Монопольная антизависимость

В минувший четверг состоялась пресс-конференция Руководителя Пермского Управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрия Махонина. Журналистам были озвучены новые изменения в Закон «О защите конкуренции», Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ. Изменения федерального законодательства направлены на совершенствование антимонопольного законодательства и приняты с целью способствования развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Законы уже одобрены парламентом, подписаны Президентом РФ и прошли процедуру официального опубликования.
Второй антимонопольный пакет включает в себя четыре нормативно-правовых акта, вносящих существенные коррективы в законодательство.
Прежде всего, необходимо отметить изменения в Закон «О защите конкуренции». Закон кардинально изменился в части понятия монопольного положения на рынке, отменен существовавший ранее ограничительный барьер доли на рынке. ФАС теперь вправе признать хозяйствующий субъект доминирующим на рынке, даже если он не занимает 35% доли на рынке товаров или услуг. «Если он фактически своими действиями может оказывать решающее значение на товарооборот на этом рынке, следовательно, он будет являться доминантом. То есть никаких барьеров сейчас больше нет», — отметил Дмитрий Махонин.
Также претерпели изменения понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены. С учетом новых изменений ФАСу будет проще доказать факт завышенной или заниженной по сравнению с рыночной цены, поскольку сейчас не требуется производить анализ сопоставимого рынка и доказывать необоснованное завышение цены по отношению к затратам на производство и реализацию, нужно лишь доказать, что цена превышает затраты хозяйствующего субъекта на то, чтобы этот товар произвести и продать. Одним из признаков монопольной цены является повышение ранее установленной цены в отсутствие изменения каких-либо факторов. Такими факторами могут быть: увеличение налогов, рост пошлин, изменение цен на ресурсы субъектов естественных монополий. Если в отсутствии таких факторов цена растет, значит это признак монопольно высокой цены. И наоборот, если налоги и пошлины уменьшаются, а цена продолжает расти, это тоже признак монопольно высокой цены.
Другое новшество — уточнение положения статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов. Таким образом, распространенная ранее практика соглашений между продавцами и покупателями в торговых сетях, когда некоторым субъектам предоставлялись преференции, выплачивались бонусы, становится неправомерной. Нормы закона теперь четко устанавливают запрет на подобного рода соглашения.
Изменилось антимонопольное законодательство и в части предоставления государственной помощи. Термин в законе теперь звучит иначе — государственные преференции. Под этим подразумевается предоставление преимущества тому или иному хозяйствующему субъекту, которое согласуется с Федеральной антимонопольной службой. Помощь от государства можно получить, например, в виде скидки по аренде, льготного получения информации и т.д. Закон расширил перечень целей, для которых возможно предоставление таких преференций. К таким целям относятся развитие культуры, спорта, образования и т.д. Ранее этого в законе не было, в связи с этим были большие сложности с согласованием передачи в безвозмездное пользование помещения либо предоставления скидки по аренде образовательным или спортивным учреждениям. Сейчас закон это решает.
Закон расширил права ФАС по выдаче предписаний. Теперь антимонопольные органы вооружены более разнообразным перечнем предписаний. В частности, ФАС вправе предписать хозяйствующему субъекту реализовать часть продукции на товарных биржах, но, учитывая то, что создание товарных бирж пока не завершено, норма только ожидает своего применения.
Из нововведений можно отметить и повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля за экономической концентрацией. Новый закон предусматривает предварительное согласование сделок в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд руб. (в настоящее время — 3 млрд руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд руб. (в настоящее время — 6 млрд руб.). Это приведет к тому, что из-под контроля ФАС РФ уйдут сделки среднего и мелкого бизнеса, под контролем останутся только те сделки, которые действительно оказывают влияние на рыночную ситуацию.
В законе также появился срок давности за привлечение к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства — 3 года. Ранее такая норма отсутствовала.
Торги в сфере недропользования, лесопользования, пользования водными объектами теперь тоже будут контролироваться антимонопольным ведомством.
Значительные изменения претерпела ст. 17.1. Закона «О размещении заказов», которая предусматривает обязанность органов местного самоуправления и органов государственной власти передавать имущество на основании торгов. Значительно увеличился перечень льготных условий по передаче имущества без торгов. Теперь сюда попадают субъекты малого предпринимательства, которые ранее арендовали имущество, некоммерческие организации, которые не осуществляют коммерческой деятельности и могут арендовать это имущество и др.
Второй и наиболее ожидаемый блок изменений — это изменения Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кодекс ввел новое наказание, а именно — дисквалификацию государственных и муниципальных служащих за нарушения антимонопольного законодательства. Закон позволяет дисквалифицировать чиновника любого уровня за неоднократные нарушения антимонопольного законодательства на срок до 3 лет. Кроме того, появилась и сама ответственность в виде административных штрафов чиновников за нарушения антимонопольного законодательства (до 50 000 рублей за каждое правонарушение). Также появилась ответственность за совершение согласованных действий между органом государственной власти и субъектом на рынке.
Значительно изменилась ответственность за нарушения в сфере государственных закупок. Ранее правоприменительная практика не варьировала размер ответственности от суммы размещенного заказа. Сейчас ответственность напрямую будет зависеть от суммы заказа, размер ее — 1% от суммы заказа (не менее 3000 рублей и не более 50000 рублей).
В кодексе введено понятие ответственности должностного лица. Под должностным лицом понимается не только государственный или муниципальный служащий, но и лицо органа управления юридического лица (генеральный директор, например). Последствия для таких нарушителей достаточно серьезные: если такое лицо два раза допустило нарушение законодательства в течение трех лет, то статья 178 Уголовного кодекса РФ позволяет привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа, а также лишения свободы на срок до 7 лет.
Интересное для Российского законодательства новшество — освобождение от административной ответственности за согласованные действия на рынке. Это возможно в случае, если лицо созналось в том, что оно вступило в соглашение о согласованных действиях, объявило о своем выходе из соглашения и своими дальнейшими действиями подтверждает это, а также устранило все негативные последствия, которые возникли вследствие такого соглашения.
Подводя итог, руководитель Пермского УФАС отметил, что законодательство в настоящее время имеет тенденцию к ужесточению в плане введения новых мер ответственности, еще более детальной проработки квалификации нарушений и возложил большие надежды на положительную правоприменительную практику новых изменений антимонопольного законодательства.
Кроме того, Дмитрий Махонин заметил, что новый закон позволит специалистам управления заняться новыми направлениями. «Очень хочется, прямо уже руки чешутся, заняться сговором на аукционах. Когда мы видим, что допущено бывает до двадцати юридических лиц, а на аукцион является один! И при этом, чтобы быть допущенным на аукцион, каждый участник размещения заказа платит обеспечение заявки, извлекает из оборота денежные средства и почему-то не является! Очень интересно заняться этими делами, доказать сговор на данных рынках и привлечь к ответственности данных лиц, чтоб не повадно было!» — отметил Дмитрий Махонин.

Любовь СКОРОБОГАТОВА