Депутаты тоже ответят за «автономки»

Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы России по Пермскому краю возбудило серию дел в отношении «дорожных» автономных учреждений. Помимо правительства Пермского края, краевого дорожного агентства и АУ «Управление автомобильных дорог», антимонопольщики намерены призвать к ответу Законодательное собрание Пермского края.

Как сообщил «Новому компаньону» руководитель теруправления ФАС по Пермскому краю Дмитрий Махонин, на днях состоялось очередное слушание по делу о нарушении ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции» в отношении автономного учреждения «Управление автомобильных дорог», краевого дорожного агентства и правительства Пермского края.

Заявителем по делу, по словам Дмитрия Махонина, выступила прокуратура Пермского края, по мнению которой автономные учреждения обязаны в своей деятельности руководствоваться нормами федерального закона №94.

«Те конкурсы, которые проводятся сейчас Управлением автомобильных дорог, противоречат требованиям федерального закона, — пояснил Махонин позицию прокуратуры. — Надзорный орган просил провести проверку по данному факту и вынести соответствующее решение».

Заместитель прокурора Пермского края Владимир Черкасов обосновал требования к деятельности автономных учреждений следующим образом: «Деятельность автономных учреждений регламентируется законом о некоммерческих организациях, федеральным законом №94 и нормами Бюджетного кодекса РФ. В них есть нестыковки. Законодательное собрание Пермского края дало поручение правительству региона разработать регламент деятельности автономных учреждений. Правительство Пермского края соответствующее постановление подготовило и приняло, но оно, на взгляд прокуратуры, не соответствует нормам федерального закона».

На своей недавней пресс-конференции Черкасов также заявил, что «сложившаяся правовая неопределенность дает возможность выкачивать огромные деньги из бюджета, минуя торги»: «Примером тому служит и «Бюро городских проектов», и ряд дорожных вопросов. Именно эту законодательную коллизию прокуратура Пермского края и пытается разрешить».

Претензии ФАС к «автономкам» лежат в несколько иной плоскости. По мнению антимонопольщиков, автономное учреждение не должно руководствоваться требованием федерального закона №94.

«Представители правительства настаивают на том, что они оказывают услугу по строительству дорог. Мы же считаем, что это обязанность органов государственной власти — обеспечивать дорожную инфраструктуру, и автономное учреждение, скорее, выступает здесь как заказчик: проводит конкурсы, заключает контракты и прочее, — пояснил позицию ФАС Дмитрий Махонин. — Кому нужна эта функция? Сколько километров дорог они построили силами своего персонала? Нисколько. Автономные учреждения — это просто искусственная надстройка, чтобы уйти от норм и положений закона №94».

Противоречия Махонин видит и в полномочиях «автономок». По уставу автономные учреждения выполняют функции и полномочия органов государственной власти (контроль, надзор, согласование, размещение придорожной рекламы и т. д.), по другим документам — осуществляют предпринимательскую деятельность как некоммерческие организации, то есть являются хозяйствующим субъектом. Но в соответствии с ч. 3 ст.15 федерального закона «О защите конкуренции» нельзя совмещать полномочия органов государственной власти с полномочиями хозяйствующего субъекта. Это нарушает принципы конкуренции.

В этой связи в Сочи недавно было рассмотрено прецедентное дело, рассказал Махонин. Мэрия передала муниципальному предприятию полномочия по предоставлению земельных участков в аренду, согласованию разрешительных документов, подготовке нормативно-правовых актов и пр. Высший арбитражный суд РФ постановил, что данный хозяйствующий субъект выполняет функции органов государственной власти, а это делать запрещено.

В ГАУ «Управление автомобильных дорог» принципиально не согласны с претензиями антимонопольного и надзорного ведомств.

«ФАС и прокуратура говорят, что автономные учреждения созданы для того, чтобы обойти закон №94. Но тогда пускай привлекают вместе с Законодательным собранием края и президента России, и Минэкономразвития РФ как разработчика этого закона», — предложила начальник юридического отдела УАД Ирина Подлузская. Она утверждает, что автономные учреждения более эффективны, нежели ранее существовавшие бюджетные учреждения.

«После смены статуса подрядчики нас стали бояться, потому что мы можем расторгнуть контракт без процедур, предусмотренных законом №94, можем предъявить штрафные санкции, — пояснила Подлузская. — Раньше мы не имели возможности привлекать кредитный ресурс. Теперь у нас есть предложения от ряда инвесторов, которые могут построить в рассрочку дороги за свои собственные деньги. Раньше, если нам бюджет не выделял денег, мы и построить ничего не могли. Сейчас мы на коммерческой основе можем оказывать услуги по техническому надзору, по проведению лабораторных испытаний дорог, делать анализ смет и пр. Прежде такого стимула не было. Сколько бы ты ни работал, деньги все уйдут в бюджет. А это не позволяет заинтересовать и привлечь к работе квалифицированные кадры».

Начальник юридического отдела УАД считает, что антимонопольный орган «просто опасается, что в случае перехода всех в автономные учреждения он уже не сможет выполнять свои функции по контролю госзакупок».

В слушаниях по делу в отношении дорожных «автономок» Пермского края объявлен перерыв до 30 марта, поскольку антимонопольное ведомство приняло решение привлечь в качестве ответчика также Законодательное собрание. Представительный орган, по словам Дмитрия Махонина, будет обвиняться в нарушении федерального закона «О защите конкуренции».

«Представители правительства Пермского края и краевого дорожного агентства говорят, что Законодательное собрание выделило автономным учреждениям в рамках субсидий несколько миллиардов рублей, — рассказал Махонин «Новому компаньону». — Согласно Бюджетному кодексу РФ, эти субсидии могут быть потрачены автономным учреждением как ему вздумается. Уважаемые законодатели изначально предполагали, что автономные учреждения будут выполнять функции заказчика, а не непосредственно выполнять строительство дорог. Считаем, что они тоже за это должны ответить».

Руководитель государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания Пермского края Оксана Ходорова сообщила «Новому компаньону», что пока документы из ФАС в краевой парламент не поступали. «Но вообще это интересная ситуация, потому что как раз на рабочей группе по бюджету депутаты настаивали, чтобы включить в закон о бюджете норму, чтобы автономные учреждения работали в рамках закона №94. И как раз правительство нас убеждало в обратном», — напомнила Ходорова.

Екатерина ГВОЗДЕВА