Следующая остановка – банкротство

№36 (913) 10 сентября 2016 года

Автор: ДМИТРИЙ ИСЛАМОВ | Фото автора

Передел в сфере автобусных перевозок может вытеснить с рынка местных предпринимателей
Передел в сфере автобусных перевозок может вытеснить с рынка местных предпринимателей

В июне министерство транспорта Пермского края опубликовало проект контракта на осуществление пригородных и междугородных перевозок. Ведомство решило объединить сотни маршрутов всего в 6 лотов, в связи с чем в каждом лоте насчитывалось от 28 до 66 маршрутов. Такой подход автоматически исключал возможность участия в торгах малого бизнеса.

В августе Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю отменило торги на распределение пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов. Ведомство признало обоснованными шесть из девяти поступивших жалоб перевозчиков, которые оспаривали действия регионального минтранса. Один из заявителей подсчитал, что ему придется потратить 304 млн руб. на покупку новых автобусов, чтобы только заявиться на конкурс.

Минтранс «закручивает гайки»?
– Региональный минтранс объединил в один лот маршруты, совершенно не связанные между собой ни технологически, ни географически, ни функционально. Это может привести к существенному ограничению конкуренции на торгах. Фактически краевые перевозчики, много лет добросовестно обслуживавшие два-три маршрута, оказались отрезаны от торгов, – прокомментировал решение минтранса и.о. замруководителя краевого УФАС Александр ПЛАКСИН.

В начале сентября, с целью обсудить проект новой конкурсной документации, состоялось заседание общественно-консультативного совета УФАС с участием перевозчиков. Были на него приглашены и представители краевого минтранса, однако они проигнорировали собрание. Как отмечают перевозчики, не приходят чиновники минтранса и на другие общественные советы.

Что касается замечаний к созданной ранее документации, то их оказалось немало. Например, на междугородных маршрутах предлагалось использовать низкопольные автобусы. Это аналоги общественного транспорта, который курсирует в краевой столице. Они удобны для перевозок инвалидов и колясок с детьми. Но если в Перми на него есть спрос и подходящие для посадки остановочные комплексы, то на междугородных маршрутах эти автобусы использовать весьма затруднительно. Одна из причин – качество дорожного покрытия. Особенно весной. Особенно на севере региона, где некоторые дороги до сих пор не знают, что такое асфальт.

Чтобы получить возможность участвовать в торгах, пригородные и междугородные перевозчики объединились в организацию. Поодиночке даже заявиться на участие в конкурсе было бы невозможно – в силу финансовых трудностей. Понятно, что объединение фактически влечет отсутствие конкуренции, которая есть причина доступных цен и качественного обслуживания. Предприниматели считают, что объявленные ранее торги не что иное, как желание власти посчитать объем рынка пассажироперевозок в Пермском крае.

Неслучайно и срок работы в рамках контракта должен был составить два года – этого достаточно, чтобы получить сезонные показания и использовать полученные сведения в своих интересах. На совете также было озвучено, что пермский минтранс является лидером по количеству отрицательных заключений в рамках регулирующего воздействия. По сути, ведомство закручивает гайки, не давая предпринимателям самостоятельно развивать рынок.

МНЕНИЕ
Александр ПЛАКСИН, и.о. заместителя руководителя Пермского УФАС России:

– Игнорирование Министерством транспорта общественно-консультативного совета для нас, мягко говоря, непонятно. Ситуация в отрасли перевозок сейчас напряженная. Как стало ясно из обсуждения, у перевозчиков масса вопросов к представителям министерства. Нежелание чиновников выстраивать диалог не только с представителями предпринимательского сообщества, но и с государственным контролирующим органом может обернуться дополнительными проблемами в сфере автобусных перевозок. Между антимонопольной службой и губернатором Пермского края подписано соглашение о взаимодействии при решении важных для региона вопросов. Видимо, минтранс данное соглашение игнорирует.

По разным дорогам
По словам предпринимателей, приняв\ших участие в заседании совета, в Пермском крае нет инструмента планирования перевозок, отсутствуют даже реестры остановок и стоянок для пригородных и междугородных автобусов. Без этого документа невозможно определить, где разрешается остановка транспорта, а где нет. Но за остановку в неположенном месте на автоперевозчика налагается штраф. Как же определить легальные остановочные комплексы на территории Прикамья, остается загадкой.

– В Свердловской области документ планирования составлен на восьмидесяти листах, – поясняют перевозчики, – в Пермском крае – всего на двух. Возмущает предпринимателей и необоснованное, по их мнению, закрытие некоторых маршрутов. При этом краевой минтранс даже не объясняет автобусникам причины своих решений. И перевозчики вынуждены в судах отстаивать свое право работать.

– На встрече с министром нам было сказано прямым текстом: «Вам не нравятся наши решения? Наш суд самый гуманный», – возмущаются предприниматели. – Суть взаимоотношений минтранса с перевозчиками сводится к тому, что ведомство издает такие законы, которые не дают бизнесу нормально работать. У минтранса и правительства есть возможность прописать для нас внятные и понятные правила, но они этого не делают.

Не устраивают предпринимателей и взаимоотношения с оператором пригородных и межмуниципальных перевозок в лице ПКГУП «Автовокзал». Предприятие заключает договоры на короткий срок, обычно год. Только ООО «Междугородные автобусные перевозки» удалось в свое время через суд заставить оператора заключить договор на более длительное время.

«Есть маршруты, где по полгода, а то и год мы работали «в ноль», финансировали их за счет других маршрутов. И только-только убыточные маршруты начинают приносить хоть какие-то деньги, их вновь выставляют на конкурс. Получается, что вложенными нами инвестициями будут пользоваться другие подрядчики. Зачем тогда нам стараться и что-то делать для пассажиров?» – задаются вопросом перевозчики.

Не забыли сказать и о сложности получения кредитов для обновления автопарка. А ведь это должно происходить регулярно – ради обеспечения комфортной и безопасной перевозки пассажиров. По мнению предпринимателей, именно административные барьеры являются главной причиной того, что автобусы периодически ломаются и не доходят до пункта назначения.

Ударило по карману перевозчиков и решение властей оборудовать автобусы валидаторами, которые должны вести учет пассажиропотока. При этом покупать считывающие устройства предлагалось на деньги предпринимателей.

По итогам заседания общественно-консультативного совета было предложено включить представителей перевозчиков в общественный совет минтранса и в рабочую группу, которая будет заниматься созданием новой конкурсной документации для рынка пассажироперевозок.

Понятно, что рекомендации не являются обязательными. Но и эксперты, и сами перевозчики склоняются к выводу, что нынешний курс, выбранный минтрансом, приведет к банкротству ряда предприятий. В результате рынок Пермского края могут захватить перевозчики из Москвы, Екатеринбурга или Тюмени, которые навяжут свои тарифы и правила игры.

КСТАТИ
ПКГУП «Автовокзал» не смог уйти от штрафа

Арбитражный суд Пермского края на минувшей неделе подтвердил законность штрафа, выписанного УФАС по Пермскому краю ПКГУП «Автовокзал». Напомним, в декабре 2015 года при внедрении программного обеспечения для системы учета льготных пассажиров «Автовокзал» не выдержал минимальный десятидневный срок, который должен пройти с момента публикации итогового протокола торгов до заключения договора с победителем. Этот срок дается на обжалование торгов. 21 января 2016 года «Автовокзал» направил в УФАС информацию об устранении нарушения, а через три дня повторно внес изменения в положение о закупках, избавив себя от необходимости соблюдать десятидневный срок. Антимонопольщики приняли решение оштрафовать организацию на 300 тыс. руб., законность штрафа позже подтвердил и суд.