Решение по делу № 212-12-А

Номер дела: 212-12-А
Дата публикации: 27 июня 2012, 15:14

Решение по делу № 212-12-А

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2012 года.

В полном объеме Решение изготовлено 27 июня 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) рассмотрев дело № 212-12-А в отношении ПКГУП «Автовокзал» (614016, г.Пермь, ул.Механошина, 29), ООО «АВ-Юг» (614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), по признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». в части не обоснованного отказа в заключении договора с ИП Костаревым И.В.,

УСТАНОВИЛА:

 

Пермским УФАС России 25 августа 2011 года получено обращение (вх.№18337-11 от 26.12.2011г.) индивидуального предпринимателя Костарева Игоря Валентиновича с жалобой на действия Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» (ул. Механошина, 29, г.Пермь, 614016) выразившееся в необоснованном отказе в заключении договора с ИП Костаревым И.В.

Заслушав объяснения сторон и рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее:

Между ПКГУП «Автовокзал» (далее также Предприятие, Ответчик) ИП Костаревым был заключен договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04. С 17 марта 2011 года указанный договор был расторгнут ПКГУП «Автовокзал» в одностороннем порядке.

В дальнейшем ИП Костарев обращался 29 июня 2011года (№3094 – вх. номер ПКГУП «Автовокзал»), 10 августа 2011 года (№3575 – вх. номер ПКГУП «Автовокзал») к руководству ПКГУП «Автовокзал» с просьбой заключить договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Однако ПКГУП «Автовокзал» просьбу ИП Костарева И.В. о заключении договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах оставило без внимания.

ИП Костарев И.В. вынужден был обратиться в Пермское УФАС России (вх. 12148-11 от 25.08.2011) с жалобой на действия ПКГУП «Автовокзал» выразившееся в необоснованном отказе в заключении договора с ИП Костаревым И.В.

На запрос Пермского УФАС России (исх. №8677-11 от 31.08.2011) ПКГУП «Автовокзал» пояснило, что договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04 заключенный с ИП Костаревым И.В. был расторгнут ПКГУП «Автовокзал» в одностороннем порядке вследствие нарушения ИП Костаревым И.В. п.5.2. указанного договора, выразившемся в допущении срывов подачи автотранспорта согласно расписания на маршруте Пермь-Нытва (Нытва-Пермь).

22 сентября 2011 года ПКГУП «Автовокзал» (исх.№1101 ПКГУП «Автовокзал») направило ИП Костареву И.В. письмо, где ссылаясь на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2011г. (№ А50-5013/2011), снова отказало ИП Костареву И.В. в заключении договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах.

В сентябре 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрело ходатайства представленные группой лиц ООО «Автовокзалы Прикамья» в составе: ООО «АВ-Север» (ИНН 5904183981; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), ООО «АВ-Запад» (ИНН 5904001080; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), ООО «АВ-Юг» (ИНН 5906051356; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2) и ходатайства представленные группой лиц Силина Юрия Владимировича в составе: ООО «Альянс» (ИНН 5905285739; 614022, г.Пермь, ул.Карпинского, 57-40), ООО «Пегас» (ИНН 5905285680; 614022, г.Пермь, ул.Карпинского, 57-40) о приобретении в пользование части государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 28, ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» указанные ходатайства были удовлетворены.

Таким образом, часть имущества, принадлежащая на праве хозяйственного ведения ПКГУП «Автовокзал», передана в аренду вышеуказанным хозяйствующим субъектам, для осуществления деятельности Автовокзалов (автостанций, кассовых пунктов).

Согласно сведениям, представленным ПКГУП «Автовокзал» (вх. №15160-11 от 21.10.2011) на объектах недвижимого имущества, не переданных в аренду или иное возмездное пользование, на платной основе Предприятие оказывает услуги автовокзала, в том числе осуществляет продажу билетов на автобусные маршруты, оказывает услуги перевозчикам и пассажирам, осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов. Кроме того, согласование (утверждение) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми, а также с объектов, переданных ПКГУП «Автовокзал» в аренду осуществляется ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с проведенными сделками по передаче недвижимого имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал», автостанция, расположенная в г.Нытва, передана в аренду ООО «АВ-Юг» (614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2).

Продажа билетов с Пермского Автовокзала, согласно агентскому договору с ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «Альянс», ООО «Пегас», осуществляется ООО «АВ-Реал».

В целях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, ИП Костареву И.В. необходимо было заключить соответствующие договоры:

1)         с ООО «АВ-Реал» - лицом, которое осуществляет продажу билетов на Пермском Автовокзале на все автобусные маршруты по агентскому договору с ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «Альянс», ООО «Пегас»;

2)         с ООО «АВ-Юг» - лицом, которое предоставляет услуги автовокзалов (автостанций) на территории Нытвенского района Пермского края;

3)         с ПКГУП «Автовокзал» - лицом, которое осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов, согласовывает (утверждает) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми.

Следуя рекомендациям Пермского УФАС России, ИП Костаревым И.В. 04 октября 2011 года направлена оферта в адрес ООО «АВ-Юг». Однако от имени ООО «АВ-Юг» исполняющий обязанности директора УК ООО «Автовокзалы Прикамья» С.В. Иванова предложила ИП Костареву И.В. предварительно согласовать (утвердить) с ПКГУП «Автовокзал» расписание по маршруту Нытва-Пермь. Тем самым оферта ИП Костарева И.В. была отклонена ООО «АВ-Юг».

9 декабря 2011 года ПКГУП «Автовокзал» направило в адрес ИП Костарева И.В. сообщение о том, что между ПКГУП «Автовокзал» и ИП Костаревым И.В. договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах не заключен.

02.02.2012 ООО «АВ-Юг» и ПКГУП «Автовокзал» Пермским УФАС России в соответствии со ст.39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки  нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В ответ на выданное предупреждение Предприятие указало что не имеет возможности осуществлять услуги автовокзалов в связи с передачей недвижимого имущества в аренду другим хозяйствующим субъектам.

В рамках рассмотрения дела №063-12-А (возбужденного по признакам п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, в части отказа от заключения договора с ООО «КВАНТА» на оказание услуг автовокзалов) ПКГУП «Автовокзал» представлен договор от 28.12.2011 с ООО «АВ-Транс», согласно которому ПКГУП «Автовокзал» сдает в аренду ООО «АВ-Транс» недвижимое имущество, находящееся на территории автовокзала города Перми для оказания диспетчерских услуг.

Таким образом, с 01.01.2012 в целях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, ИП Костареву И.В. необходимо также заключить договор с ООО «АВ-Транс» - лицом, которое осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов.

28.02.2012 в адрес Пермского УФАС России поступило письмо ПКГУП «Автовокзал» (вх.№2355-12), в котором сообщается, что в связи с передачей имущества в аренду, ПКГУП «Автовокзал» не имеет возможности заключить договор с ИП Костаревым И.В.

 

Комиссией рассмотрены доводы ПКГУП «Автовокзал» и подтверждающие их документы и информация, однако данные доводы Комиссией не принимаются и признаются необоснованными на основании следующего.

 

1.         Прекращение ПКГУП «Автовокзал» договора с ИП Костаревым И.В. на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04 по решению суда за неисполнение условий договора не дает достаточных оснований отказывать ПКГУП «Автовокзал» ИП Костареву И.В. в заключении нового договора.

2.         Передача части государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал» в аренду другим хозяйствующим субъектам, не указывает на невозможность заключать договор с ИП Костаревым И.В. в силу следующего.

В соответствии с результатами проведенных 12.07.2011 года аукционов ПКГУП «Автовокзал» передало ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Север», ООО «Пегас» и ООО «Альянс» в аренду часть недвижимого имущества, находящегося на территории автовокзала города Перми, а именно кассовые пункты. Остальная часть недвижимого имущества автовокзала города Перми осталась во владении и пользовании ПКГУП «Автовоказл».

При этом, государственная регистрация указанных договоров аренды ПКГУП «Автовокзал», и соответственно перехода прав владения и пользования недвижимым имуществом состоялась 15 декабря 2011 года.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.131, ст.443) договор в отношении недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, и такой договор считается заключенным только с момента его регистрации.

 

Кроме того, как отмечено ранее, согласно сведениям, представленным ПКГУП «Автовокзал» (вх. №15160-11 от 21.10.2011) Предприятие на объектах недвижимого имущества, не переданных в аренду или иное возмездное пользование, на платной основе оказывает услуги автовокзала, в том числе осуществляет продажу билетов на автобусные маршруты, оказывает услуги перевозчикам и пассажирам, осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов. Кроме того, согласование (утверждение) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми, а также с объектов, переданных ПКГУП «Автовокзал» в аренду, осуществляется ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с результатами проведенного 30.11.2011 аукциона, а также согласно договору от 28.12.2011 между ПКГУП «Автовокзал» и ООО «АВ-Транс», ПКГУП «Автовокзал» сдает в аренду ООО «АВ-Транс» недвижимое имущество, находящееся на территории автовокзала города Перми для оказания диспетчерских услуг.

Следовательно, на момент обращения ИП Костарева И.В. (29.06.2011 и 10.08.2011) с просьбой заключения с ним договора на оказание услуг автовокзала ПКГУП «Автовокзал» имело возможность заключения договора с ИП Костаревым И.В. как на станции Пермского автовокзала, так и на станции автовокзала в г. Нытва.

Данный вывод также подтверждается теми фактами, что ПКГУП «Автовокзал» продолжало осуществлять договорные отношения с перевозчиками, с которыми договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах был заключен ранее, вплоть  до конца 2011 года.

Таким образом, ПКГУП «Автовокзал», в период с 29 июня 2011 года по декабрь 2011 года не имея достаточных законных оснований отказывало ИП Костареву И.В. в заключении договора на оказание услуг автовокзалов.

В соответствии с приказами Пермского УФАС России №65-п от 23.12.2008 и №478-п от 23.12.2008 ПКГУП «Автовокзал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. На момент обращения ИП Костарева И.В. с просьбой заключить с ним договор на оказание услуг автовокзала (до проведения аукционов и заключения по их результатам договоров аренды недвижимого имущества) доля ПКГУП «Автовокзал» на рынке оказания услуг автовокзалов составляет более 65%, в том числе на территории автовокзала г. Перми и автовокзала г. Нытвы.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, на момент отказа ПКГУП «Автовокзал» (29.06.2011, 10.08.2011) на обращение ИП Костарева И.В. с просьбой заключить с ним договор на оказание услуг автовокзала ПКГУП «Автовокзал» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (ОКВЭД 63.2) в границах, в том числе г. Перми и Нытвенского муниципального района Пермского края.

Пользуясь своим доминирующим положением ПКГУП «Автовокзал» отказало ИП Костареву И.В. в заключении договора на оказание услуг автовокзалов, при этом имея возможность заключения такого договора и не имея каких-либо законных оснований для отказа от заключения договора.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 138-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом ПКГУП «Автовокзал» отказав ИП Костареву в заключении договора на оказание услуг автовокзалов нарушило п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать положение ПКГУП «Автовокзал» в 2011 году доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми и Нытвенского муниципального района  Пермского края, в силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (на момент совершения антимонопольного нарушения).

2.         Признать действия ПКГУП «Автовокзал» по отказу от заключения договора на оказание услуг автовокзалов с ИП Костаревым И.В. нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.         В связи с тем, что ПКГУП «Автовокзал» в настоящее время не осуществляет деятельность по оказанию услуг автовокзалов, и допущенное им нарушение не может быть устранено, а также нарушенные права ИП Костарева И.В. не могут быть восстановлены действиями ПКГУП «Автовокзал» предписание об устранении антимонопольного нарушения не выдавать. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 12225 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 212-12-А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12225 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354266895 [changed] => 1370525758 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370525758 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 212-12-А

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2012 года.

В полном объеме Решение изготовлено 27 июня 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) рассмотрев дело № 212-12-А в отношении ПКГУП «Автовокзал» (614016, г.Пермь, ул.Механошина, 29), ООО «АВ-Юг» (614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), по признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». в части не обоснованного отказа в заключении договора с ИП Костаревым И.В.,

УСТАНОВИЛА:

 

Пермским УФАС России 25 августа 2011 года получено обращение (вх.№18337-11 от 26.12.2011г.) индивидуального предпринимателя Костарева Игоря Валентиновича с жалобой на действия Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» (ул. Механошина, 29, г.Пермь, 614016) выразившееся в необоснованном отказе в заключении договора с ИП Костаревым И.В.

Заслушав объяснения сторон и рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее:

Между ПКГУП «Автовокзал» (далее также Предприятие, Ответчик) ИП Костаревым был заключен договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04. С 17 марта 2011 года указанный договор был расторгнут ПКГУП «Автовокзал» в одностороннем порядке.

В дальнейшем ИП Костарев обращался 29 июня 2011года (№3094 – вх. номер ПКГУП «Автовокзал»), 10 августа 2011 года (№3575 – вх. номер ПКГУП «Автовокзал») к руководству ПКГУП «Автовокзал» с просьбой заключить договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Однако ПКГУП «Автовокзал» просьбу ИП Костарева И.В. о заключении договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах оставило без внимания.

ИП Костарев И.В. вынужден был обратиться в Пермское УФАС России (вх. 12148-11 от 25.08.2011) с жалобой на действия ПКГУП «Автовокзал» выразившееся в необоснованном отказе в заключении договора с ИП Костаревым И.В.

На запрос Пермского УФАС России (исх. №8677-11 от 31.08.2011) ПКГУП «Автовокзал» пояснило, что договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04 заключенный с ИП Костаревым И.В. был расторгнут ПКГУП «Автовокзал» в одностороннем порядке вследствие нарушения ИП Костаревым И.В. п.5.2. указанного договора, выразившемся в допущении срывов подачи автотранспорта согласно расписания на маршруте Пермь-Нытва (Нытва-Пермь).

22 сентября 2011 года ПКГУП «Автовокзал» (исх.№1101 ПКГУП «Автовокзал») направило ИП Костареву И.В. письмо, где ссылаясь на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2011г. (№ А50-5013/2011), снова отказало ИП Костареву И.В. в заключении договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах.

В сентябре 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрело ходатайства представленные группой лиц ООО «Автовокзалы Прикамья» в составе: ООО «АВ-Север» (ИНН 5904183981; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), ООО «АВ-Запад» (ИНН 5904001080; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), ООО «АВ-Юг» (ИНН 5906051356; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2) и ходатайства представленные группой лиц Силина Юрия Владимировича в составе: ООО «Альянс» (ИНН 5905285739; 614022, г.Пермь, ул.Карпинского, 57-40), ООО «Пегас» (ИНН 5905285680; 614022, г.Пермь, ул.Карпинского, 57-40) о приобретении в пользование части государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 28, ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» указанные ходатайства были удовлетворены.

Таким образом, часть имущества, принадлежащая на праве хозяйственного ведения ПКГУП «Автовокзал», передана в аренду вышеуказанным хозяйствующим субъектам, для осуществления деятельности Автовокзалов (автостанций, кассовых пунктов).

Согласно сведениям, представленным ПКГУП «Автовокзал» (вх. №15160-11 от 21.10.2011) на объектах недвижимого имущества, не переданных в аренду или иное возмездное пользование, на платной основе Предприятие оказывает услуги автовокзала, в том числе осуществляет продажу билетов на автобусные маршруты, оказывает услуги перевозчикам и пассажирам, осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов. Кроме того, согласование (утверждение) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми, а также с объектов, переданных ПКГУП «Автовокзал» в аренду осуществляется ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с проведенными сделками по передаче недвижимого имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал», автостанция, расположенная в г.Нытва, передана в аренду ООО «АВ-Юг» (614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2).

Продажа билетов с Пермского Автовокзала, согласно агентскому договору с ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «Альянс», ООО «Пегас», осуществляется ООО «АВ-Реал».

В целях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, ИП Костареву И.В. необходимо было заключить соответствующие договоры:

1)         с ООО «АВ-Реал» - лицом, которое осуществляет продажу билетов на Пермском Автовокзале на все автобусные маршруты по агентскому договору с ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «Альянс», ООО «Пегас»;

2)         с ООО «АВ-Юг» - лицом, которое предоставляет услуги автовокзалов (автостанций) на территории Нытвенского района Пермского края;

3)         с ПКГУП «Автовокзал» - лицом, которое осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов, согласовывает (утверждает) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми.

Следуя рекомендациям Пермского УФАС России, ИП Костаревым И.В. 04 октября 2011 года направлена оферта в адрес ООО «АВ-Юг». Однако от имени ООО «АВ-Юг» исполняющий обязанности директора УК ООО «Автовокзалы Прикамья» С.В. Иванова предложила ИП Костареву И.В. предварительно согласовать (утвердить) с ПКГУП «Автовокзал» расписание по маршруту Нытва-Пермь. Тем самым оферта ИП Костарева И.В. была отклонена ООО «АВ-Юг».

9 декабря 2011 года ПКГУП «Автовокзал» направило в адрес ИП Костарева И.В. сообщение о том, что между ПКГУП «Автовокзал» и ИП Костаревым И.В. договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах не заключен.

02.02.2012 ООО «АВ-Юг» и ПКГУП «Автовокзал» Пермским УФАС России в соответствии со ст.39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки  нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В ответ на выданное предупреждение Предприятие указало что не имеет возможности осуществлять услуги автовокзалов в связи с передачей недвижимого имущества в аренду другим хозяйствующим субъектам.

В рамках рассмотрения дела №063-12-А (возбужденного по признакам п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, в части отказа от заключения договора с ООО «КВАНТА» на оказание услуг автовокзалов) ПКГУП «Автовокзал» представлен договор от 28.12.2011 с ООО «АВ-Транс», согласно которому ПКГУП «Автовокзал» сдает в аренду ООО «АВ-Транс» недвижимое имущество, находящееся на территории автовокзала города Перми для оказания диспетчерских услуг.

Таким образом, с 01.01.2012 в целях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, ИП Костареву И.В. необходимо также заключить договор с ООО «АВ-Транс» - лицом, которое осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов.

28.02.2012 в адрес Пермского УФАС России поступило письмо ПКГУП «Автовокзал» (вх.№2355-12), в котором сообщается, что в связи с передачей имущества в аренду, ПКГУП «Автовокзал» не имеет возможности заключить договор с ИП Костаревым И.В.

 

Комиссией рассмотрены доводы ПКГУП «Автовокзал» и подтверждающие их документы и информация, однако данные доводы Комиссией не принимаются и признаются необоснованными на основании следующего.

 

1.         Прекращение ПКГУП «Автовокзал» договора с ИП Костаревым И.В. на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04 по решению суда за неисполнение условий договора не дает достаточных оснований отказывать ПКГУП «Автовокзал» ИП Костареву И.В. в заключении нового договора.

2.         Передача части государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал» в аренду другим хозяйствующим субъектам, не указывает на невозможность заключать договор с ИП Костаревым И.В. в силу следующего.

В соответствии с результатами проведенных 12.07.2011 года аукционов ПКГУП «Автовокзал» передало ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Север», ООО «Пегас» и ООО «Альянс» в аренду часть недвижимого имущества, находящегося на территории автовокзала города Перми, а именно кассовые пункты. Остальная часть недвижимого имущества автовокзала города Перми осталась во владении и пользовании ПКГУП «Автовоказл».

При этом, государственная регистрация указанных договоров аренды ПКГУП «Автовокзал», и соответственно перехода прав владения и пользования недвижимым имуществом состоялась 15 декабря 2011 года.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.131, ст.443) договор в отношении недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, и такой договор считается заключенным только с момента его регистрации.

 

Кроме того, как отмечено ранее, согласно сведениям, представленным ПКГУП «Автовокзал» (вх. №15160-11 от 21.10.2011) Предприятие на объектах недвижимого имущества, не переданных в аренду или иное возмездное пользование, на платной основе оказывает услуги автовокзала, в том числе осуществляет продажу билетов на автобусные маршруты, оказывает услуги перевозчикам и пассажирам, осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов. Кроме того, согласование (утверждение) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми, а также с объектов, переданных ПКГУП «Автовокзал» в аренду, осуществляется ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с результатами проведенного 30.11.2011 аукциона, а также согласно договору от 28.12.2011 между ПКГУП «Автовокзал» и ООО «АВ-Транс», ПКГУП «Автовокзал» сдает в аренду ООО «АВ-Транс» недвижимое имущество, находящееся на территории автовокзала города Перми для оказания диспетчерских услуг.

Следовательно, на момент обращения ИП Костарева И.В. (29.06.2011 и 10.08.2011) с просьбой заключения с ним договора на оказание услуг автовокзала ПКГУП «Автовокзал» имело возможность заключения договора с ИП Костаревым И.В. как на станции Пермского автовокзала, так и на станции автовокзала в г. Нытва.

Данный вывод также подтверждается теми фактами, что ПКГУП «Автовокзал» продолжало осуществлять договорные отношения с перевозчиками, с которыми договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах был заключен ранее, вплоть  до конца 2011 года.

Таким образом, ПКГУП «Автовокзал», в период с 29 июня 2011 года по декабрь 2011 года не имея достаточных законных оснований отказывало ИП Костареву И.В. в заключении договора на оказание услуг автовокзалов.

В соответствии с приказами Пермского УФАС России №65-п от 23.12.2008 и №478-п от 23.12.2008 ПКГУП «Автовокзал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. На момент обращения ИП Костарева И.В. с просьбой заключить с ним договор на оказание услуг автовокзала (до проведения аукционов и заключения по их результатам договоров аренды недвижимого имущества) доля ПКГУП «Автовокзал» на рынке оказания услуг автовокзалов составляет более 65%, в том числе на территории автовокзала г. Перми и автовокзала г. Нытвы.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, на момент отказа ПКГУП «Автовокзал» (29.06.2011, 10.08.2011) на обращение ИП Костарева И.В. с просьбой заключить с ним договор на оказание услуг автовокзала ПКГУП «Автовокзал» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (ОКВЭД 63.2) в границах, в том числе г. Перми и Нытвенского муниципального района Пермского края.

Пользуясь своим доминирующим положением ПКГУП «Автовокзал» отказало ИП Костареву И.В. в заключении договора на оказание услуг автовокзалов, при этом имея возможность заключения такого договора и не имея каких-либо законных оснований для отказа от заключения договора.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 138-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом ПКГУП «Автовокзал» отказав ИП Костареву в заключении договора на оказание услуг автовокзалов нарушило п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать положение ПКГУП «Автовокзал» в 2011 году доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми и Нытвенского муниципального района  Пермского края, в силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (на момент совершения антимонопольного нарушения).

2.         Признать действия ПКГУП «Автовокзал» по отказу от заключения договора на оказание услуг автовокзалов с ИП Костаревым И.В. нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.         В связи с тем, что ПКГУП «Автовокзал» в настоящее время не осуществляет деятельность по оказанию услуг автовокзалов, и допущенное им нарушение не может быть устранено, а также нарушенные права ИП Костарева И.В. не могут быть восстановлены действиями ПКГУП «Автовокзал» предписание об устранении антимонопольного нарушения не выдавать. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 212-12-А

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2012 года.

В полном объеме Решение изготовлено 27 июня 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) рассмотрев дело № 212-12-А в отношении ПКГУП «Автовокзал» (614016, г.Пермь, ул.Механошина, 29), ООО «АВ-Юг» (614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), по признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». в части не обоснованного отказа в заключении договора с ИП Костаревым И.В.,

УСТАНОВИЛА:

 

Пермским УФАС России 25 августа 2011 года получено обращение (вх.№18337-11 от 26.12.2011г.) индивидуального предпринимателя Костарева Игоря Валентиновича с жалобой на действия Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» (ул. Механошина, 29, г.Пермь, 614016) выразившееся в необоснованном отказе в заключении договора с ИП Костаревым И.В.

Заслушав объяснения сторон и рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее:

Между ПКГУП «Автовокзал» (далее также Предприятие, Ответчик) ИП Костаревым был заключен договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04. С 17 марта 2011 года указанный договор был расторгнут ПКГУП «Автовокзал» в одностороннем порядке.

В дальнейшем ИП Костарев обращался 29 июня 2011года (№3094 – вх. номер ПКГУП «Автовокзал»), 10 августа 2011 года (№3575 – вх. номер ПКГУП «Автовокзал») к руководству ПКГУП «Автовокзал» с просьбой заключить договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Однако ПКГУП «Автовокзал» просьбу ИП Костарева И.В. о заключении договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах оставило без внимания.

ИП Костарев И.В. вынужден был обратиться в Пермское УФАС России (вх. 12148-11 от 25.08.2011) с жалобой на действия ПКГУП «Автовокзал» выразившееся в необоснованном отказе в заключении договора с ИП Костаревым И.В.

На запрос Пермского УФАС России (исх. №8677-11 от 31.08.2011) ПКГУП «Автовокзал» пояснило, что договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04 заключенный с ИП Костаревым И.В. был расторгнут ПКГУП «Автовокзал» в одностороннем порядке вследствие нарушения ИП Костаревым И.В. п.5.2. указанного договора, выразившемся в допущении срывов подачи автотранспорта согласно расписания на маршруте Пермь-Нытва (Нытва-Пермь).

22 сентября 2011 года ПКГУП «Автовокзал» (исх.№1101 ПКГУП «Автовокзал») направило ИП Костареву И.В. письмо, где ссылаясь на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2011г. (№ А50-5013/2011), снова отказало ИП Костареву И.В. в заключении договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах.

В сентябре 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрело ходатайства представленные группой лиц ООО «Автовокзалы Прикамья» в составе: ООО «АВ-Север» (ИНН 5904183981; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), ООО «АВ-Запад» (ИНН 5904001080; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2), ООО «АВ-Юг» (ИНН 5906051356; 614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2) и ходатайства представленные группой лиц Силина Юрия Владимировича в составе: ООО «Альянс» (ИНН 5905285739; 614022, г.Пермь, ул.Карпинского, 57-40), ООО «Пегас» (ИНН 5905285680; 614022, г.Пермь, ул.Карпинского, 57-40) о приобретении в пользование части государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 28, ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» указанные ходатайства были удовлетворены.

Таким образом, часть имущества, принадлежащая на праве хозяйственного ведения ПКГУП «Автовокзал», передана в аренду вышеуказанным хозяйствующим субъектам, для осуществления деятельности Автовокзалов (автостанций, кассовых пунктов).

Согласно сведениям, представленным ПКГУП «Автовокзал» (вх. №15160-11 от 21.10.2011) на объектах недвижимого имущества, не переданных в аренду или иное возмездное пользование, на платной основе Предприятие оказывает услуги автовокзала, в том числе осуществляет продажу билетов на автобусные маршруты, оказывает услуги перевозчикам и пассажирам, осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов. Кроме того, согласование (утверждение) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми, а также с объектов, переданных ПКГУП «Автовокзал» в аренду осуществляется ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с проведенными сделками по передаче недвижимого имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал», автостанция, расположенная в г.Нытва, передана в аренду ООО «АВ-Юг» (614064, г.Пермь, ул.Ижевская, 2).

Продажа билетов с Пермского Автовокзала, согласно агентскому договору с ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «Альянс», ООО «Пегас», осуществляется ООО «АВ-Реал».

В целях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, ИП Костареву И.В. необходимо было заключить соответствующие договоры:

1)         с ООО «АВ-Реал» - лицом, которое осуществляет продажу билетов на Пермском Автовокзале на все автобусные маршруты по агентскому договору с ООО «АВ-Север», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «Альянс», ООО «Пегас»;

2)         с ООО «АВ-Юг» - лицом, которое предоставляет услуги автовокзалов (автостанций) на территории Нытвенского района Пермского края;

3)         с ПКГУП «Автовокзал» - лицом, которое осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов, согласовывает (утверждает) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми.

Следуя рекомендациям Пермского УФАС России, ИП Костаревым И.В. 04 октября 2011 года направлена оферта в адрес ООО «АВ-Юг». Однако от имени ООО «АВ-Юг» исполняющий обязанности директора УК ООО «Автовокзалы Прикамья» С.В. Иванова предложила ИП Костареву И.В. предварительно согласовать (утвердить) с ПКГУП «Автовокзал» расписание по маршруту Нытва-Пермь. Тем самым оферта ИП Костарева И.В. была отклонена ООО «АВ-Юг».

9 декабря 2011 года ПКГУП «Автовокзал» направило в адрес ИП Костарева И.В. сообщение о том, что между ПКГУП «Автовокзал» и ИП Костаревым И.В. договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах не заключен.

02.02.2012 ООО «АВ-Юг» и ПКГУП «Автовокзал» Пермским УФАС России в соответствии со ст.39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки  нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В ответ на выданное предупреждение Предприятие указало что не имеет возможности осуществлять услуги автовокзалов в связи с передачей недвижимого имущества в аренду другим хозяйствующим субъектам.

В рамках рассмотрения дела №063-12-А (возбужденного по признакам п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, в части отказа от заключения договора с ООО «КВАНТА» на оказание услуг автовокзалов) ПКГУП «Автовокзал» представлен договор от 28.12.2011 с ООО «АВ-Транс», согласно которому ПКГУП «Автовокзал» сдает в аренду ООО «АВ-Транс» недвижимое имущество, находящееся на территории автовокзала города Перми для оказания диспетчерских услуг.

Таким образом, с 01.01.2012 в целях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, ИП Костареву И.В. необходимо также заключить договор с ООО «АВ-Транс» - лицом, которое осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов.

28.02.2012 в адрес Пермского УФАС России поступило письмо ПКГУП «Автовокзал» (вх.№2355-12), в котором сообщается, что в связи с передачей имущества в аренду, ПКГУП «Автовокзал» не имеет возможности заключить договор с ИП Костаревым И.В.

 

Комиссией рассмотрены доводы ПКГУП «Автовокзал» и подтверждающие их документы и информация, однако данные доводы Комиссией не принимаются и признаются необоснованными на основании следующего.

 

1.         Прекращение ПКГУП «Автовокзал» договора с ИП Костаревым И.В. на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах от 22.05.2009 № 167/04 по решению суда за неисполнение условий договора не дает достаточных оснований отказывать ПКГУП «Автовокзал» ИП Костареву И.В. в заключении нового договора.

2.         Передача части государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ПКГУП «Автовокзал» в аренду другим хозяйствующим субъектам, не указывает на невозможность заключать договор с ИП Костаревым И.В. в силу следующего.

В соответствии с результатами проведенных 12.07.2011 года аукционов ПКГУП «Автовокзал» передало ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Север», ООО «Пегас» и ООО «Альянс» в аренду часть недвижимого имущества, находящегося на территории автовокзала города Перми, а именно кассовые пункты. Остальная часть недвижимого имущества автовокзала города Перми осталась во владении и пользовании ПКГУП «Автовоказл».

При этом, государственная регистрация указанных договоров аренды ПКГУП «Автовокзал», и соответственно перехода прав владения и пользования недвижимым имуществом состоялась 15 декабря 2011 года.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.131, ст.443) договор в отношении недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, и такой договор считается заключенным только с момента его регистрации.

 

Кроме того, как отмечено ранее, согласно сведениям, представленным ПКГУП «Автовокзал» (вх. №15160-11 от 21.10.2011) Предприятие на объектах недвижимого имущества, не переданных в аренду или иное возмездное пользование, на платной основе оказывает услуги автовокзала, в том числе осуществляет продажу билетов на автобусные маршруты, оказывает услуги перевозчикам и пассажирам, осуществляет диспетчерское руководство движением автобусов. Кроме того, согласование (утверждение) расписания пассажирских перевозок для каждого из перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров с автовокзала в городе Перми, а также с объектов, переданных ПКГУП «Автовокзал» в аренду, осуществляется ПКГУП «Автовокзал».

В соответствии с результатами проведенного 30.11.2011 аукциона, а также согласно договору от 28.12.2011 между ПКГУП «Автовокзал» и ООО «АВ-Транс», ПКГУП «Автовокзал» сдает в аренду ООО «АВ-Транс» недвижимое имущество, находящееся на территории автовокзала города Перми для оказания диспетчерских услуг.

Следовательно, на момент обращения ИП Костарева И.В. (29.06.2011 и 10.08.2011) с просьбой заключения с ним договора на оказание услуг автовокзала ПКГУП «Автовокзал» имело возможность заключения договора с ИП Костаревым И.В. как на станции Пермского автовокзала, так и на станции автовокзала в г. Нытва.

Данный вывод также подтверждается теми фактами, что ПКГУП «Автовокзал» продолжало осуществлять договорные отношения с перевозчиками, с которыми договор на организацию и осуществление пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах был заключен ранее, вплоть  до конца 2011 года.

Таким образом, ПКГУП «Автовокзал», в период с 29 июня 2011 года по декабрь 2011 года не имея достаточных законных оснований отказывало ИП Костареву И.В. в заключении договора на оказание услуг автовокзалов.

В соответствии с приказами Пермского УФАС России №65-п от 23.12.2008 и №478-п от 23.12.2008 ПКГУП «Автовокзал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. На момент обращения ИП Костарева И.В. с просьбой заключить с ним договор на оказание услуг автовокзала (до проведения аукционов и заключения по их результатам договоров аренды недвижимого имущества) доля ПКГУП «Автовокзал» на рынке оказания услуг автовокзалов составляет более 65%, в том числе на территории автовокзала г. Перми и автовокзала г. Нытвы.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, на момент отказа ПКГУП «Автовокзал» (29.06.2011, 10.08.2011) на обращение ИП Костарева И.В. с просьбой заключить с ним договор на оказание услуг автовокзала ПКГУП «Автовокзал» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (ОКВЭД 63.2) в границах, в том числе г. Перми и Нытвенского муниципального района Пермского края.

Пользуясь своим доминирующим положением ПКГУП «Автовокзал» отказало ИП Костареву И.В. в заключении договора на оказание услуг автовокзалов, при этом имея возможность заключения такого договора и не имея каких-либо законных оснований для отказа от заключения договора.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 138-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом ПКГУП «Автовокзал» отказав ИП Костареву в заключении договора на оказание услуг автовокзалов нарушило п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать положение ПКГУП «Автовокзал» в 2011 году доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми и Нытвенского муниципального района  Пермского края, в силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (на момент совершения антимонопольного нарушения).

2.         Признать действия ПКГУП «Автовокзал» по отказу от заключения договора на оказание услуг автовокзалов с ИП Костаревым И.В. нарушением п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.         В связи с тем, что ПКГУП «Автовокзал» в настоящее время не осуществляет деятельность по оказанию услуг автовокзалов, и допущенное им нарушение не может быть устранено, а также нарушенные права ИП Костарева И.В. не могут быть восстановлены действиями ПКГУП «Автовокзал» предписание об устранении антимонопольного нарушения не выдавать. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 212-12-А [format] => [safe_value] => 212-12-А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-27 09:14:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-27 09:14:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354266895 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пермское УФАС России )