Пермское УФАС инициировало изменение системы оплаты услуг автовокзалов в России

Как сообщает Пермское УФАС, Министерство транспорта Российской Федерации подготовило проект внесения изменений в Федеральный закон №34 «Об организации регулярных перевозок пассажирским транспортом». Смысл поправок в том, чтобы изменить существующую с 80-х годов прошлого века систему, по которой перевозчики оплачивают услуги автовокзалов.

Инициатором нововведений выступил Общественно-консультативный совет при Пермском УФАС России. В июне 2015 года состоялось заседание совета, посвященное вопросам ценообразования на услуги автовокзалов. Интерес антимонопольщиков к этой теме связан с тем, что количество нарушений в этой сфере остается значительным. В работе совета, помимо его постоянных членов, приняли участие представители Региональной службы по тарифам Пермского края, ПКГУП «Автовокзал», ООО «Автовокзалы Прикамья», общественная организация «ОПОРА РОССИИ», а также перевозчики.

По итогам заседания было принято решение направить в Минтранс РФ письмо о необходимости разработки стандартов оказания услуг автовокзалов для перевозчиков.

Антон Удальев, и.о. руководителя Пермского УФАС России, отмечает:

– Сложившаяся ситуация была всесторонне рассмотрена на заседании Общественно-консультативного совета при Пермском УФАС. Решение направить письмо в Минтранс являлось коллегиальным. Сейчас речь идет об изменении сложившейся системы оплаты услуг автовокзалов по всей России. Изменение порядка ценообразования положительно скажется не только на перевозчиках, но и на жителях нашей страны. Одним из результатов изменения порядка ценообразования может стать снижение цен на билеты маршрутов дальнего следования.

Сейчас наиболее распространенным является порядок расчетов, при котором автовокзалы удерживают с перевозчиков сумму в процентном соотношении от стоимости билета. В результате перевозчик, который осуществляет деятельность на маршрутах дальнего следования, платит значительно больше, чем перевозчик на более коротких маршрутах.

По оценке пермских антимонопольщиков, разная стоимость одной и той же услуги ведет к ущемлению интересов одних перевозчиков и создает необоснованные преимущества другим, формирует дискриминационные условия доступа на рынок услуг.

Отстаивая интересы перевозчиков, УФАС неоднократно указывала в своих решениях, что существующий порядок является экономически необоснованным. Тем более что фактически стоимость услуг автовокзала совершенно не зависит от стоимости билетов для пассажиров.

С момента передачи имущества автовокзалов в аренду новым операторам в арбитражных судах рассматривается более пятидесяти дел, в рамках которых Пермское УФАС России ведет спор с операторами автовокзалов. Практически во всех арбитражных делах, которые уже рассмотрены, действия Пермского УФАС России признаны законными и обоснованными.

– Антимонопольный орган имеет обширную судебную практику по данному вопросу, – напоминает начальник отдела контроля финансовых рынков Пермского УФАС России Сергей Михеев. – С 2009 года суды различных инстанций подтвердили правоту семи антимонопольных решений Пермского УФАС, так или иначе связанных с установлением цен на услуги автовокзалов и определением перечня этих услуг. А в основу поправок Федерального закона легло решение Высшего арбитражного суда РФ, признавшего законным решение Пермского УФАС в споре с оператором пермского автовокзала.

Напомним, рынок услуг автовокзалов является специализацией Пермского УФАС России.