Торговцы перезагружают матрицы

С 1 февраля, после многомесячного обсуждения, вступил в действие федеральный закон «О торговле», принятый Госдумой в декабре 2009 года. Ритейлеры считают, что новые «правила игры» на розничном рынке потребуют от многих торговых компаний не только существенной организационной перенастройки, но и коррекции финансовых потоков. Более того, участники рынка уверены, что законодательные новшества, которые обосновывались защитой интересов поставщиков, обернутся проблемами для их лоббистов.

Отныне продуктовым сетям запрещено расширяться на рынке любого регионального образования, где они имеют долю больше 25%. Размер бонусов, которые сетевой ритейлер может получить от поставщика за объем проданных товаров, ограничен 10% от суммы договора. Срок, в течение которого сеть должна с ним расплатиться, существенно сокращен. Эффект от этих нововведений неоднозначен, прогнозируют участники рынка.

Как пояснила «Новому компаньону» директор ООО УК «ЭКС» Елена Жданова, на практике бонусы, к примеру, были, в том числе, мерой, которая позволяла поставщику выиграть в тендере, предлагая интересную для обеих сторон цену, одновременно обеспечив необходимый для него объем поставок в сеть: «Не могу сказать, что это была плохая мера. Нормальные условия обоюдовыгодного контракта в рыночных условиях».

По словам Ждановой, в розничной сети «Семья» бонусы по основным крупным договорам не превышают установленные новым законодательством. Ограничения коснутся лишь части партнеров, поставляющих в основном непродовольственные и другие товары, не относящиеся к категории повседневного спроса, а также продукцию, которая лишь начинает продвигаться на рынок.

Елена Жданова, директор ООО УК «ЭКС»:

— На этапе заключения контракта на поставку продукции поставщик получал от сети обязательства по объему реализации на период, а также розничная сеть гарантировала оплату поставок товара в определенные контрактом сроки. Если поставщик выходил на оговоренный размер поставок, а сеть при этом выполняла обязательства по закупу товара в согласованном объеме и оплачивала товар в договорные сроки, то поставщик выплачивал бонус. Логично предположить, что при достижении планового объема для поставщика бонус окупается. Сейчас все может измениться. Ритейлер, скорее всего, будет выбирать для себя те товары, в реализации которых он не сомневается. Разумеется, выгоднее и спокойнее работать с хорошо знакомым покупателю ассортиментом, это позволяет минимизировать риски потерь и порчи товара.

За внедрение на розничный рынок нового товара — с финансовой точки зрения — раньше отвечал в основном поставщик или производитель. Ритейлер выступал в роли активного провайдера новинок. Возможно, что в новых условиях ритейлеры будут с меньшим энтузиазмом внедрять новинки в ассортиментные матрицы.

Можно также предположить, что матрицы как таковые будут подвергнуты сокращению по количеству позиций и разновидностей товарной продукции.

Еще один пункт закона, который сулит проблемы продавцам, — ограничение сроков оплаты поставок. В частности, крупные сети чаще всего придерживались графика, в котором значились сроки от 60 до 90 дней. Сейчас 45 дней — это предел. Соответственно, у компаний возникает проблема достаточности денежных ресурсов, поскольку предстоит перестраивать денежные потоки.

Елена Жданова:

— Крупные сети, скорее всего, смогут использовать кредиты. Для более мелких сетей это может спровоцировать определенные трудности, им будет нелегко найти достаточный денежный ресурс.

Владелец другой пермской торговой сети Константин Окунев уверяет, что для среднестатистического ритейлера, небольшого по формату, введение закона ничем не грозит.

Константин Окунев, председатель совета директоров Группы компаний «Добрыня»:

— Наша сеть ни на одной из территорий не имеет долю более 25%, у нас нет злоупотреблений в бонусной политике. Практически нет договоров со сроком оплаты более 45 дней, в среднем этот период занимает даже меньше месяца. Так что мы точно попадаем под параметры нового закона, и нам не придется к нему приспосабливаться.

Еще один камень преткновения связан с возможным ограничением цены на определенные категории «социально значимых» товаров. Разработчики документа не приняли во внимание тот факт, что цены растут не только по инициативе розничных сетей.

Елена Жданова:

— Если поставщики будут резко поднимать цену, а государство в рознице эту цену ограничивать, сети могут просто отказаться от закупа такого товара. При подготовке закона, несмотря на множество обращений, не приняли во внимание то, что розничная торговля — это бизнес, который не будет работать себе в убыток. В подобной ситуации скорее произойдет сокращение продуктовой матрицы, а не ее расширение.

Представители крупных сетей федерального масштаба сдержанны в комментариях. Так, в пресс-службе Группы компаний «Седьмой континент» подчеркнули, что с выходом закона он требует уже не обсуждения, а строгого выполнения.

И. о. директора Уральского филиала X5 Retail Group (представлена в Перми торговой сетью «Пятерочка») Андрей Абрамов уверен, что вывод о том, насколько хорош или плох закон, можно будет сделать только после его «обкатки».

Андрей Абрамов, и. о. директора Уральского филиала X5 Retail Group:

— Оценить эффект от действия этого закона пока сложно. Единственно, что можно констатировать, — введены единые правила. Теперь все поставщики и сети уравнены в своих правах: сроки расчетов, к примеру, для всех одинаковы. Не исключаю, что в стремлении к совершенству закон со временем будет дорабатываться различными поправками.

В X5 Retail Group подчеркивают, что в торговой сети «Пятерочка» давно используются отрицательные наценки на социально значимые товары первой необходимости, а сроки расчетов с поставщиками сопоставимы или меньше установленных нормативом.

Андрей Абрамов:

— Для нас принципиально ничего не меняется, вот только бумажной работы прибавилось. Однако я сомневаюсь, что этот закон способен решить проблему взаимодействия поставщиков и ритейлеров. Проблемы решаются на переговорах между непосредственными участниками процесса. Просто сейчас у сторон появились объективные аргументы, не считаться с которыми невозможно.

Значительно меньше у торговцев оптимизма при оценке пункта закона, ограничивающего присутствие компаний на рынке, поскольку сегодня никто не может сказать, от какой базы и каким именно образом будет рассчитываться доля ритейлера.

На днях Федеральная антимонопольная служба опубликовала на своем сайте методику, разработанную в соответствии с законом «О торговле». В ней устанавливается порядок расчета долей сетей в границах субъекта Федерации. По замыслу ФАС, это должно происходить на основании таких показателей, как общий объем (в денежном выражении) розничной торговли продовольственными товарами в субъекте РФ, который формируется территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, и объема продовольственных товаров, реализованных (в денежном выражении) ритейлером в торговой сети.

Участники рынка сомневаются, что эта антимонопольная статья заработает в нынешнем году, по нескольким причинам. Во-первых, не существует методики расчета объема реализации в границах муниципального района и городского округа. Более того, сами границы невнятны. Во-вторых, данные, предлагаемые в качестве критерия, являются на рынке торговли одними из самых закрытых. Даже сами ритейлеры признаются, что могут рассчитать свою рыночную долю исключительно условно, не столько на основании фактических данных, сколько на уровне интуитивных ощущений. А статистика, на которую предложено опираться, по словам Константина Окунева, «барышня капризная, кто ее заказывает, тот и «танцует». Более того, как признаются сами авторы методики, создание статистической системы для такой оценки может занять не один год.

Руководитель Территориального управления ФАС по Пермскому краю Дмитрий Махонин сообщил «Новому компаньону», что не получал никаких письменных рекомендаций на этот счет, более того, он не видел даже проекта методики расчета. Так что пока рассуждать о реализации этого пункта закона «О торговле», по его мнению, преждевременно.

Елена Жданова:

— Этот пункт в любом случае станет ограничением для крупных розничных сетей. Изменится ли от этого качественно рынок для потребителя, сложно сказать.

На практике крупные розничные сети способны предоставить покупателю более качественный сервис, стабильно хорошее качество товара и приятные цены, так как ритейлеры по определению находятся под пристальным контролем множества проверяющих инстанций, имеют механизмы минимизации стоимости управления и закупочных цен. Они дорожат своей репутацией, в конце концов.

Мелкая розница пока не является достойной альтернативой. Хотя — пофантазируем — возможно, это решение как раз и подтолкнет «малышей» к развитию и предоставлению уникального качественного продукта в формате продовольственных лавочек, которые мы привыкли видеть, скажем, в Европе.

 Татьяна Власенко