Чудны дела твои, Сколково

Почему уникальный проект учебного заведения в Перми может остаться лишь на бумаге.
Три года назад Пермь получила право построить "Школу Сколково". Что сказать? Очень почетно и статусно: первая в России "Школа Сколково", расположенная за пределами столицы. Нынешней осенью Корпорация развития Пермского края объявила конкурс на разработку проектной документации такого образовательного учреждения. Однако эксперты опасаются, что до строительства уникального учебного заведения в Перми дело не дойдет.

В 2012-м фонд "Сколково" при поддержке Министерства образования РФ и корпорации Microsoft объявил конкурс на создание концепции регио­нальной "Школы Сколково". Заявки были поданы от 47 субъектов Федерации. Победу одержал проект пермского лицея № 10 под руководством Ирины Ивенских – ныне она вице-премьер правительства Пермского края.

Проект "Школы Сколково" предполагает создание на территории в 35 тысяч квадратных метров, расположенной на правом берегу Камы, комплекса из зданий детского сада, школы и общежития. Все учебные кабинеты будут разделены на три зоны: отделение для работы (здесь установят парты), для групповых занятий (здесь воспитанники будут сидеть на полу, мягких пуфах или стоять) и для индивидуальных занятий.

Для научной работы оборудуют две лаборатории для занятий химией и физикой. В школе даже предусмотрен класс робототехники и 3D-лаборатория для печати разного рода макетов. Ну и поскольку дети этой уникальной школы-интерната станут получать разностороннее развитие, для них будут оборудованы дизайн-студия, художественная, кулинарная и телерадиостудия с комнатой звукозаписи. Предусмотрена в "Школе Сколково" и своя мини-типография. Всего в образовательном комплексе планируют обучать 810 воспитанников детского сада и школы.И вот 28 августа заказчик строительства инновационного образовательного центра – Корпорация развития Пермского края (КРПК) – на сайте государственных закупок разместил информацию об аукционе на разработку проектной документации для строительства этой школы. Максимальная цена контракта составила подозрительно маленькую сумму – 44636648 руб. А ведь по этому заказу на первоначальном этапе подрядчику необходимо будет провести разработку эскизного проекта, который включает не менее двух вариантов объемно-планировочных решений – цветовое и конструктивное. Далее необходимо выполнить инженерные изыскания на участке предполагаемого размещения объекта. После всех расчетов и утверждения проекта подрядчик перейдет к проектированию и оформлению исходно-разрешительной документации. Следующий этап – разработка проектно-сметной документации. В общем, скоро сказка про Сколково сказывается, да не скоро дело делается. В конце концов проект должен получить положительное заключение Управления госэкспертизы Пермского края. В общем, сложно, но можно. Но дело это тянет на гораздо большую сумму, чем 44 миллиона!


На конкурс подали заявки семь компаний. А победителем признана заявка ОАО "Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект". Сразу после объявления результатов конкурса в краевое УФАС поступило три жалобы – от АО "ЭлТех СПб", проект которой совместно с компанией-победителем был признан соответствующим условиям заявки, от АО "ГСПИ "КПИИ "ВНИПИЭТ", а также от территориального управления Росимущества по Пермскому краю.

Что не так с конкурсом? С этим вопросом мы и обратились к Елизавете Вагановой, специалисту отдела по контролю органов власти краевого антимонопольного ведомства (УФАС). И она пояснила:
– К нам поступили после конкурса три жалобы. Первые две – от "ЭлТех СПб" и АО "ГСПИ "КПИИ "ВНИПИЭТ". В них было заявлено несогласие с итогами работы конкурсной комиссии, которая отдала пальму первенства компании "Омскгражданпроект". Последним удалось выиграть, указав, к примеру, вместимость учительской в 18–20 человек. Или указав температуру воды в бассейне (в школе будет и бассейн!) от +29 до +31 градуса. То есть в ходе рассмотрения жалобы "ЭлТех СПб" при проведении конкурса были установлены нарушения конкуренции. Комиссия признала заявку этой компании соответствующей требованиям и решила вернуть конкурсную комиссию на этап рассмотрения документов. Жалоба же АО "ГСПИ "КПИИ "ВНИПИЭТ" осталась без удовлетворения.


Третья претензия поступила от территориального управления Росимущества. Они были недовольны ситуацией с розыгрышем конкурсов на участке, который Пермскому краю формально не принадлежит, строить на нем нельзя. Дело в том, что хотя сто процентов акций общества "Корпорация развития Пермского края" и принадлежат краю-субъекту, но участок, где хотят разместить "Школу Сколково", принадлежит Российской Федерации. То есть это, по сути, федеральная земля. Но мы отказались удовлетворить эту жалобу, поскольку решение таких вопросов не входит в наши полномочия.

Однако вопрос с собственником земельного участка – камень преткновения в истории со строительством "Школы Сколково" в Перми. И решить его крайне важно еще до начала утверждения всех проектно-сметных документаций. И. о. замруководителя Росимущества Андрей Баев, который представлял ведомство на заседании УФАС, откровенно заявил, что при строительстве образовательного учреждения может повториться ситуация с переносом зоопрака  в Черняевский лес – проект разработан, деньги освоены, а сам объект не может быть построен из-за проблем с землей.

– Росимущество недовольно статусом участка, на который уже проводятся конкурсы. Он не находится в собственности края. Гензаказчику следует сначала обратиться в комиссию по землепользованию и застройке с целью изменить зонирование участка. Затем провести публичные слушания и только потом подавать заявку в Росимущество. По 161 ФЗ заявитель получит участок на полтора года, и впоследствии срок пользования будет продлеваться. Аналогичная история произошла с Черняевским лесопарком: в течение трех лет решался вопрос о получении этой земли краем, об изменении границ зоны. В итоге ничего не изменили. А средства освоены, а проект полностью привязан к Черняевскому лесу, и его невозможно адаптировать к парку Победы. Так что все наработки, за которые были заплачены деньги, ушли. Вот как бы и в этом случае ситуация не повторилась, – поясняет чиновник.

Аналогичное мнение (о том, что ясности с землей под строительство "Школы Сколково" нет) высказала и. о. руководителя территориального управления Росимущества Галина Постаногова:
– Участок находится в федеральной собственности, это одна из тех площадок, полномочия по распоряжению которыми были переданы Пермскому краю на основании решения правительственной комиссии. По закону 161 ФЗ участок может быть передан в безвозмездное пользование в том случае, если распоряжение участком осуществляется в строгом соответствии с земельным законодательством. Однако пользователи нарушили закон: он предоставлен для строительства по договору безвозмездного срочного пользования на 365 дней ГБОУ ДОД "Пермский центр "Муравейник". Юридическому лицу с такой организационно-правовой формой земельный участок для строительства может быть предоставлен только на праве постоянного бессрочного пользования. И право это подлежит обязательной регистрации в органах Росреестра. А этого не сделали!

Чиновник также сообщила, что учас­ток граничит с Верхне-Курьинским лесничеством, на нем растут хвойные леса, и строить там ничего нельзя.
– Земельный кодекс прямо предусматривает, что лицо, объявляющее аукцион, должно иметь участок в пользовании или во владении, – добавила госпожа Постаногова.
На просьбу корреспондента "Звезды" прокомментировать ситуацию директор Корпорации развития Пермского края Кирилл Хмарук ответил, что участок находится в пользовании у "Муравейника", а вопросами участка корпорация не занимается:

– По поводу земли комментарий могу дать следующий: краевое министерство имущества выполнило свои полномочия по его передаче из федеральной собственности в пользование центру "Муравейник". Вот и вся информация, которая у меня есть. Каков способ передачи земли из федеральной собственности в краевую, я говорить не готов – я не специалист здесь.

По данным публичной кадастровой карты, участок 59:01:2118001:1897 имеет классификацию "Для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего образования". Также на нем возможно размещение школы-интерната. В общем-то земля соответствует проекту "Школы Сколково". Однако, по словам представителей Рос­имущества, построить ее там нельзя. В закупочной документации говорится, что деньги на реализацию проекта выделяются из краевого и городского бюджетов. При этом большую часть суммы (строительство оценено в 1 миллиард 500 миллионов) планируется привлечь в виде инвестиций. А вот деньги на проектирование (те самые 44,6 миллиона рублей) готовы выделить муниципальный и региональный бюджеты.
 

Кстати, представитель Росимущества Андрей Баев считает, что решение сделать генеральным заказчиком по данному проекту не сам Пермский край, а КРПК (корпорацию развития) обусловлено одним: Контрольно-счетная палата контролирует корпорацию только на этапе перечисления средств из бюджета в ее фонд. За расходованием денег надзорное ведомство не следит.

Слова чиновника подтвердила журнаисту "Звезды" Галина Мышкина, аудитор Контроль-счетной палаты края:

– КРПК мы проверяем только в рамках аналитических мероприятий, решения об эффективности и неэффективности использования средств здесь не выносятся. Оценка деятельности КРПК запланирована на 2016 год – по решению экономического комитета.

Но Кирилл Хмарук отрицает прямое сравнение проекта "Школы Сколково" с переносом заоопрака в Черняевский лес. И считает такие сравнения вообще некорректными:
– Тогда почему вы не сравниваете с аэропортом? Вы приводите пример проекта, которого в итоге не было, а я привожу пример, выполненный корпорацией развития Пермского края. За то, что мы делаем, – мы за это отвечаем!
Инициаторы строительства "Школы Сколково" в столице Прикамья изначально планировали, что объект будет сдан к 1 сентября 2017 года. Однако Кирилл Хмарук заявил "Звезде", что дата сдачи пока не определена:
– Дайте нам заключить контракт на проектирование, от этой даты и будем считать. Когда получим от подрядчика результат, оценим его и начнем планировать тендерную работу по последующим мероприятиям. А на этом этапе я пока ни о каких сроках сказать не могу.
В общем, опять дело ясное, что дело темное. Слишком уж много было в Пермском крае историй с проектной документацией. На нее затрачивались десятки и сотни миллионов бюджетных рублей. И после по этим самым проектам так никто ничего и не построил. Можно вспомнить и про чудо-проекты нового здания для художественной галереи, и про проекты зоопарка (о чем уже говорили), и про проект вокзала Пермь II... Не кажется ли вам странной такая любовь наших чиновников к проектам? То есть к бумажной версии того, что должно быть построено? И как только на бумаге все вычисления появляются, деньги за работу отчисляются, так и стопорится работа. Это почему так? Проектировать – не строить, да и кризис виноват? Но может быть, это какой-то новый вид бизнеса при освоении бюджетных ресурсов? И ведь главное – не подкопаться: проекты сделаны, любая комиссия, проверив, убедится в целевом использовании выделенных из бюджета средств. И даже есть ответ на закономерный вопрос: а почему в последние годы на основе этих проектных дорогостоящих бумаг ничего в Прикамье не произросло, не построилось? Так это экономическая ситуация виновата. И ведь не придерешься! Чудны дела твои, чиновничество!..