Восточный гость

Правительство Пермского края рассчитывает, что у «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» появится конкурент, способный построить в регионе сеть АЗС. Повод для таких надежд дала сделка по покупке «Татнефтью» права на разработку Тукачевского месторождения в Пермском крае. Об этой сделке сообщила газета «Ведомости». По данным издания, «Татнефть» приобрела право на разработку месторождения у «Меллянефти», незадолго до этого переоформившей лицензию на его разработку на «дочку» ООО «Сиаль». По оценкам аналитика «Тройки диалог» Валерия Нестерова, сумма сделки составила не менее чем 100 млн рублей. Источник издания в «Меллянефти» рассказал, что сделка проведена в погашение двух займов (в сумме – 143 млн рублей) компании перед «Татнефтью».
В пресс-службе «Татнефти» пока отказались от официальных комментариев по поводу дальнейших планов и возможности строительства АЗС и продажи продуктов нефтепереработки на территории края. «О сделке рассказала «Меллянефть», а у нас пока нет никакой официальной информации по этому поводу», – заявили корреспонденту «bc» в пресс-службе компании.
Но, по словам и. о. министра промышленности, инноваций и науки Пермского края Дмитрия Дробинина, первоначальные планы компании касаются разработки Тукачевского месторождения, но в будущем возможны организация переработки нефти и строительство АЗС на территории края. В конце мая состоится рабочая встреча регионального правительства с представителями «Татнефти». Предполагается, что тогда и появится более подробная информация о ее планах относительно Пермского края. Пока оценить, насколько серьезную конкуренцию компания сможет составить ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», занимающему монопольное положение на региональном рынке, Дмитрий Дробинин затруднился. На сегодняшний день цены на бензин на АЗС ОАО «Татнефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» практически не отличаются. По данным сайта компании из Татарстана, АИ-95 в Казани стоит 23,5 рубля за литр. На аналогичную продукцию в Перми «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» установил цену 23,4 рубля.
Появления конкурентов ЛУКОЙЛа предвкушают не только в правительстве, но и в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.
Дмитрий Махонин, руководитель краевого управления ФАС:
– Конечно, хорошо, что появляются крупные игроки, которые занимаются разработкой месторождений и добычей нефти на территории края. Но значительно важнее появление другого завода, занимающегося переработкой нефти, или хотя бы появление АЗС других нефтяных компаний, самостоятельных как финасово, так и в установлении цены. Это ведет к снижению цены в результате конкуренции, а не из-за давления антимонопльного органа или экономической ситуации.
В службе по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» комментировать возможные последствия появления конкурентов отказались, сославшись на отсутствие официальной информации. «Ради Бога, пусть составляют нам конкуренцию. Мы уже конкурируем на территории РФ и, ничего, уживаемся, всем работы хватает», – заявил генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Пермь» Александр Лейфрид. Но, по мнению экспертов, записывать «Татнефть» в конкуренты ЛУКОЙЛа преждевременно. Компания еще не подтвердила, что займется строительством АЗС в Пермском крае, и не озвучила официально, сколько заправочных станций рассчитывает построить. Но построить столько АЗС, чтобы их оказалось достаточно для конкуренции с пермским монополистом, будет проблематично. Так, топ-менеджеры «ЛУКОЙЛ–Пермнефтепродукт» неоднократно заявляли о том, что получить землю под строительство автозаправочной станции очень сложно.
Александр Лейфрид не исключает, что компания из Татарстана не единственная, кого может заинтересовать разработка нефтяных месторождений в крае. По его словам, в Прикамье большой фонд скважин, которые не представляют особого интереса для ЛУКОЙЛа, но в перспективе способены привлечь малый и средний бизнес.
В «Татнефти» Александр Лейфрид склонен скорее видеть потенциального партнера, нежели конкурента: «Мы постоянно сотрудничаем по вопросам технологии добычи нефти и газа, повышения нефтеотдачи пластов и новых технологий».
Один из источников «bc» в компании не исключил вариант, что процесс подготовки нефти для перегона на перерабатывающие заводы «Татнефти» будет осуществляться на предприятиях, входящих в структуры ЛУКОЙЛа.