль локальных и естественных монополий
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 4
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 4
[vid] => 6
[name] => Контроль госзакупок
[description] =>
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.
Основные задачи:
- Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд государственными заказчиками Пермского края (далее – государственный заказчик), муниципальными заказчиками, органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению государственных (муниципальных) заказов для государственных (муниципальных) заказчиков (далее также – уполномоченный орган), конкурсной, аукционной или котировочной комиссией;
- Согласование решения о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) государственными и муниципальными заказчиками;
- Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственного (муниципального) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу;
- Осуществление контроля за исполнением предписаний управления, выданных государственному (муниципальному) заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии
Государственным и муниципальным заказчикам о необходимости наличия у участников закупки лекарственных препаратов лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами
Письмо ФАС России от 08.08.2017 г. по вопросу об удалении информации, размещенной в ЕИС
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Административный регламент от 19.11.2014 г. № 727/14 по рассмотрению жалоб на действия конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов
Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 120
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 120
[vid] => 1
[name] => запрос котировок
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-27 11:50:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-27 11:50:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1404302229
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Пермское УФАС России
)