Решение и предписание по делу № 701-12-а

Номер дела: 701-12-а
Дата публикации: 13 декабря 2012, 15:26

РЕШЕНИЕ

по делу № 701-12-а

 

13 декабря 2012г.                                                                                                              г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № 701-12-а, по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Комсомольское» (далее также МУП «ЖКХ Комсомольское) (Пермский край, Кунгурский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 9, 617407) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования в сфере теплоснабжения,

            

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. № 7463-12 от 29.05.2012) ООО «Регионсервис» о нарушении порядка ценообразования МУП «ЖКХ Комсомольское» в сфере теплоснабжения.

ООО «Регионсервис» считает, что действия МУП «ЖКХ Комсомольское» - взимание платы с потребителей за тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Регионсервис», по тарифу ОАО «Птицефабрика «Комсомольская»,  ущемили интересы заявителя.

Таким образом, по мнению  заявителя в действиях МУП «ЖКХ Комсомольское» содержатся признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представители  МУП «ЖКХ Комсомольское» факт нарушения не признали.

 

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссией было установлено следующее.

ООО «Регионсервис» - хозяйствующий субъект, занимающийся выработкой и продажей тепловой энергии на территории Комсомольского сельского поселения Кунгурского муниципального района. Имеет во владении  на правах аренды с 01.10.2011г. модульную газовую котельную МГК – 8,0 МВт, расположенную по адресу: Пермский край, Кунгурский район, п. Комсомольский (договор аренды от 01.10.2011г.).

26.07.2011г.  ООО «Регионсервис» предоставило все документы в РЭК Пермского края для утверждения тарифа (факт установлен Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3128/2012).

 Постановлением РЭК Пермского края № 305-т от 06.12.2011г. с 23.12.2011г. для него установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в размере 673 руб. 30 коп.

Выставляя счета потребителям за поставленную тепловую энергию, согласно тарифу, утвержденному РЭК Пермского края, ООО «Регионсервис» не получало оплаты по этим счетам в течение отопительного периода 2011-2012г.г.

 ООО «Регионсервис» предоставило реестр потребителей тепловой энергии за 2011-2012г. Каких-либо документов, подтверждающих оплату  кому-либо за транспортировку тепловой энергии указанным в реестре потребителям ООО «Регионсервис» не предоставило.

Как пояснил представитель заявителя, установленный тариф на тепловую энергию для ООО «Регионсервис» не содержит затрат на передачу тепловой энергии.

МУП «ЖКХ Комсомольское» - хозяйствующий субъект, имеющий с 01.01.2007г. во владении в том числе объекты теплоснабжения (теплотрассы) на территории Комсомольского сельского поселения (договор № 14.07 от 09.01.2007; договор  от 07.02.2012г.). Для МУП «ЖКХ Комсомольское» Постановлением РЭК Пермского края № 83-т от 19.08.2010г. с 01.01.2011г. установлен и введен в действие тариф на услуги по передаче тепловой энергии, а Постановлением РЭК Пермского края № 418-т от 22.12. 2011г. с 01.01.2012г. установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии. Однако последнее Постановление было признано 24.04.2012г. недействующим Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3128/2012.

Обладая статусом теплосетевой организации и имея только утвержденный тариф на транспортировку тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» с 01.10.2011г. по 31.12.2011г. производило сбор платежей со всех потребителей тепловой энергии п.Комсомольский без установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией ООО «Регионсервис», используя при этом до 23.12.2011г. тариф ОАО «Птицефабрика «Комсомольская», установленный Постановлением РЭК Пермского края № 80-т от 19.08.2010г. в размере 630 руб. 55 коп., а с 23.12.2011г. – тариф ООО «Регионсервис» в размере 673 руб. 30 коп.

С 01.05.2012г. МУП «ЖКХ Комсомольское» не выставляет счета за тепловую энергию потребителям тепловой энергии п.Комсомольский.

 МУП «ЖКХ Комсомольское» также предоставило список потребителей тепловой энергии п. Комсомольский (всего в списке 21 потребитель кроме потребителей жилищного фонда) по состоянию с 01.10.2011г.

МУП «ЖКХ Комсомольское» предоставило ряд договоров на предоставление услуг по теплоснабжению между ним и:

- ИП «Татищев А.Ф.»(договор № 17 от 28.12.2010г.);

- МОУ «Комсомольская средняя школа» (договор № 53 от 28.12.2010г.);

- МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей»(договор № 7 от 28.12.2010г.);

- ММУ «Ленская центральная районная больница» (договор № 2 от 28.12.2010г.);

(предметом договоров является оказание услуг теплоснабжения; за отпущенную тепловую энергию установлена цена 707,25 руб. за 1 Гкал.).

- МБУК «Комсомольский центр досуга» (договор № 45 от 01.01.2012г.);

- МОУ ДОД «Комсомольская ДШИ» (договор № 37 от 01.01.2012г.);

(предметом договоров является поставка тепловой энергии; расчеты производить за поставленную тепловую энергию по тарифам, утвержденным РЭК Пермского края.

В материалах расследования имеются акты оказанных услуг, из которых видно, что МУП «ЖКХ Комсомольское» предъявляло к оплате  за отопление с сентября по ноябрь 2011г по 707,25 рублей за 1 Гкал; с 23 по 31 декабря по 750,00 рублей за 1 Гкал; с января 2012г. – 750рублей за 1 Гкал.

МУП «ЖКХ Комсомольское» не предоставило доказательств о приобретении (выработке) тепловой энергии в период с октября 2011г. по 01.05.2012г.

Заключенные ранее договоры теплоснабжения с потребителями теплоэнергии МУП «ЖКХ Комсомольское» не расторгнуты, с 01.05.2012г. за потребленную тепловую энергию не выставляются счета.

На сегодняшний день взимание платы за транспортировку тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» осуществляет путем выставления счетов-фактур юридическим лицам и предъявления квитанций физическим лицам. 

Каких-либо доказательств наличия с кем-либо договоров о транспортировке тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» не представлено.  

ООО «Регионсервис» пыталось заключить с МУП «ЖКХ Комсомольское» с 01.10.2012г. договор № 8-ТС оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя (письмо № 87 от 25.10.2011г.; №120 от 11.11.2011г., № 111 от 12.03.2012г.). Однако доказательства заключения такого договора в Пермском УФАС отсутствуют.

Между ООО «Регионсервис» и МУП «ЖКХ Комсомольское» подписан Договор на теплоснабжение № 1-Н от 01.10.2011г., в соответствии с которым ООО «Регионсервис» обязуется поставлять МУП «ЖКХ Комсомольское», как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, тепловую энергию в горячей воде. Объектами, на которые осуществляется подача тепловой энергии, являются объекты жилого фонда, указанные в Приложении № 4 к договору. Данное приложение в Пермское УФАС не предоставлено. По данному договору ООО «Регионсервис» направило в адрес МУП «ЖКХ Комсомольское», как управляющей организации, счета-фактуры за тепловую энергию по цене за единицу измерения, соответствующей установленному тарифу.

    В настоящее время ООО «Регионсервис» напрямую заключило договоры теплоснабжения с потребителями теплоэнергии в многоквартирных домах.

    Взимание МУП «ЖКХ Комсомольское» платы за транспортировку продолжается.

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает (определяет) Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении).

 Согласно пункту 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией признаётся организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Из правил статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор энергоснабжения, предусматривающий подачу абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат регулированию.

Согласно части 3 статьи 8 указанного Закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

В силу части 2 статьи 13 и части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, установлено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

           Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

Частью 3 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены  Законом о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, – признаётся доминирующим.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения представителей сторон Комиссия  пришла к следующим выводам.

 

        1. МУП «ЖКХ Комсомольское», осуществляя деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

2. МУП «ЖКХ Комсомольское» не доказало, что оно является теплоснабжающей организацией в период с 01.10.2011г. по 01.05.2012г. (отсутствует договор), следовательно продажа тепловой энергии в этот период не законна и взимание платы за теплоэнергию не обоснованно.

3. Потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям теплосетевой организации является теплоснабжающая организация.

          4. Взимание МУП «ЖКХ Комсомольское» платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии не соответствует положениям Федерального Закона «О теплоснабжении» и нарушает права потребителей тепловой энергии.

          5. Таким образом, в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское», занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в отопительный период 2011-2012 г.г. в географических границах сетей теплоснабжения п.Комсомольский Кунгурского района Пермского края содержится нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

          6. У ответчика имелась возможность для соблюдения требований Закона о защите конкуренции, Закона о теплоснабжении, но он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

            7. МУП «ЖКХ Комсомольское», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.

 

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны МУП «ЖКХ Комсомольское» не прекращено, последствия нарушения не устранены, поэтому имеется основание для выдачи МУП «ЖКХ Комсомольское» предписания об устранении нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское» нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся во взимании платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии п.Комсомольский в период с 01.10.2011г. по настоящее время,  без правовых на то оснований.

2. Признать в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское» нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся во взимании платы за тепловую энергию с потребителей тепловой энергии п.Комсомольский с октября 2011г. по апрель 2012г. при отсутствии на то правовых оснований.

          3. Выдать МУП «ЖКХ Комсомольское» предписание об устранении нарушения, выявленного в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 701-12-а, путем прекращения взимания платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 701-12-а

                                                                                                            

13 декабря 2012 г.                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:  <...>

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  от  13 декабря 2012 г. по делу № 701-12-а по признакам нарушения МУП «ЖКХ Комсомольское» (Пермский край, Кунгурский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 9, 617407) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования в сфере теплоснабжения,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ Комсомольское» прекратить  нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения взимания платы с потребителей тепловой энергии за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям предприятия.

2. В срок до 01.02.2013 г. сообщить в Пермское УФАС России об исполнении указанного предписания, с приложением документов, подтверждающих его исполнение;

3. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта  по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 12418 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 701-12-а [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12418 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355736491 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 701-12-а

 

13 декабря 2012г.                                                                                                              г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № 701-12-а, по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Комсомольское» (далее также МУП «ЖКХ Комсомольское) (Пермский край, Кунгурский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 9, 617407) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования в сфере теплоснабжения,

            

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. № 7463-12 от 29.05.2012) ООО «Регионсервис» о нарушении порядка ценообразования МУП «ЖКХ Комсомольское» в сфере теплоснабжения.

ООО «Регионсервис» считает, что действия МУП «ЖКХ Комсомольское» - взимание платы с потребителей за тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Регионсервис», по тарифу ОАО «Птицефабрика «Комсомольская»,  ущемили интересы заявителя.

Таким образом, по мнению  заявителя в действиях МУП «ЖКХ Комсомольское» содержатся признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представители  МУП «ЖКХ Комсомольское» факт нарушения не признали.

 

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссией было установлено следующее.

ООО «Регионсервис» - хозяйствующий субъект, занимающийся выработкой и продажей тепловой энергии на территории Комсомольского сельского поселения Кунгурского муниципального района. Имеет во владении  на правах аренды с 01.10.2011г. модульную газовую котельную МГК – 8,0 МВт, расположенную по адресу: Пермский край, Кунгурский район, п. Комсомольский (договор аренды от 01.10.2011г.).

26.07.2011г.  ООО «Регионсервис» предоставило все документы в РЭК Пермского края для утверждения тарифа (факт установлен Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3128/2012).

 Постановлением РЭК Пермского края № 305-т от 06.12.2011г. с 23.12.2011г. для него установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в размере 673 руб. 30 коп.

Выставляя счета потребителям за поставленную тепловую энергию, согласно тарифу, утвержденному РЭК Пермского края, ООО «Регионсервис» не получало оплаты по этим счетам в течение отопительного периода 2011-2012г.г.

 ООО «Регионсервис» предоставило реестр потребителей тепловой энергии за 2011-2012г. Каких-либо документов, подтверждающих оплату  кому-либо за транспортировку тепловой энергии указанным в реестре потребителям ООО «Регионсервис» не предоставило.

Как пояснил представитель заявителя, установленный тариф на тепловую энергию для ООО «Регионсервис» не содержит затрат на передачу тепловой энергии.

МУП «ЖКХ Комсомольское» - хозяйствующий субъект, имеющий с 01.01.2007г. во владении в том числе объекты теплоснабжения (теплотрассы) на территории Комсомольского сельского поселения (договор № 14.07 от 09.01.2007; договор  от 07.02.2012г.). Для МУП «ЖКХ Комсомольское» Постановлением РЭК Пермского края № 83-т от 19.08.2010г. с 01.01.2011г. установлен и введен в действие тариф на услуги по передаче тепловой энергии, а Постановлением РЭК Пермского края № 418-т от 22.12. 2011г. с 01.01.2012г. установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии. Однако последнее Постановление было признано 24.04.2012г. недействующим Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3128/2012.

Обладая статусом теплосетевой организации и имея только утвержденный тариф на транспортировку тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» с 01.10.2011г. по 31.12.2011г. производило сбор платежей со всех потребителей тепловой энергии п.Комсомольский без установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией ООО «Регионсервис», используя при этом до 23.12.2011г. тариф ОАО «Птицефабрика «Комсомольская», установленный Постановлением РЭК Пермского края № 80-т от 19.08.2010г. в размере 630 руб. 55 коп., а с 23.12.2011г. – тариф ООО «Регионсервис» в размере 673 руб. 30 коп.

С 01.05.2012г. МУП «ЖКХ Комсомольское» не выставляет счета за тепловую энергию потребителям тепловой энергии п.Комсомольский.

 МУП «ЖКХ Комсомольское» также предоставило список потребителей тепловой энергии п. Комсомольский (всего в списке 21 потребитель кроме потребителей жилищного фонда) по состоянию с 01.10.2011г.

МУП «ЖКХ Комсомольское» предоставило ряд договоров на предоставление услуг по теплоснабжению между ним и:

- ИП «Татищев А.Ф.»(договор № 17 от 28.12.2010г.);

- МОУ «Комсомольская средняя школа» (договор № 53 от 28.12.2010г.);

- МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей»(договор № 7 от 28.12.2010г.);

- ММУ «Ленская центральная районная больница» (договор № 2 от 28.12.2010г.);

(предметом договоров является оказание услуг теплоснабжения; за отпущенную тепловую энергию установлена цена 707,25 руб. за 1 Гкал.).

- МБУК «Комсомольский центр досуга» (договор № 45 от 01.01.2012г.);

- МОУ ДОД «Комсомольская ДШИ» (договор № 37 от 01.01.2012г.);

(предметом договоров является поставка тепловой энергии; расчеты производить за поставленную тепловую энергию по тарифам, утвержденным РЭК Пермского края.

В материалах расследования имеются акты оказанных услуг, из которых видно, что МУП «ЖКХ Комсомольское» предъявляло к оплате  за отопление с сентября по ноябрь 2011г по 707,25 рублей за 1 Гкал; с 23 по 31 декабря по 750,00 рублей за 1 Гкал; с января 2012г. – 750рублей за 1 Гкал.

МУП «ЖКХ Комсомольское» не предоставило доказательств о приобретении (выработке) тепловой энергии в период с октября 2011г. по 01.05.2012г.

Заключенные ранее договоры теплоснабжения с потребителями теплоэнергии МУП «ЖКХ Комсомольское» не расторгнуты, с 01.05.2012г. за потребленную тепловую энергию не выставляются счета.

На сегодняшний день взимание платы за транспортировку тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» осуществляет путем выставления счетов-фактур юридическим лицам и предъявления квитанций физическим лицам. 

Каких-либо доказательств наличия с кем-либо договоров о транспортировке тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» не представлено.  

ООО «Регионсервис» пыталось заключить с МУП «ЖКХ Комсомольское» с 01.10.2012г. договор № 8-ТС оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя (письмо № 87 от 25.10.2011г.; №120 от 11.11.2011г., № 111 от 12.03.2012г.). Однако доказательства заключения такого договора в Пермском УФАС отсутствуют.

Между ООО «Регионсервис» и МУП «ЖКХ Комсомольское» подписан Договор на теплоснабжение № 1-Н от 01.10.2011г., в соответствии с которым ООО «Регионсервис» обязуется поставлять МУП «ЖКХ Комсомольское», как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, тепловую энергию в горячей воде. Объектами, на которые осуществляется подача тепловой энергии, являются объекты жилого фонда, указанные в Приложении № 4 к договору. Данное приложение в Пермское УФАС не предоставлено. По данному договору ООО «Регионсервис» направило в адрес МУП «ЖКХ Комсомольское», как управляющей организации, счета-фактуры за тепловую энергию по цене за единицу измерения, соответствующей установленному тарифу.

    В настоящее время ООО «Регионсервис» напрямую заключило договоры теплоснабжения с потребителями теплоэнергии в многоквартирных домах.

    Взимание МУП «ЖКХ Комсомольское» платы за транспортировку продолжается.

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает (определяет) Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении).

 Согласно пункту 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией признаётся организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Из правил статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор энергоснабжения, предусматривающий подачу абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат регулированию.

Согласно части 3 статьи 8 указанного Закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

В силу части 2 статьи 13 и части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, установлено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

           Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

Частью 3 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены  Законом о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, – признаётся доминирующим.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения представителей сторон Комиссия  пришла к следующим выводам.

 

        1. МУП «ЖКХ Комсомольское», осуществляя деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

2. МУП «ЖКХ Комсомольское» не доказало, что оно является теплоснабжающей организацией в период с 01.10.2011г. по 01.05.2012г. (отсутствует договор), следовательно продажа тепловой энергии в этот период не законна и взимание платы за теплоэнергию не обоснованно.

3. Потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям теплосетевой организации является теплоснабжающая организация.

          4. Взимание МУП «ЖКХ Комсомольское» платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии не соответствует положениям Федерального Закона «О теплоснабжении» и нарушает права потребителей тепловой энергии.

          5. Таким образом, в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское», занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в отопительный период 2011-2012 г.г. в географических границах сетей теплоснабжения п.Комсомольский Кунгурского района Пермского края содержится нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

          6. У ответчика имелась возможность для соблюдения требований Закона о защите конкуренции, Закона о теплоснабжении, но он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

            7. МУП «ЖКХ Комсомольское», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.

 

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны МУП «ЖКХ Комсомольское» не прекращено, последствия нарушения не устранены, поэтому имеется основание для выдачи МУП «ЖКХ Комсомольское» предписания об устранении нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское» нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся во взимании платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии п.Комсомольский в период с 01.10.2011г. по настоящее время,  без правовых на то оснований.

2. Признать в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское» нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся во взимании платы за тепловую энергию с потребителей тепловой энергии п.Комсомольский с октября 2011г. по апрель 2012г. при отсутствии на то правовых оснований.

          3. Выдать МУП «ЖКХ Комсомольское» предписание об устранении нарушения, выявленного в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 701-12-а, путем прекращения взимания платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 701-12-а

                                                                                                            

13 декабря 2012 г.                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:  <...>

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  от  13 декабря 2012 г. по делу № 701-12-а по признакам нарушения МУП «ЖКХ Комсомольское» (Пермский край, Кунгурский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 9, 617407) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования в сфере теплоснабжения,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ Комсомольское» прекратить  нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения взимания платы с потребителей тепловой энергии за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям предприятия.

2. В срок до 01.02.2013 г. сообщить в Пермское УФАС России об исполнении указанного предписания, с приложением документов, подтверждающих его исполнение;

3. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта  по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 701-12-а

 

13 декабря 2012г.                                                                                                              г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № 701-12-а, по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Комсомольское» (далее также МУП «ЖКХ Комсомольское) (Пермский край, Кунгурский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 9, 617407) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования в сфере теплоснабжения,

            

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. № 7463-12 от 29.05.2012) ООО «Регионсервис» о нарушении порядка ценообразования МУП «ЖКХ Комсомольское» в сфере теплоснабжения.

ООО «Регионсервис» считает, что действия МУП «ЖКХ Комсомольское» - взимание платы с потребителей за тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Регионсервис», по тарифу ОАО «Птицефабрика «Комсомольская»,  ущемили интересы заявителя.

Таким образом, по мнению  заявителя в действиях МУП «ЖКХ Комсомольское» содержатся признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представители  МУП «ЖКХ Комсомольское» факт нарушения не признали.

 

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссией было установлено следующее.

ООО «Регионсервис» - хозяйствующий субъект, занимающийся выработкой и продажей тепловой энергии на территории Комсомольского сельского поселения Кунгурского муниципального района. Имеет во владении  на правах аренды с 01.10.2011г. модульную газовую котельную МГК – 8,0 МВт, расположенную по адресу: Пермский край, Кунгурский район, п. Комсомольский (договор аренды от 01.10.2011г.).

26.07.2011г.  ООО «Регионсервис» предоставило все документы в РЭК Пермского края для утверждения тарифа (факт установлен Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3128/2012).

 Постановлением РЭК Пермского края № 305-т от 06.12.2011г. с 23.12.2011г. для него установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в размере 673 руб. 30 коп.

Выставляя счета потребителям за поставленную тепловую энергию, согласно тарифу, утвержденному РЭК Пермского края, ООО «Регионсервис» не получало оплаты по этим счетам в течение отопительного периода 2011-2012г.г.

 ООО «Регионсервис» предоставило реестр потребителей тепловой энергии за 2011-2012г. Каких-либо документов, подтверждающих оплату  кому-либо за транспортировку тепловой энергии указанным в реестре потребителям ООО «Регионсервис» не предоставило.

Как пояснил представитель заявителя, установленный тариф на тепловую энергию для ООО «Регионсервис» не содержит затрат на передачу тепловой энергии.

МУП «ЖКХ Комсомольское» - хозяйствующий субъект, имеющий с 01.01.2007г. во владении в том числе объекты теплоснабжения (теплотрассы) на территории Комсомольского сельского поселения (договор № 14.07 от 09.01.2007; договор  от 07.02.2012г.). Для МУП «ЖКХ Комсомольское» Постановлением РЭК Пермского края № 83-т от 19.08.2010г. с 01.01.2011г. установлен и введен в действие тариф на услуги по передаче тепловой энергии, а Постановлением РЭК Пермского края № 418-т от 22.12. 2011г. с 01.01.2012г. установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии. Однако последнее Постановление было признано 24.04.2012г. недействующим Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3128/2012.

Обладая статусом теплосетевой организации и имея только утвержденный тариф на транспортировку тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» с 01.10.2011г. по 31.12.2011г. производило сбор платежей со всех потребителей тепловой энергии п.Комсомольский без установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией ООО «Регионсервис», используя при этом до 23.12.2011г. тариф ОАО «Птицефабрика «Комсомольская», установленный Постановлением РЭК Пермского края № 80-т от 19.08.2010г. в размере 630 руб. 55 коп., а с 23.12.2011г. – тариф ООО «Регионсервис» в размере 673 руб. 30 коп.

С 01.05.2012г. МУП «ЖКХ Комсомольское» не выставляет счета за тепловую энергию потребителям тепловой энергии п.Комсомольский.

 МУП «ЖКХ Комсомольское» также предоставило список потребителей тепловой энергии п. Комсомольский (всего в списке 21 потребитель кроме потребителей жилищного фонда) по состоянию с 01.10.2011г.

МУП «ЖКХ Комсомольское» предоставило ряд договоров на предоставление услуг по теплоснабжению между ним и:

- ИП «Татищев А.Ф.»(договор № 17 от 28.12.2010г.);

- МОУ «Комсомольская средняя школа» (договор № 53 от 28.12.2010г.);

- МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей»(договор № 7 от 28.12.2010г.);

- ММУ «Ленская центральная районная больница» (договор № 2 от 28.12.2010г.);

(предметом договоров является оказание услуг теплоснабжения; за отпущенную тепловую энергию установлена цена 707,25 руб. за 1 Гкал.).

- МБУК «Комсомольский центр досуга» (договор № 45 от 01.01.2012г.);

- МОУ ДОД «Комсомольская ДШИ» (договор № 37 от 01.01.2012г.);

(предметом договоров является поставка тепловой энергии; расчеты производить за поставленную тепловую энергию по тарифам, утвержденным РЭК Пермского края.

В материалах расследования имеются акты оказанных услуг, из которых видно, что МУП «ЖКХ Комсомольское» предъявляло к оплате  за отопление с сентября по ноябрь 2011г по 707,25 рублей за 1 Гкал; с 23 по 31 декабря по 750,00 рублей за 1 Гкал; с января 2012г. – 750рублей за 1 Гкал.

МУП «ЖКХ Комсомольское» не предоставило доказательств о приобретении (выработке) тепловой энергии в период с октября 2011г. по 01.05.2012г.

Заключенные ранее договоры теплоснабжения с потребителями теплоэнергии МУП «ЖКХ Комсомольское» не расторгнуты, с 01.05.2012г. за потребленную тепловую энергию не выставляются счета.

На сегодняшний день взимание платы за транспортировку тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» осуществляет путем выставления счетов-фактур юридическим лицам и предъявления квитанций физическим лицам. 

Каких-либо доказательств наличия с кем-либо договоров о транспортировке тепловой энергии МУП «ЖКХ Комсомольское» не представлено.  

ООО «Регионсервис» пыталось заключить с МУП «ЖКХ Комсомольское» с 01.10.2012г. договор № 8-ТС оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя (письмо № 87 от 25.10.2011г.; №120 от 11.11.2011г., № 111 от 12.03.2012г.). Однако доказательства заключения такого договора в Пермском УФАС отсутствуют.

Между ООО «Регионсервис» и МУП «ЖКХ Комсомольское» подписан Договор на теплоснабжение № 1-Н от 01.10.2011г., в соответствии с которым ООО «Регионсервис» обязуется поставлять МУП «ЖКХ Комсомольское», как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, тепловую энергию в горячей воде. Объектами, на которые осуществляется подача тепловой энергии, являются объекты жилого фонда, указанные в Приложении № 4 к договору. Данное приложение в Пермское УФАС не предоставлено. По данному договору ООО «Регионсервис» направило в адрес МУП «ЖКХ Комсомольское», как управляющей организации, счета-фактуры за тепловую энергию по цене за единицу измерения, соответствующей установленному тарифу.

    В настоящее время ООО «Регионсервис» напрямую заключило договоры теплоснабжения с потребителями теплоэнергии в многоквартирных домах.

    Взимание МУП «ЖКХ Комсомольское» платы за транспортировку продолжается.

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает (определяет) Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении).

 Согласно пункту 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией признаётся организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Из правил статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор энергоснабжения, предусматривающий подачу абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат регулированию.

Согласно части 3 статьи 8 указанного Закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

В силу части 2 статьи 13 и части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, установлено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

           Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

Частью 3 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены  Законом о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, – признаётся доминирующим.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Руководствуясь  вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения представителей сторон Комиссия  пришла к следующим выводам.

 

        1. МУП «ЖКХ Комсомольское», осуществляя деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

2. МУП «ЖКХ Комсомольское» не доказало, что оно является теплоснабжающей организацией в период с 01.10.2011г. по 01.05.2012г. (отсутствует договор), следовательно продажа тепловой энергии в этот период не законна и взимание платы за теплоэнергию не обоснованно.

3. Потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям теплосетевой организации является теплоснабжающая организация.

          4. Взимание МУП «ЖКХ Комсомольское» платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии не соответствует положениям Федерального Закона «О теплоснабжении» и нарушает права потребителей тепловой энергии.

          5. Таким образом, в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское», занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в отопительный период 2011-2012 г.г. в географических границах сетей теплоснабжения п.Комсомольский Кунгурского района Пермского края содержится нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

          6. У ответчика имелась возможность для соблюдения требований Закона о защите конкуренции, Закона о теплоснабжении, но он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

            7. МУП «ЖКХ Комсомольское», не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.

 

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны МУП «ЖКХ Комсомольское» не прекращено, последствия нарушения не устранены, поэтому имеется основание для выдачи МУП «ЖКХ Комсомольское» предписания об устранении нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское» нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся во взимании платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии п.Комсомольский в период с 01.10.2011г. по настоящее время,  без правовых на то оснований.

2. Признать в действиях (бездействии) МУП «ЖКХ Комсомольское» нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся во взимании платы за тепловую энергию с потребителей тепловой энергии п.Комсомольский с октября 2011г. по апрель 2012г. при отсутствии на то правовых оснований.

          3. Выдать МУП «ЖКХ Комсомольское» предписание об устранении нарушения, выявленного в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 701-12-а, путем прекращения взимания платы за услуги по передаче тепловой энергии с потребителей тепловой энергии.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 701-12-а

                                                                                                            

13 декабря 2012 г.                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:  <...>

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  от  13 декабря 2012 г. по делу № 701-12-а по признакам нарушения МУП «ЖКХ Комсомольское» (Пермский край, Кунгурский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 9, 617407) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования в сфере теплоснабжения,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ Комсомольское» прекратить  нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем прекращения взимания платы с потребителей тепловой энергии за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям предприятия.

2. В срок до 01.02.2013 г. сообщить в Пермское УФАС России об исполнении указанного предписания, с приложением документов, подтверждающих его исполнение;

3. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта  по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 701-12-а [format] => [safe_value] => 701-12-а ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-13 09:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-13 09:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355736491 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )