• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по делу № 908-11-А

Номер дела: 908-11-А
Дата публикации: 10 февраля 2012, 15:17

Решение по делу № 908-11-А

                                                                                                                                

г. Пермь

 

Результативная часть объявлена 27.01.2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 10.02.2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>, начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации,

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации

рассмотрев дело № 908-11-А в отношении ООО «ИнвестПром» (<…>) по признакам нарушения п.3 п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий договора, а также экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора

в отсутствии представителей:

от ООО «ИнвестПром» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А);

от ООО «Экосистема» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А);

от ООО «Экосистема Лайт» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А).

Заседание Комиссии состоялось: 27.12.2011 г.  

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пермского УФАС России поступили заявления от ООО «Экосистема Лайт» (вх. №12556-11 от 02.09.2011) и ООО «Экосистема» (вх. №15603-11 от  31.10.2011) с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «ИнвестПром».

Суть заявления ООО «Экосистема Лайт»:

Письмом №26 от 28.07.2011 ООО «Экосистема Лайт» (далее - Заказчик) направило в адрес ООО «ИнвестПром» опись документов для заключения договора на захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Однако, ответа на письмо, в том числе проекта договора от ООО «ИнвестПром» не последовало.

Затем 02 сентября 2011 года в адрес ООО «ИнвестПром» было направлено повторное письмо, с требованием до 09.09.2011 представить ООО «Экосистема Лайт» договор на захоронение отходов. Ответа на данное письмо вновь не последовало.

Одновременно ООО «Экосистема Лайт» сообщает, что руководство ООО «ИнвестПром» умышленно не идет на контакт: не отвечают на звонки, отказываются проводить встречи, избегают общения.

В виду сложившейся ситуации ООО «Экосистема Лайт» вынуждено идти на дополнительные затраты и прибегать к услугам подрядчиков, у которых имеются лицензии и договор с ООО «ИнвестПром», вместо того чтобы работать самостоятельно с привлечением собственной техники.

Также ООО «Экосистема Лайт» в заявлении сообщает, что если рассматривать полигоны, отдаленные от города Перми (полигон «ЗАТО Звездый», полигон д. Черная), то придется прекратить деятельность, в связи с большими затратами (транспортные расходы, расходы топлива, износ техники, колес, удлинению рабочего дня для водителей, оплате водителям труда в двойном размере и т.д.), что экономически не выгадно.

Таким образом, ООО «Экосистема Лайт» считает, что действия ООО «ИнвестПром» выразившиеся в уклонении от заключения договора на оказание услуг по размещению отходов противоречат п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Суть заявления ООО «Экосистема»:

Письмом №5 от 06.12.2010 ООО «Экосистема» (далее – Заказчик) направило в адрес ООО «ИнвестПром» проект договора на оказание услуг по размещению отходов.

Однако, проект договора направленный для рассмотрения ООО «ИнвестПром»,  подписан не был, а 13.12.2010г в адрес ООО «Экосистема» был направлен проект Договора №<…> ООО «ИнвестПром». Одновременно ООО «Экосистема» сообщает, что представленный со стороны ООО «ИнвестПром» проект Договора №<…> подписан не был, так как, условия, изложенные в названном договоре являются для ООО «Экосистема» невыгодными.

Далее, 18 января 2011 года ООО «Экосистема» вновь направило ООО «ИнвестПром» письмо с просьбой рассмотреть протокол разногласий к договору № <…>. Однако ответа не последовало.

Затем, 28 марта 2011 года ООО «Экосистема» в очередной раз направило письмо с просьбой рассмотреть и подписать проект договора с протоколом разногласий. Однако ответа опять не последовало.

Согласно пункту 3.1 проекта Договора №<…>. далее (Договора №<…>) на оказание услуг по размещению отходов, стоимость услуг ООО «ИнвестПром» определяется действующими тарифами на захоронение одного кубического метра ТБО и составляет <…> коп. без НДС 18% и номиналом выпущенных ООО «ИнвестПром» талонов. Стоимость захоронения отходов, измеренных в метрических тоннах, составляет: ТБО – <…>коп. за тонну без НДС. Исполнитель вправе осуществлять приемку (вести учет и выписывать акты оказанных услуг) отходов в метрических тоннах без дополнительного уведомления Заказчика (ООО «Экосистема»).

Согласно протоколу разногласий к Договору №<…> на оказание услуг по размещению отходов ООО «Экосистема» пункт 3.1 изложила в следующей редакции: «Стоимость услуг ООО «ИнвестПром» определяется действующим тарифом на захоронение 1 (одного) кубического метра бытовых отходов и составляет <…> рублей <…> копеек без НДС 18%».

ООО «Экосистема» считает, что в пункте 3.1 проекта Договора №<…> содержатся невыгодные для Общества условия, так как заказчик лишен возможности при выходе из строя электронной весовой (что имело место 19-20.03.2011г) определить вес ввезенных отходов.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

Таким образом, ООО «Экосистема» считает, что имеет право выбора тарифа, приемлемого для Заказчика (ООО «Экосистема»).

Согласно пункта 3.3 проекта Договора №<…> оплата услуг ООО «ИнвестПром» (Исполнитель) осуществляется только на основании 100% предварительной оплаты. ООО «Экосистема» считает, что данное условие делает невозможным вступление в договорные отношения на основании следующего. Согласно отраслевым нормативным актам обязательное оформление паспортов отходов возложено на их собственников (в том числе, если он является юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем). Следует также отметить, что конечным потребителем услуг по сбору отходов являются граждане, и плата за сбор и вывоз отходов включена в стоимость услуг по содержанию общего имущества дома, которая вносится жильцами, согласно Жилищному кодексу РФ, до 10-го числа месяца следующего за расчетным. Следовательно, 100% предоплата услуги по захоронению отходов также не выгодна для заказчика.

На основании изложенного, ООО «Экосистема» считает, что действия ООО «ИнвестПром» выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по размещению отходов противоречат п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

По результатам рассмотрения данных заявлений Пермским УФАС России 09 декабря 2011 года Приказом №746-п было возбуждено дело №908-11-А по признакам нарушения п.3 п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий договора, а также экономически или технологически не обоснованного уклонения от заключения договора.

В целях полного и всестороннего дела Пермским УФАС России у ООО «Экосистема Лайт» были запрошены следующие документы и информация:

-          подтверждение получения ООО «ИнвестПром» писем ООО «Экосистема Лайт» №<…> и №<…> по вопросу заключения договора на захоронение отходов;

-          экономическое обоснование невозможности вывоза отходов на другие полигоны Пермского края;

-          сравнение расчета затрат при вывозе на полигон «Софроны» и на другие полигоны, в том числе, на полигон ЗАТО Звездный (ООО «Чистый город»), на полигон у д. Черная ( ООО «Буматика»).

Письмом от 15906-11 вх №07.11.2011 ООО «Экосистема Лайт» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю представило экономическое обоснование невозможности вывоза отходов на другие полигоны Пермского края и сравнение расчета затрат при вывозе на полигон «Софроны» и расчет затрат вывоза на следующие полигоны «ЗАТО Звездный», ООО «Чистый город», д. Черная ООО «Буматика».

 

ООО «ИнвестПром» по запросу (исх. №11037-11 от 07.11.2011 г.) Пермского УФАС представил следующие документы и информацию:

-          переписку с ООО «Экосистема Лайт» и ООО «Экосистема» по вопросу заключения договора на захоронение отходов;

-          реестр действующих договоров на оказание услуг по размещению отходов с указанием номера и даты договора, полного наименования (организационно правовая форма и фирменное наименование) и адреса (юридического и почтового) контрагента.

-          копии типовых договоров на оказание услуг по размещению отходов с контрагентами, осуществляющими сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов 1-4 класса опасности за период с 2010-2011г (со всеми приложениями);

Срок представления вышеуказанных  документов и информации был установлен до 24 ноября 2011 года.

Однако, письменные пояснения о том, на каком основании ООО «ИнвестПром» уклоняется от заключения договора на захоронение отходов с ООО «Экосистема Лайт» и ООО «Экосистема» в указанный срок не представлены.  

 

Рассмотрев представленные документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

ООО «Экосистема Лайт» ИНН <…> (юр. адрес<…>; почтовый адрес: <…>) на основании лицензии № <…> от <…> оказывает на территории города Перми услуги по сбору и вывозу отходов на основании договоров с отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующим субъектами).

ООО «Экосистема» ИНН <…> (юр. адрес: <…>, почтовый адрес: <…>) на основании лицензии № <…> от <…> оказывает на территории города Перми услуги по сбору и вывозу отходов на основании договоров с отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующим субъектами).

ООО «ИнвестПром» ИНН <…> ОГРН <…> (<…>, почтовый адрес: <…>) управляет единственным городским полигоном по захоронению отходов, расположенном в д. Софроны, и осуществляет захоронение твердых бытовых отходов на основании Лицензии № <…>.

          Как установлено Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-41002/2009 от 22.04.2010 ООО "ИнвестПром" с августа 2009 года осуществляет захоронение твердых бытовых отходов на полигоне в д. Софроны, которым владеет на праве аренды. Право аренды получено в результате признания его победителем открытого конкурса на право аренды муниципального имущества, проведенного Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми. Согласно условиям конкурса, участник конкурса должен был гарантировать предоставление услуг утилизации отходов по существующим (утвержденным на момент проведения конкурса) тарифам на захоронение отходов.

Согласно информации, предоставленной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края от 26.12.2011  вх. № 18386-11 на полигоне ТБО в д. Софроны за 2010 год размещено 90% общего объема отходов г. Перми.

Единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право на основании лицензии <…>) осуществлять захоронение ТБО на полигоне в д. Софроны, является ООО «ИнвестПром».  

Число лиц, которым могут быть оказаны услуги по размещению отходов, не ограничено, поэтому ООО «ИнвестПром», в силу ст. 426 ГК РФ должно предоставлять услуги по захоронению ТБО каждому, кто к нему обратится. Таким образом, ООО «ИнвестПром» является субъектом публичных правоотношений, поэтому заключение договора на оказание услуг по захоронению отходов IV-V класса опасности для ООО «ИнвестПром» является обязательным.

Постановлением РЭК Пермского края № 13-о от 19.10.2010 был утвержден тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "ИнвестПром" в размере <…> руб. за 1 м3 и <…> руб. за тонну.

Далее, Постановлением РЭК Пермского края № 19-о от 10.02.2011 были досрочно пересмотрены указанные выше тарифы. С 01 марта 2011 года тариф за тонну установлен в размере <…> руб.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 138-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Согласно информации, предоставленной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, на полигоне ТБО в д. Софроны за 2010 год размещено 90% общего объема отходов г. Перми.

Таким образом, ООО «ИнвестПром» занимает доминирующее положение, с долей превышающей пятьдесят процентов, на рынке услуг захоронения отходов на территории города Перми.

В соответствии с п.3, п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Направление ООО «Экосистема Лайт» (Заказчик) в адрес ООО «ИнвестПром» писем (№26 от 28.07.2011; от 02.09.2011г), на которые от ООО «ИнвестПром» не последовало ответов, а также то, что руководство ООО «ИнвестПром» отказывалось обсуждать возможные договорные отношения с Заказчиком свидетельствует об уклонении ООО «ИнвестПром» от заключения договора на оказание услуги по захоронению отходов.

В виду сложившейся ситуации ООО «Экосистема Лайт» вынуждено было идти на дополнительные затраты и прибегать к услугам подрядчиков, у которых имеются лицензии и договор с ООО «ИнвестПром», вместо того чтобы работать самостоятельно с привлечением собственной техники. Однако документальных доказательств понесенных дополнительных расходов ООО «Экосистема Лайт» не представлено.

Вместе с тем ООО «Экосистема Лайт» представило расчет экономической нецелесообразности вывоза ТБО на другие полигоны (вх. № 15906-11 от 07.11.2011г), в частности на полигон «ЗАТО Звездый», полигон д. Черная.

Таким образом, ООО «ИнвестПром» уклонялось от заключения договора с ООО «Экосистема Лайт», чем нарушло п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

05.12.2011г в адрес Комиссии Пермского УФАС России поступило дополнительное заявление ООО «Экосистема» (вх. №17334-11 от 05.12.2011), свидетельствующее о заключении договора № <…> с ООО «ИнвестПром» на оказание услуг по размещению отходов со сроком действия до <…> и договора № <…> со сроком действия до <…> на оказание услуг по размещению отходов, подписанные ООО «Экосистема» без разногласий, и об отзыве заявления от 31.10.2011г,  а также о прекращении проведения проверки по данному заявлению, что свидетельствует о недоказанности факта навязывания ООО «ИнвестПром» невыгодных условий договора ООО «Экосистема» и, следовательно, о недоказанности нарушения п.3 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

 

05.12.2011 в адрес Комиссии Пермского УФАС России поступило дополнительное заявление ООО «Экосистема Лайт» (вх. №17333-11 от 05.12.2011), свидетельствующее о заключении договора № <…> с ООО «ИнвестПром» на оказание услуг на размещение отходов сроком действия по <…> и договор № <…> на оказание услуг по размещению отходов с ООО «Инвест Пром» сроком действия по <…> и просьбой об отзыве заявления, поданного в Пермское УФАС России 01.09.2011г.

 

        23.01.2012 в адрес Пермского УФАС России поступило письменные пояснения от ООО «ИнвестПром»  (вх. №0684-11 от 23.01.2012) о том, что в настоящее время все договоры на захоронение отходов заключаются в типовой форме в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном законом порядке. В настоящее время договоры на захоронение отходов заключены без протоколов разногласий в редакции ООО «ИнвестПром». В доказательство ООО «ИнвестПром» направило (вх. № 1130-12 от 01.02.2012г) копии договоров на оказание услуг по захоронению отходов, заключенных с заявителями.

 

Тем самым ООО «ИнвестПром» добровольно устранило нарушение п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» до вынесения Комиссией решения по существу.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать ООО «ИнвестПром», занимающее доминирующее положение на рынке захоронения ТБО в границах г. Перми, нарушившим п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора.
  2.  Дело № 908-11-А в отношении ООО «ИнвестПром» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                             <…>

 

Члены комиссии                                                                                         <…>

                                                                                                                     

                                                                                                                      <…>

stdClass Object ( [vid] => 12230 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 908-11-А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12230 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354267092 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 908-11-А

                                                                                                                                

г. Пермь

 

Результативная часть объявлена 27.01.2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 10.02.2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>, начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации,

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации

рассмотрев дело № 908-11-А в отношении ООО «ИнвестПром» (<…>) по признакам нарушения п.3 п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий договора, а также экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора

в отсутствии представителей:

от ООО «ИнвестПром» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А);

от ООО «Экосистема» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А);

от ООО «Экосистема Лайт» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А).

Заседание Комиссии состоялось: 27.12.2011 г.  

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пермского УФАС России поступили заявления от ООО «Экосистема Лайт» (вх. №12556-11 от 02.09.2011) и ООО «Экосистема» (вх. №15603-11 от  31.10.2011) с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «ИнвестПром».

Суть заявления ООО «Экосистема Лайт»:

Письмом №26 от 28.07.2011 ООО «Экосистема Лайт» (далее - Заказчик) направило в адрес ООО «ИнвестПром» опись документов для заключения договора на захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Однако, ответа на письмо, в том числе проекта договора от ООО «ИнвестПром» не последовало.

Затем 02 сентября 2011 года в адрес ООО «ИнвестПром» было направлено повторное письмо, с требованием до 09.09.2011 представить ООО «Экосистема Лайт» договор на захоронение отходов. Ответа на данное письмо вновь не последовало.

Одновременно ООО «Экосистема Лайт» сообщает, что руководство ООО «ИнвестПром» умышленно не идет на контакт: не отвечают на звонки, отказываются проводить встречи, избегают общения.

В виду сложившейся ситуации ООО «Экосистема Лайт» вынуждено идти на дополнительные затраты и прибегать к услугам подрядчиков, у которых имеются лицензии и договор с ООО «ИнвестПром», вместо того чтобы работать самостоятельно с привлечением собственной техники.

Также ООО «Экосистема Лайт» в заявлении сообщает, что если рассматривать полигоны, отдаленные от города Перми (полигон «ЗАТО Звездый», полигон д. Черная), то придется прекратить деятельность, в связи с большими затратами (транспортные расходы, расходы топлива, износ техники, колес, удлинению рабочего дня для водителей, оплате водителям труда в двойном размере и т.д.), что экономически не выгадно.

Таким образом, ООО «Экосистема Лайт» считает, что действия ООО «ИнвестПром» выразившиеся в уклонении от заключения договора на оказание услуг по размещению отходов противоречат п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Суть заявления ООО «Экосистема»:

Письмом №5 от 06.12.2010 ООО «Экосистема» (далее – Заказчик) направило в адрес ООО «ИнвестПром» проект договора на оказание услуг по размещению отходов.

Однако, проект договора направленный для рассмотрения ООО «ИнвестПром»,  подписан не был, а 13.12.2010г в адрес ООО «Экосистема» был направлен проект Договора №<…> ООО «ИнвестПром». Одновременно ООО «Экосистема» сообщает, что представленный со стороны ООО «ИнвестПром» проект Договора №<…> подписан не был, так как, условия, изложенные в названном договоре являются для ООО «Экосистема» невыгодными.

Далее, 18 января 2011 года ООО «Экосистема» вновь направило ООО «ИнвестПром» письмо с просьбой рассмотреть протокол разногласий к договору № <…>. Однако ответа не последовало.

Затем, 28 марта 2011 года ООО «Экосистема» в очередной раз направило письмо с просьбой рассмотреть и подписать проект договора с протоколом разногласий. Однако ответа опять не последовало.

Согласно пункту 3.1 проекта Договора №<…>. далее (Договора №<…>) на оказание услуг по размещению отходов, стоимость услуг ООО «ИнвестПром» определяется действующими тарифами на захоронение одного кубического метра ТБО и составляет <…> коп. без НДС 18% и номиналом выпущенных ООО «ИнвестПром» талонов. Стоимость захоронения отходов, измеренных в метрических тоннах, составляет: ТБО – <…>коп. за тонну без НДС. Исполнитель вправе осуществлять приемку (вести учет и выписывать акты оказанных услуг) отходов в метрических тоннах без дополнительного уведомления Заказчика (ООО «Экосистема»).

Согласно протоколу разногласий к Договору №<…> на оказание услуг по размещению отходов ООО «Экосистема» пункт 3.1 изложила в следующей редакции: «Стоимость услуг ООО «ИнвестПром» определяется действующим тарифом на захоронение 1 (одного) кубического метра бытовых отходов и составляет <…> рублей <…> копеек без НДС 18%».

ООО «Экосистема» считает, что в пункте 3.1 проекта Договора №<…> содержатся невыгодные для Общества условия, так как заказчик лишен возможности при выходе из строя электронной весовой (что имело место 19-20.03.2011г) определить вес ввезенных отходов.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

Таким образом, ООО «Экосистема» считает, что имеет право выбора тарифа, приемлемого для Заказчика (ООО «Экосистема»).

Согласно пункта 3.3 проекта Договора №<…> оплата услуг ООО «ИнвестПром» (Исполнитель) осуществляется только на основании 100% предварительной оплаты. ООО «Экосистема» считает, что данное условие делает невозможным вступление в договорные отношения на основании следующего. Согласно отраслевым нормативным актам обязательное оформление паспортов отходов возложено на их собственников (в том числе, если он является юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем). Следует также отметить, что конечным потребителем услуг по сбору отходов являются граждане, и плата за сбор и вывоз отходов включена в стоимость услуг по содержанию общего имущества дома, которая вносится жильцами, согласно Жилищному кодексу РФ, до 10-го числа месяца следующего за расчетным. Следовательно, 100% предоплата услуги по захоронению отходов также не выгодна для заказчика.

На основании изложенного, ООО «Экосистема» считает, что действия ООО «ИнвестПром» выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по размещению отходов противоречат п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

По результатам рассмотрения данных заявлений Пермским УФАС России 09 декабря 2011 года Приказом №746-п было возбуждено дело №908-11-А по признакам нарушения п.3 п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий договора, а также экономически или технологически не обоснованного уклонения от заключения договора.

В целях полного и всестороннего дела Пермским УФАС России у ООО «Экосистема Лайт» были запрошены следующие документы и информация:

-          подтверждение получения ООО «ИнвестПром» писем ООО «Экосистема Лайт» №<…> и №<…> по вопросу заключения договора на захоронение отходов;

-          экономическое обоснование невозможности вывоза отходов на другие полигоны Пермского края;

-          сравнение расчета затрат при вывозе на полигон «Софроны» и на другие полигоны, в том числе, на полигон ЗАТО Звездный (ООО «Чистый город»), на полигон у д. Черная ( ООО «Буматика»).

Письмом от 15906-11 вх №07.11.2011 ООО «Экосистема Лайт» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю представило экономическое обоснование невозможности вывоза отходов на другие полигоны Пермского края и сравнение расчета затрат при вывозе на полигон «Софроны» и расчет затрат вывоза на следующие полигоны «ЗАТО Звездный», ООО «Чистый город», д. Черная ООО «Буматика».

 

ООО «ИнвестПром» по запросу (исх. №11037-11 от 07.11.2011 г.) Пермского УФАС представил следующие документы и информацию:

-          переписку с ООО «Экосистема Лайт» и ООО «Экосистема» по вопросу заключения договора на захоронение отходов;

-          реестр действующих договоров на оказание услуг по размещению отходов с указанием номера и даты договора, полного наименования (организационно правовая форма и фирменное наименование) и адреса (юридического и почтового) контрагента.

-          копии типовых договоров на оказание услуг по размещению отходов с контрагентами, осуществляющими сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов 1-4 класса опасности за период с 2010-2011г (со всеми приложениями);

Срок представления вышеуказанных  документов и информации был установлен до 24 ноября 2011 года.

Однако, письменные пояснения о том, на каком основании ООО «ИнвестПром» уклоняется от заключения договора на захоронение отходов с ООО «Экосистема Лайт» и ООО «Экосистема» в указанный срок не представлены.  

 

Рассмотрев представленные документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

ООО «Экосистема Лайт» ИНН <…> (юр. адрес<…>; почтовый адрес: <…>) на основании лицензии № <…> от <…> оказывает на территории города Перми услуги по сбору и вывозу отходов на основании договоров с отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующим субъектами).

ООО «Экосистема» ИНН <…> (юр. адрес: <…>, почтовый адрес: <…>) на основании лицензии № <…> от <…> оказывает на территории города Перми услуги по сбору и вывозу отходов на основании договоров с отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующим субъектами).

ООО «ИнвестПром» ИНН <…> ОГРН <…> (<…>, почтовый адрес: <…>) управляет единственным городским полигоном по захоронению отходов, расположенном в д. Софроны, и осуществляет захоронение твердых бытовых отходов на основании Лицензии № <…>.

          Как установлено Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-41002/2009 от 22.04.2010 ООО "ИнвестПром" с августа 2009 года осуществляет захоронение твердых бытовых отходов на полигоне в д. Софроны, которым владеет на праве аренды. Право аренды получено в результате признания его победителем открытого конкурса на право аренды муниципального имущества, проведенного Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми. Согласно условиям конкурса, участник конкурса должен был гарантировать предоставление услуг утилизации отходов по существующим (утвержденным на момент проведения конкурса) тарифам на захоронение отходов.

Согласно информации, предоставленной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края от 26.12.2011  вх. № 18386-11 на полигоне ТБО в д. Софроны за 2010 год размещено 90% общего объема отходов г. Перми.

Единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право на основании лицензии <…>) осуществлять захоронение ТБО на полигоне в д. Софроны, является ООО «ИнвестПром».  

Число лиц, которым могут быть оказаны услуги по размещению отходов, не ограничено, поэтому ООО «ИнвестПром», в силу ст. 426 ГК РФ должно предоставлять услуги по захоронению ТБО каждому, кто к нему обратится. Таким образом, ООО «ИнвестПром» является субъектом публичных правоотношений, поэтому заключение договора на оказание услуг по захоронению отходов IV-V класса опасности для ООО «ИнвестПром» является обязательным.

Постановлением РЭК Пермского края № 13-о от 19.10.2010 был утвержден тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "ИнвестПром" в размере <…> руб. за 1 м3 и <…> руб. за тонну.

Далее, Постановлением РЭК Пермского края № 19-о от 10.02.2011 были досрочно пересмотрены указанные выше тарифы. С 01 марта 2011 года тариф за тонну установлен в размере <…> руб.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 138-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Согласно информации, предоставленной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, на полигоне ТБО в д. Софроны за 2010 год размещено 90% общего объема отходов г. Перми.

Таким образом, ООО «ИнвестПром» занимает доминирующее положение, с долей превышающей пятьдесят процентов, на рынке услуг захоронения отходов на территории города Перми.

В соответствии с п.3, п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Направление ООО «Экосистема Лайт» (Заказчик) в адрес ООО «ИнвестПром» писем (№26 от 28.07.2011; от 02.09.2011г), на которые от ООО «ИнвестПром» не последовало ответов, а также то, что руководство ООО «ИнвестПром» отказывалось обсуждать возможные договорные отношения с Заказчиком свидетельствует об уклонении ООО «ИнвестПром» от заключения договора на оказание услуги по захоронению отходов.

В виду сложившейся ситуации ООО «Экосистема Лайт» вынуждено было идти на дополнительные затраты и прибегать к услугам подрядчиков, у которых имеются лицензии и договор с ООО «ИнвестПром», вместо того чтобы работать самостоятельно с привлечением собственной техники. Однако документальных доказательств понесенных дополнительных расходов ООО «Экосистема Лайт» не представлено.

Вместе с тем ООО «Экосистема Лайт» представило расчет экономической нецелесообразности вывоза ТБО на другие полигоны (вх. № 15906-11 от 07.11.2011г), в частности на полигон «ЗАТО Звездый», полигон д. Черная.

Таким образом, ООО «ИнвестПром» уклонялось от заключения договора с ООО «Экосистема Лайт», чем нарушло п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

05.12.2011г в адрес Комиссии Пермского УФАС России поступило дополнительное заявление ООО «Экосистема» (вх. №17334-11 от 05.12.2011), свидетельствующее о заключении договора № <…> с ООО «ИнвестПром» на оказание услуг по размещению отходов со сроком действия до <…> и договора № <…> со сроком действия до <…> на оказание услуг по размещению отходов, подписанные ООО «Экосистема» без разногласий, и об отзыве заявления от 31.10.2011г,  а также о прекращении проведения проверки по данному заявлению, что свидетельствует о недоказанности факта навязывания ООО «ИнвестПром» невыгодных условий договора ООО «Экосистема» и, следовательно, о недоказанности нарушения п.3 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

 

05.12.2011 в адрес Комиссии Пермского УФАС России поступило дополнительное заявление ООО «Экосистема Лайт» (вх. №17333-11 от 05.12.2011), свидетельствующее о заключении договора № <…> с ООО «ИнвестПром» на оказание услуг на размещение отходов сроком действия по <…> и договор № <…> на оказание услуг по размещению отходов с ООО «Инвест Пром» сроком действия по <…> и просьбой об отзыве заявления, поданного в Пермское УФАС России 01.09.2011г.

 

        23.01.2012 в адрес Пермского УФАС России поступило письменные пояснения от ООО «ИнвестПром»  (вх. №0684-11 от 23.01.2012) о том, что в настоящее время все договоры на захоронение отходов заключаются в типовой форме в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном законом порядке. В настоящее время договоры на захоронение отходов заключены без протоколов разногласий в редакции ООО «ИнвестПром». В доказательство ООО «ИнвестПром» направило (вх. № 1130-12 от 01.02.2012г) копии договоров на оказание услуг по захоронению отходов, заключенных с заявителями.

 

Тем самым ООО «ИнвестПром» добровольно устранило нарушение п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» до вынесения Комиссией решения по существу.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать ООО «ИнвестПром», занимающее доминирующее положение на рынке захоронения ТБО в границах г. Перми, нарушившим п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора.
  2.  Дело № 908-11-А в отношении ООО «ИнвестПром» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                             <…>

 

Члены комиссии                                                                                         <…>

                                                                                                                     

                                                                                                                      <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 908-11-А

                                                                                                                                

г. Пермь

 

Результативная часть объявлена 27.01.2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 10.02.2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>, начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации,

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации

рассмотрев дело № 908-11-А в отношении ООО «ИнвестПром» (<…>) по признакам нарушения п.3 п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий договора, а также экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора

в отсутствии представителей:

от ООО «ИнвестПром» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А);

от ООО «Экосистема» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А);

от ООО «Экосистема Лайт» (в материалах дела имеется документальное доказательство надлежащего извещения о назначении дела № 908-11-А).

Заседание Комиссии состоялось: 27.12.2011 г.  

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пермского УФАС России поступили заявления от ООО «Экосистема Лайт» (вх. №12556-11 от 02.09.2011) и ООО «Экосистема» (вх. №15603-11 от  31.10.2011) с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «ИнвестПром».

Суть заявления ООО «Экосистема Лайт»:

Письмом №26 от 28.07.2011 ООО «Экосистема Лайт» (далее - Заказчик) направило в адрес ООО «ИнвестПром» опись документов для заключения договора на захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Однако, ответа на письмо, в том числе проекта договора от ООО «ИнвестПром» не последовало.

Затем 02 сентября 2011 года в адрес ООО «ИнвестПром» было направлено повторное письмо, с требованием до 09.09.2011 представить ООО «Экосистема Лайт» договор на захоронение отходов. Ответа на данное письмо вновь не последовало.

Одновременно ООО «Экосистема Лайт» сообщает, что руководство ООО «ИнвестПром» умышленно не идет на контакт: не отвечают на звонки, отказываются проводить встречи, избегают общения.

В виду сложившейся ситуации ООО «Экосистема Лайт» вынуждено идти на дополнительные затраты и прибегать к услугам подрядчиков, у которых имеются лицензии и договор с ООО «ИнвестПром», вместо того чтобы работать самостоятельно с привлечением собственной техники.

Также ООО «Экосистема Лайт» в заявлении сообщает, что если рассматривать полигоны, отдаленные от города Перми (полигон «ЗАТО Звездый», полигон д. Черная), то придется прекратить деятельность, в связи с большими затратами (транспортные расходы, расходы топлива, износ техники, колес, удлинению рабочего дня для водителей, оплате водителям труда в двойном размере и т.д.), что экономически не выгадно.

Таким образом, ООО «Экосистема Лайт» считает, что действия ООО «ИнвестПром» выразившиеся в уклонении от заключения договора на оказание услуг по размещению отходов противоречат п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Суть заявления ООО «Экосистема»:

Письмом №5 от 06.12.2010 ООО «Экосистема» (далее – Заказчик) направило в адрес ООО «ИнвестПром» проект договора на оказание услуг по размещению отходов.

Однако, проект договора направленный для рассмотрения ООО «ИнвестПром»,  подписан не был, а 13.12.2010г в адрес ООО «Экосистема» был направлен проект Договора №<…> ООО «ИнвестПром». Одновременно ООО «Экосистема» сообщает, что представленный со стороны ООО «ИнвестПром» проект Договора №<…> подписан не был, так как, условия, изложенные в названном договоре являются для ООО «Экосистема» невыгодными.

Далее, 18 января 2011 года ООО «Экосистема» вновь направило ООО «ИнвестПром» письмо с просьбой рассмотреть протокол разногласий к договору № <…>. Однако ответа не последовало.

Затем, 28 марта 2011 года ООО «Экосистема» в очередной раз направило письмо с просьбой рассмотреть и подписать проект договора с протоколом разногласий. Однако ответа опять не последовало.

Согласно пункту 3.1 проекта Договора №<…>. далее (Договора №<…>) на оказание услуг по размещению отходов, стоимость услуг ООО «ИнвестПром» определяется действующими тарифами на захоронение одного кубического метра ТБО и составляет <…> коп. без НДС 18% и номиналом выпущенных ООО «ИнвестПром» талонов. Стоимость захоронения отходов, измеренных в метрических тоннах, составляет: ТБО – <…>коп. за тонну без НДС. Исполнитель вправе осуществлять приемку (вести учет и выписывать акты оказанных услуг) отходов в метрических тоннах без дополнительного уведомления Заказчика (ООО «Экосистема»).

Согласно протоколу разногласий к Договору №<…> на оказание услуг по размещению отходов ООО «Экосистема» пункт 3.1 изложила в следующей редакции: «Стоимость услуг ООО «ИнвестПром» определяется действующим тарифом на захоронение 1 (одного) кубического метра бытовых отходов и составляет <…> рублей <…> копеек без НДС 18%».

ООО «Экосистема» считает, что в пункте 3.1 проекта Договора №<…> содержатся невыгодные для Общества условия, так как заказчик лишен возможности при выходе из строя электронной весовой (что имело место 19-20.03.2011г) определить вес ввезенных отходов.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

Таким образом, ООО «Экосистема» считает, что имеет право выбора тарифа, приемлемого для Заказчика (ООО «Экосистема»).

Согласно пункта 3.3 проекта Договора №<…> оплата услуг ООО «ИнвестПром» (Исполнитель) осуществляется только на основании 100% предварительной оплаты. ООО «Экосистема» считает, что данное условие делает невозможным вступление в договорные отношения на основании следующего. Согласно отраслевым нормативным актам обязательное оформление паспортов отходов возложено на их собственников (в том числе, если он является юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем). Следует также отметить, что конечным потребителем услуг по сбору отходов являются граждане, и плата за сбор и вывоз отходов включена в стоимость услуг по содержанию общего имущества дома, которая вносится жильцами, согласно Жилищному кодексу РФ, до 10-го числа месяца следующего за расчетным. Следовательно, 100% предоплата услуги по захоронению отходов также не выгодна для заказчика.

На основании изложенного, ООО «Экосистема» считает, что действия ООО «ИнвестПром» выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по размещению отходов противоречат п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

По результатам рассмотрения данных заявлений Пермским УФАС России 09 декабря 2011 года Приказом №746-п было возбуждено дело №908-11-А по признакам нарушения п.3 п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания невыгодных условий договора, а также экономически или технологически не обоснованного уклонения от заключения договора.

В целях полного и всестороннего дела Пермским УФАС России у ООО «Экосистема Лайт» были запрошены следующие документы и информация:

-          подтверждение получения ООО «ИнвестПром» писем ООО «Экосистема Лайт» №<…> и №<…> по вопросу заключения договора на захоронение отходов;

-          экономическое обоснование невозможности вывоза отходов на другие полигоны Пермского края;

-          сравнение расчета затрат при вывозе на полигон «Софроны» и на другие полигоны, в том числе, на полигон ЗАТО Звездный (ООО «Чистый город»), на полигон у д. Черная ( ООО «Буматика»).

Письмом от 15906-11 вх №07.11.2011 ООО «Экосистема Лайт» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю представило экономическое обоснование невозможности вывоза отходов на другие полигоны Пермского края и сравнение расчета затрат при вывозе на полигон «Софроны» и расчет затрат вывоза на следующие полигоны «ЗАТО Звездный», ООО «Чистый город», д. Черная ООО «Буматика».

 

ООО «ИнвестПром» по запросу (исх. №11037-11 от 07.11.2011 г.) Пермского УФАС представил следующие документы и информацию:

-          переписку с ООО «Экосистема Лайт» и ООО «Экосистема» по вопросу заключения договора на захоронение отходов;

-          реестр действующих договоров на оказание услуг по размещению отходов с указанием номера и даты договора, полного наименования (организационно правовая форма и фирменное наименование) и адреса (юридического и почтового) контрагента.

-          копии типовых договоров на оказание услуг по размещению отходов с контрагентами, осуществляющими сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов 1-4 класса опасности за период с 2010-2011г (со всеми приложениями);

Срок представления вышеуказанных  документов и информации был установлен до 24 ноября 2011 года.

Однако, письменные пояснения о том, на каком основании ООО «ИнвестПром» уклоняется от заключения договора на захоронение отходов с ООО «Экосистема Лайт» и ООО «Экосистема» в указанный срок не представлены.  

 

Рассмотрев представленные документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

ООО «Экосистема Лайт» ИНН <…> (юр. адрес<…>; почтовый адрес: <…>) на основании лицензии № <…> от <…> оказывает на территории города Перми услуги по сбору и вывозу отходов на основании договоров с отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующим субъектами).

ООО «Экосистема» ИНН <…> (юр. адрес: <…>, почтовый адрес: <…>) на основании лицензии № <…> от <…> оказывает на территории города Перми услуги по сбору и вывозу отходов на основании договоров с отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующим субъектами).

ООО «ИнвестПром» ИНН <…> ОГРН <…> (<…>, почтовый адрес: <…>) управляет единственным городским полигоном по захоронению отходов, расположенном в д. Софроны, и осуществляет захоронение твердых бытовых отходов на основании Лицензии № <…>.

          Как установлено Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-41002/2009 от 22.04.2010 ООО "ИнвестПром" с августа 2009 года осуществляет захоронение твердых бытовых отходов на полигоне в д. Софроны, которым владеет на праве аренды. Право аренды получено в результате признания его победителем открытого конкурса на право аренды муниципального имущества, проведенного Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми. Согласно условиям конкурса, участник конкурса должен был гарантировать предоставление услуг утилизации отходов по существующим (утвержденным на момент проведения конкурса) тарифам на захоронение отходов.

Согласно информации, предоставленной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края от 26.12.2011  вх. № 18386-11 на полигоне ТБО в д. Софроны за 2010 год размещено 90% общего объема отходов г. Перми.

Единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право на основании лицензии <…>) осуществлять захоронение ТБО на полигоне в д. Софроны, является ООО «ИнвестПром».  

Число лиц, которым могут быть оказаны услуги по размещению отходов, не ограничено, поэтому ООО «ИнвестПром», в силу ст. 426 ГК РФ должно предоставлять услуги по захоронению ТБО каждому, кто к нему обратится. Таким образом, ООО «ИнвестПром» является субъектом публичных правоотношений, поэтому заключение договора на оказание услуг по захоронению отходов IV-V класса опасности для ООО «ИнвестПром» является обязательным.

Постановлением РЭК Пермского края № 13-о от 19.10.2010 был утвержден тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "ИнвестПром" в размере <…> руб. за 1 м3 и <…> руб. за тонну.

Далее, Постановлением РЭК Пермского края № 19-о от 10.02.2011 были досрочно пересмотрены указанные выше тарифы. С 01 марта 2011 года тариф за тонну установлен в размере <…> руб.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 138-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Согласно информации, предоставленной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, на полигоне ТБО в д. Софроны за 2010 год размещено 90% общего объема отходов г. Перми.

Таким образом, ООО «ИнвестПром» занимает доминирующее положение, с долей превышающей пятьдесят процентов, на рынке услуг захоронения отходов на территории города Перми.

В соответствии с п.3, п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Направление ООО «Экосистема Лайт» (Заказчик) в адрес ООО «ИнвестПром» писем (№26 от 28.07.2011; от 02.09.2011г), на которые от ООО «ИнвестПром» не последовало ответов, а также то, что руководство ООО «ИнвестПром» отказывалось обсуждать возможные договорные отношения с Заказчиком свидетельствует об уклонении ООО «ИнвестПром» от заключения договора на оказание услуги по захоронению отходов.

В виду сложившейся ситуации ООО «Экосистема Лайт» вынуждено было идти на дополнительные затраты и прибегать к услугам подрядчиков, у которых имеются лицензии и договор с ООО «ИнвестПром», вместо того чтобы работать самостоятельно с привлечением собственной техники. Однако документальных доказательств понесенных дополнительных расходов ООО «Экосистема Лайт» не представлено.

Вместе с тем ООО «Экосистема Лайт» представило расчет экономической нецелесообразности вывоза ТБО на другие полигоны (вх. № 15906-11 от 07.11.2011г), в частности на полигон «ЗАТО Звездый», полигон д. Черная.

Таким образом, ООО «ИнвестПром» уклонялось от заключения договора с ООО «Экосистема Лайт», чем нарушло п.5 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

05.12.2011г в адрес Комиссии Пермского УФАС России поступило дополнительное заявление ООО «Экосистема» (вх. №17334-11 от 05.12.2011), свидетельствующее о заключении договора № <…> с ООО «ИнвестПром» на оказание услуг по размещению отходов со сроком действия до <…> и договора № <…> со сроком действия до <…> на оказание услуг по размещению отходов, подписанные ООО «Экосистема» без разногласий, и об отзыве заявления от 31.10.2011г,  а также о прекращении проведения проверки по данному заявлению, что свидетельствует о недоказанности факта навязывания ООО «ИнвестПром» невыгодных условий договора ООО «Экосистема» и, следовательно, о недоказанности нарушения п.3 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

 

05.12.2011 в адрес Комиссии Пермского УФАС России поступило дополнительное заявление ООО «Экосистема Лайт» (вх. №17333-11 от 05.12.2011), свидетельствующее о заключении договора № <…> с ООО «ИнвестПром» на оказание услуг на размещение отходов сроком действия по <…> и договор № <…> на оказание услуг по размещению отходов с ООО «Инвест Пром» сроком действия по <…> и просьбой об отзыве заявления, поданного в Пермское УФАС России 01.09.2011г.

 

        23.01.2012 в адрес Пермского УФАС России поступило письменные пояснения от ООО «ИнвестПром»  (вх. №0684-11 от 23.01.2012) о том, что в настоящее время все договоры на захоронение отходов заключаются в типовой форме в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном законом порядке. В настоящее время договоры на захоронение отходов заключены без протоколов разногласий в редакции ООО «ИнвестПром». В доказательство ООО «ИнвестПром» направило (вх. № 1130-12 от 01.02.2012г) копии договоров на оказание услуг по захоронению отходов, заключенных с заявителями.

 

Тем самым ООО «ИнвестПром» добровольно устранило нарушение п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» до вынесения Комиссией решения по существу.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать ООО «ИнвестПром», занимающее доминирующее положение на рынке захоронения ТБО в границах г. Перми, нарушившим п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованном уклонении от заключения договора.
  2.  Дело № 908-11-А в отношении ООО «ИнвестПром» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                             <…>

 

Члены комиссии                                                                                         <…>

                                                                                                                     

                                                                                                                      <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 908-11-А [format] => [safe_value] => 908-11-А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 09:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 09:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354267092 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )