ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ РАБОТЫ ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ЗА РЕКЛАМОЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПЕРМСКОГО УФАС РОССИИ

На площадке управления федеральной антимонопольной службы состоялся брифинг по итогу работы отдела контроля за рекламой недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России за три квартала 2019 года. Спикером выступила начальник отдела контроля за рекламой недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России Мария Герасимова, которая, в частности, рассказала о результатах рассмотрения дела о провокационной рекламе мужского клуба в лифтах жилых домов и административных зданий. По экспертному заключению реклама признана недопустимой, так как вызывает у взрослого населения ассоциации сексуального характера, а у детей вопросы, на которые не все могут ответить. Рассказывает начальник отдела контроля за рекламой недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России Мария Герасимова.

Мария Герасимова, начальник отдела контроля за рекламой недобросовестной конкуренции Пермского УФАС России:

Реклама содержит изображение девушки в черной очень открытой одежде в маске с высунутым для слизывания белой жидкости языком. Согласно части шестой статьи пятой Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных, оскорбительных образов, сравнений, выражений. Постольку, поскольку отнесение определенной информации в виде изображений носит субъективно-оценочный характер и не всегда юристы могут со своей точки зрения оценить такую информацию как потребители рекламы, то вопрос о пристойности, непристойности этой рекламы, об оскорбительном характере этой информации был вынесен на экспертный совет по законодательству о рекламе, который существует не первый год в нашем управлении. Все-таки размещение такой рекламы является неуместной в лифтах многоквартирных домов, указав на то, что для мужчин, например, которые направляются в мужской клуб, эта реклама не является непристойной и оскорбительной, то есть для целевой аудитории, на которую направлена эта реклама. Если такая реклама будет размещена, например, в помещении такого клуба либо при входе в него, то это вполне допустимо. Но постольку, поскольку в многоквартирном жилом доме проживают такие социальные категории, как дети дошкольного, младшего школьного возраста, пожилые люди, могут возникнуть определенные вопросы от детей, на которые родители не всегда, например, смогут ответить. Об этом и говорит наш эксперт, что затруднительность ответов на подобные вопросы доказывает непристойность и оскорбительность образа данной рекламы в данном конкретном месте в отношении определенной социальной категории и возраста. В силу подобных соображений данная реклама недопустима и на многолюдной улице. Другой специалист указывает, что эффект воздействия этой рекламы основан на неопределенности вербальной информации: не говорится какую именно организацию рекламируют, какую деятельность. Можно понять только, что она предназначена для мужчин. Воспринимающий должен восполнить отсутствующие детали за счет информации, содержащейся в невербальном ряду — фотография и ее содержание: это девушка в открытой одежде в маске с высунутым для слизывания белой жидкости языком. Визуальный контекст настойчиво отсылает к сексуальному взаимодействию.