БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ГОД. ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ПЕРМСКОГО УФАС

Александр Плаксин, руководитель Пермского УФАС, рассказал Business Class об итогах года, самых громких делах, ценах на бензин и коммунальных тарифах.

Автор:  Никита Диденко

Александр Владимирович, подходит к концу 2018 год, какие итоги проделанной работы управления можете подвести? Какие дела Пермского УФАС могли бы отметить?

– За прошедший год показатели контрольно-надзорной деятельности значительно повысились. Количество выявленных картелей на торгах выросло в 10 раз по сравнению с прошлым годом, также увеличилось количество административных дел. Что касается интересных дел, их в 2018 году было в избытке. Одно из самых значимых – дисквалификация Ильи Денисова, бывшего руководителя департамента дорог и транспорта администрации Перми. Это дело стало первым в российской практике случаем применения новой редакции части 2 статьи 14.9 КоАП за повторное нарушение антимонопольного законодательства. Конечно, и раньше были случаи дисквалификации чиновников по антимонопольным нарушениям за участие в картеле. Уникальность в том, что это статья предусматривает наказание в виде безальтернативной дисквалификации, без возможности выплаты штрафа, как это было раньше. Суд по делу был напряженный и долгий. За дисквалификацией Пермское УФАС обратилось осенью 2017 года, и только в августе этого года решение вступило в силу.

Второе значимое дело, которое я хотел бы выделить, касается компании «Т Плюс Новые Решения». Пермское УФАС признало «дочек» ПАО «Т Плюс» виновными в нарушении закона о защите конкуренции и вменили злоупотребление доминирующим положением всей группе лиц: ПСК, «Т-Плюс» и «Т-Плюс Новые Решения». Злоупотребление положением заключалось в том, что эти компании в 2015 году реализовали схему введения теплосетевого посредника с целью увеличения тарифа выручки группы лиц в Закамске в кировском тепловом узле ТЭЦ-14. В результате манипуляций для отдельных домов рост тарифа составил 57%. Мы признали в действиях группы лиц нарушения и выдали предписание вернуть в схему первоначальное состояние, то есть исключить деятельность посредника. Думаем, что с вероятностью 99,9% наше решение будут обжаловать. Если сможем доказать правомерность, что такая схема незаконна в принципе, то это дело может стать еще одним прецедентом для всей России.

Также я бы отметил группу дел по организации питания для нужд медицинских учреждений. По материалам ОНФ мы выявили серию картелей, а также провели свою аналитическую работу по расследованию этих дел. Все нарушители получили предписания и штрафы, которые уже оплачены.

Сформированы ли основные планы на следующий год?

– В связи с тем, что постоянно меняется законодательство, каждый год уникален. Например, в 2015 году у нас появился функционал по тарифам. В 2016 году УФАС занималось делами физических лиц, но потом изменилось законодательство, и эти дела стали носить административный характер. Каждый год привносит что-то свое уникальное. Работа управления постоянно трансформируется. Что касается планов на будущее – продолжим уделять особое внимание борьбе с картелями и использовать данные правоохранительных органов с целью проверки и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Цифровые технологии все больше приходят в нашу жизнь и делают ее удобней, но это также приводит к тому, что компаниям стало проще сговариваться. Люди перестали договариваться лично, так уже никто не делает, поэтому выявлять картели сегодня становится все тяжелее. Пермским УФАС разработана методика по выявлению сговоров, основанная на косвенных признаках. Например, мы отслеживаем, с каких IP-адресов отправлены заявки на те или иные торги, с каким интервалом времени они отправлены, оцениваем их содержание. Весь этот процесс очень трудоемкий из-за того, что особенностей закупок множество. В конце года было возбуждено несколько дел по признакам сговоров, на данный момент некоторые из них находятся на стадии рассмотрения.

Летом Пермское УФАС выявило признаки нарушения в реализации проекта обновления трамваев в Перми. Как дальше могут развиваться события, и повлияет ли как-то предупреждение?

– Нас насторожила данная ситуация с трамваем, потому что информацию, поступившую в СМИ, не все поняли корректно. Со стороны все выглядело так, будто муниципалитет собрался купить трамвай за 45 млн рублей, а после еще партию у того же производителя. Когда мы обратили внимание на эту ситуацию, выяснилось, что городские власти действительно взяли на тестовую эксплуатацию трамвай, но бесплатно. То есть они за это денег не платили. Мы выдали предостережение, чтобы в итоге закупка трамваев была проведена в соответствии с 44-ФЗ, то есть чтобы по техническому заданию подходили минимум два вида трамваев разных производителей. После нам поступил ответ, что все рекомендации будут учтены. Нас это пока устроило, но за ситуацией все равно будем следить.

Недавно Пермское УФАС обнаружило нарушения в работе РСТ. Это уже не первое нарушение, которое обнаружило ваше ведомство в этом году. В чем суть претензий антимонопольного органа, и какими будут последствия для региональной службы по тарифам?

– Суть в том, что Верховный суд и краевой суд подтвердили незаконность установленного норматива на потребление электроэнергии для обслуживания и содержания общего имущества в доме. Раньше он назывался «ОДН» – норматив на общедомовые нужды. Этот тариф используется для начисления собственникам многоквартирных домов плату за потребленную электроэнергию там, где нет общедомового прибора учета. Есть два варианта: либо жители устанавливают общий счетчик на дом, либо стоимость оплаты вычисляется по методике (нормативам).

Те нормативы, которые были установлены, признаны экономически необоснованными, их отменили. РСТ, в свою очередь, должны были принять замещающий акт, по которому жителям начислялась бы оплата, однако они своевременно этого не сделали.

После того как УФАС выдал Региональной службе по тарифам указание прекратить бездействие, нормативы были приняты. В итоге нормативы стали ниже, чем предыдущие, а также увеличилось количество категорий многоквартирных домов с двух до четырех, что повышает их дифференциацию, а значит, стоимость оплаты для пермяков снижается.

Недавно РСТ разделили на два министерства, что тоже скажется на нашем взаимодействии. Мы считаем, что РСТ была перегружена полномочиями. Вышеупомянутое дело – тому подтверждение. Она занималась благоустройством, тарифами, ЖКХ и еще множеством других вещей. Соответственно, создание отдельного министерства, которое будет заниматься именно тарифами, упростит работу всем. Есть надежда, что эти изменения положительно повлияют на наше взаимодействие с РСТ.

На протяжении почти всего года продолжалась история с манежем «Спартак». Недавно стало известно, что мэрия Перми все-таки выкупила манеж. Какова была ваша роль в этом деле? Пермское УФАС продолжает следить за развитием этого дела?

– Дело по «Спартаку» можно высоко оценить по социальной значимости. Мы следили за ситуацией с той точки зрения, чтобы наше предписание по отмене торгов было исполнено. Его правомерность подтвердил арбитражный суд, после чего конкурс был проведен заново и муниципалитет смог подать заявку, чтобы выкупить «Спартак».

Последние полгода не утихают новости по поводу цен на бензин. Как Пермское УФАС следит за ценообразованием на пермском рынке топлива?

– Управление в ежедневном режиме отслеживает цены на бензин. Доминирующий субъект и ряд независимых поставщиков постоянно присылают нам цены, которые устанавливаются на заправках. Но цены не менялись с июня текущего года. В СМИ появлялись новости о том, что один из независимых поставщиков топлива поднял цену на дизельное топливо до 50 рублей за литр. Однако этот поставщик не занимает доминирующего положения на рынке, поэтому нарушений не зафиксировано. Но как только ситуация начнет меняться, будут приняты соответствующие меры. Также мы будем следить за оптовыми поставками для независимых компаний, поскольку ранее появлялась информация, что доминант может их сократить.

В прошлом месяце появилась новость о том, что Пермское УФАС и ПГНИУ подписали соглашение о сотрудничестве. Что оно даст антимонопольному органу и университету в будущем?

– Инициатором соглашения выступило Пермское УФАС. Мы с классическим университетом и раньше взаимодействовали, но сейчас это будет происходить в большем объеме. В первую очередь, студенты смогут проходить практику на площадке управления. А специалисты управления, со своей стороны, будут вовлечены в учебный процесс для проведения практических занятий и чтения лекций.

Также соглашение расширит взаимодействие по конкретным направлениям. Недавно были внесены изменения в законодательство сферы образования. Появилась возможность защищать диссертации в сфере конкурентного права, которое связано с антимонопольным законодательством. Пермское УФАС может предоставить много статистических материалов, на основе которых студенты будут писать научные работы.

Кроме того, в 2018 году заложена традиция проведения ежегодной олимпиады среди студентов на знание конкурентного права. Мы получили большой отклик от студентов, а двое призеров уже изъявили желание по окончании обучения поступить на службу в ФАС России.