Пермской ФАС дали команду «Голос». Тарифы будут устанавливать антимонопольщики

Бывший и новый руководители ведомства – об объединении ФАС и ФСТ
 

Сегодня в Пермь приехал бывший руководитель краевого УФАС, а ныне начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. На совместной пресс-конференции с нынешним главным антимонопольщиком Пермского края Антоном Удальевым он рассказал об объединении ФАС России и Федеральной тарифной службы. По его словам, это должно привести к снижению тарифной нагрузки. Для региона эта проблема особенно актуальна: тарифные войны коммунальных монополистов и пермской Ассоциации ТСЖ продолжаются уже не первый год. Подробности – в репортаже «ФедералПресс.Приволжье».
 

Указ об объединении служб президент подписал еще летом. Процесс объединения ФАС России и Федеральной тарифной службы (ФСТ) уже практически закончился – все полномочия ФСТ переданы антимонопольщикам, а в тарифной службе уже работает ликвидационная комиссия. Однако полностью на новые рельсы тарифное регулирование, по словамДмитрия Махонина, встанет только в 2016 году. «Цена, сформированная на рынке, будет ниже, чем сформированная ФСТ», – считаетДмитрий Махонин. По его мнению, объединение служб приведет к снижению тарифной нагрузки на бизнес и граждан.

 

До недавнего времени тарифы устанавливались по методике «затраты плюс», когда поставщики ресурсов и услуг приносили на рассмотрение свои затраты, обоснованные и необоснованные, и они включались в тариф. ФАС предстоит разобраться в затратах естественных монополий – какие из них обоснованны, а какие (например, финансирование футбольных клубов или оплата штрафов) в тариф включаться не должны. «Можно наблюдать, когда сопоставимые водоканалы двух городов-миллионников показывают разные затраты на фонд оплаты труда: у одного миллиард, а у другого десять миллиардов, – поясняет Дмитрий Махонин. – Это значит, что в каком-то из этих регионов тарифное регулирование идет ненадлежащим образом. Мы будем на основании конкурентных торгов выяснять рыночную стоимость продукции, закупаемой поставщиками ресурсов – трубы, кабельная продукция, какие-нибудь химикаты, все, что необходимо для осуществления деятельности естественных монополий. И будем закладывать в затраты при формировании тарифов именно эти справедливые рыночные величины. А не те, которые просто заносятся в тариф монополистами».

 

Отдельная работа будет посвящена созданию конкуренции при закупках этих расходных материалов. По словам Дмитрия Махонина, сегодня монополисты зачастую лишь формально публикуют информацию о планах по закупкам, а потом имитируют конкурентные торги. Сегодня рынок закупок монополистовбольше даже рынка госзакупок, и, если перевести его на конкурентные рельсы и проводить открытые электронные аукционы, доступ к этим закупкам получит малый и средний бизнес, что будет неплохой поддержкой для предпринимателей.

Кроме того, будет изменен подход к контролю за затратами субъектов тарифного регулирования. «Например, какая-нибудь электрическая сеть устанавливает тариф для себя и через него получает деньги, которые предназначены для инвестиций, – поясняет Дмитрий Махонин, – а потом просто продает эту сеть аффилированному лицу, и все начинается сначала. Мы должны по каждому объекту создать паспорт объекта, чтобы понимать, какие деньги и куда уходят: когда он был реконструирован, когда прошел ремонт, чтобы не было постоянного включения инвестзатрат со сменой собственника».

 

ФАС планирует также уйти от регулирования рынков там, где в нем нет нужды. Например, в сфере поставок газа для юридических лиц, транспортировки нефтепродуктов, услуг почты, связи и транспорта, электроэнергетики. Коснется это и реформы РЖД.

С исчезновением ФСТ, однако, региональные службы по тарифам (РСТ) никуда не денутся. По словам Дмитрия Махонина, функции у РСТ остаются прежние, однако они существенно расширяются у местных антимонопольщиков: представители УФАС войдут в состав правления РСТ Пермского края с правом голоса и будут принимать участие в формирование тарифов. Кроме того, в штате центрального аппарата ФАС появится управление по взаимодействию с РСТ, которое будет иметь право пересмотра региональных тарифов. «Пока такая система будет выстроена,– говорит Дмитрий Махонин. – Я думаю, что она просуществует один-два года. В случае, если мы поймем, что частные местные интересы будут превалировать над государственной политикой, мы посмотрим, как дальше трансформировать и совершенствовать работу с региональными службами по тарифам. Самое главное – мы должны создать механизм прозрачности формирования тарифов. Это может быть отлажено через систему советов потребителей, которые будут созданы при регулирующих органах. В них войдут ассоциации ТСЖ, потребители газа, и прочие».

 

«Идея замечательная, – прокомментировал корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» председатель ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт»Александр Зотин. – Только ведь нельзя сказать, что потребители и сейчас остались совсем без представителей. Вот на практике, например, потребителей при РСТ Пермского края сейчас представляет человек в каске – Сергей Богуславский. Кстати, случайно он еще депутат законодательного собрания Пермского края и директор ПАО «Т плюс» – злейшего нарушителя прав потребителей тепла в Перми. А на предложение включить представителя «Пермского стандарта» в совет при РСТ нам, напротив, ответили, что «это нецелесообразно». Так что от умножения числа советов практика может и не поменяться. Если же совет при РСТ будет с реальными полномочиями (или даже с функцией согласования ключевых тарифных решений) – это будет хороший шаг».

«Ранее у пермского УФАС было право совещательного голоса, причем только при установлении тарифов для электросетевых организаций,– рассказал и. о. руководителя Пермского УФАСАнтон Удальев,– а теперь будем вникать во все сферы деятельности естественных монополий. Раньше даже нам при участии в судах на стороне потребителей было тяжело получить тарифные дела. Сейчас как минимум факт возможности доступа к тарифным делам при изменении тарифа будет обеспечен надлежащим образом в тот момент, когда будут внесены изменения в законодательство, и мы получим право голоса при утверждении тарифов».

 

Напомним, проблема тарифного регулирования остро стоит в Пермском крае: пермская Ассоциация ТСЖ эффективно оспаривает в судах установленные РСТ тарифы. Возможно, новая система их формирования положит конец тарифной войне.