ПЕРМСКОЕ УФАС РАССМОТРЕЛО ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Жалобам жителей на "Пермэнергосбыт" сегодня был посвящен целый брифинг в Пермском управлении Федеральной антимонопольной службы. О результатах рассмотрения этих жалоб поговорим прямо сейчас. В студии РБК-Пермь Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России. Александр, приветствую вас, спасибо, что заглянули. Ну, во-первых, если подвести итоги, чего касались эти жалобы, многочисленны ли они?

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Ну, жалоб - их несколько, во-первых. Пять обращений нам поступило от жителей на ситуацию с деятельностью расчетного центра компании. Компания занимается тем, что принимает платежи от населения как агент, выступая от имени ряда поставщиков коммунальных ресурсов: тепловики, вода. В принципе, за содержание жилья они принимают платежи. И жители недовольны ситуацией, что они не могут заплатить за те или иные услуги, которые по квитанции выставлены раздельно. То есть они приходят в расчетный центр, отдают частично сумму, которая там указана, то есть не полностью платят за выставленные коммунальные услуги. Но платеж, который зачисляется, он не уходит за ту услугу, за которую они хотят заплатить, а делится между всеми пропорционально.

Диктор:

То есть если я прихожу, хочу заплатить за свет, это очень простым, да, языком.

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Да.

Диктор:

Вношу определенную сумму, а она распределяется на все-все услуги, которые предоставляются.

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Да-да. По сути дела, нету выбора, хотя законодатель в правилах предоставления коммунальных услуг определил, что население может платить как за отдельную коммунальную услугу, раздельный учет, скажем так, оплаты, либо если сумма недостаточна, можно сделать пропорциональное распределение. И так, и так допустимо. Но, к сожалению, расчетный центр компании "Пермэнергосбыт", оказывая услуги по приему платежей, не допускает возможности оплатить раздельно.

Диктор:

А не было раньше обращений по этому поводу? То есть...

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Ну, да, обращений не было. И вот они буквально, там, в течение квартала образовались в количестве аж пяти штук сразу.

Диктор:

Что это сулит "Пермэнергосбыту"? То есть сейчас они в экстренном порядке должны неким образом вот это упущение нивелировать или можно и дальше таким образом действовать?

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Ну, мы выдали компании предупреждение, вот. Предупреждение как раз направлено на то, чтобы они обеспечили возможность потребителям оплатить за услугу отдельно. Так называемый раздельный учет поступающих платежей. Срок мы дали, в принципе, достаточный, по нашему мнению. Если там дополнительное какое-то время нужно, компания вправе обратиться и попросить продлить, если они будут намерены исполнить предупреждение. Первоначальный срок - это 31 января 2020 года, вот. Здесь, ну, наверно, вопрос технического характера и такого управленческого, поскольку нужно доработать программное обеспечение, которое обеспечивает учет затрат... учет платежей. На это, наверно, какое-то время потребуется. И насколько нам уже коллеги сообщают из управления, компания намерена исполнять предупреждение и поправить ситуацию с приемом платежей от населения.

Диктор:

Управляющие организации, с которыми мы перед интервью пообщались, говорили о том, что в принципе их очень даже устраивает работа с "Пермэнергосбытом", и в первую очередь потому, что каким-то образом им удается повлиять на сознание жителей, и объемы долгов - они постепенно снижаются. Вот как, на ваш взгляд, решение о том, что нужно предоставлять и тот, и тот вариант в дальнейшем может послужить?

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Ну это не говорит о том, что это будет обеспечено преимущество недобросовестным плательщикам. Платить за коммунальные услуги абсолютно необходимо. Все потребленные ресурсы - они должны быть оплачены. Деятельность "Энергосбыта" - она, ну, носит, на наш взгляд, добросовестный характер с точки зрения расчетного центра. То есть все платежи, которые они получают, они доходят до конечного поставщика коммунальной слуги. То есть жалоб в том плане, что они эти платежи как-то у себя задерживают, их нет. Поэтому управляющие компании, они, в принципе, могут выбирать любого. Если они выбрали "Пермэнергосбыт", это их право.

Диктор:

Вот, кстати, если в целом посмотреть на этот рынок, он считается конкурентным или нет? Есть какие-то основные игроки, которые всю долю рынка и забирают.

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Ну, этот рынок конкурентный. То есть он, во-первых, неестественно монопольный, как минимум. Там есть, скажем так, здоровая конкуренция, есть разная стоимость услуг по предоставлению... по биллингу, модное слово используем. Услуги расчетного центра, услуги биллинга, они предоставляются несколькими компаниями, в том числе и компании с публичным участием есть.

Диктор:

А вот если посмотреть на конкурентов, в этом отношении у "Пермэнергосбыта" вот это вот такая проблема, связанная с непредоставлением выбора, она только к "Пермэнергосбыту" относится? Или все-таки за другими компаниями такое тоже наблюдалось?

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России:

Ну, весь рынок мы не анализировали. Ну мы точно знаем, что есть есть компании, которые возможность раздельной оплаты, раздельного учета оплаты обеспечивают.

Диктор:

Хорошо. Спасибо вам большое за это обсуждение. В студии РБК-Пермь был Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС России.