На свой шесток

Объединения пермских перевозчиков сохранили свои маршруты, пройдя конкурсные процедуры. У локальных игроков выбор не велик – кооперироваться или уходить с рынка

На свой шесток

Business Class проанализировал, как изменился рынок пассажирских перевозок Перми после проведения конкурсных процедур. Расстановка сил между тремя основными группами перевозчиков, несмотря на формальные изменения, осталась прежней. Вместе с тем, сократилась доля маршрутов, которые обслуживаются локальными игроками.

Конкурсы на право заключения договоров по обслуживанию автобусных маршрутов Перми: практически завершены. Торги проведены по всем без исключения лотам, а отдельные маршруты успели выставить на конкурс не по одному разу. Среди 18 маршрутов, судьба которых еще не решена, несколько экономически непривлекательных для перевозчиков, по ним заявок не поступило – например, № 35 сообщением «Драмтеатр – Пермский электромеханический завод» и № 69 сообщением «Детский дом культуры имени Кирова – Северное кладбище». Если перевозчики для невостребованных маршрутов не найдутся, то, по словам начальника департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, маршруты могут скорректировать или отказаться от них вовсе.

Большая же часть нераспределенных пока направлений является предметом судебных споров между предпринимателями – победители конкурсов по части из них определены, но заключать договоры департамент не в праве из-за наложенных обеспечительных мер. Контракты на обслуживание еще нескольких маршрутов направлены выигравшим конкурсы перевозчикам, но еще не подписаны.

Мы делили пассажиров

Наиболее выгодные направления сконцентрировались в руках перевозчиков, входящих в НП «Новый Авто-Альянс» и НП «Единый союз перевозчиков». Первым достались закамские маршруты №8, 15, 20, 39, 64 и 65. Вторым – №29, 53 и 60 в Орджоникидзевском районе, а также маршруты, следующие в Мотовилиху и Левшино. Кроме того, представители этих объединений продолжают бороться за маршрут №80 (подробнее см. справку).

Формально на многих из маршрутов перевозчики сменились. Если сравнивать список компаний, с которыми были заключены договоры на перевозку пассажиров на конец марта - до вступления в силу первого этапа новой маршрутной сети, с данными на конец мая, то наименования перевозчиков совпадают лишь в единичных случаях. Однако если учесть принадлежность предпринимателей к тому или иному некоммерческому партнерству, то выясняется, что практически все направления остались в прежних зонах влияния.

Маршруты №22 и 48 перешли от ООО «Дизель» к ООО «Транзит». Последнее выиграло также маршрут №29, который ранее обслуживало ООО «Закамский автобус». При этом все три общества входят в НП «Единый союз перевозчиков». ИП Златковская выиграла конкурс по маршруту №13 у ИП Иванова, а маршрут №36 перешел от Златковской к ИП Стерлягову, председателю НА «Новый Авто-Альянс», с которому близки и двое других предпринимателей. Аналогичным образом сохранились маршруты под контролем Александра Богданова и компаний, связанных с учрежденным им НП «Автолидер». Непосредственно с ИП Богдановым ни одного договора на данный момент не заключено. При этом маршрут №63, который он обслуживал, выиграло ООО «Сити-бас», зарегистрированное по тому же адресу, что и НП «Автолидер». Маршрут №27 перешел от ООО «А-тур-транс» к ООО «Вираж», но остался в руках обозначенного партнерства.

Право на маршрут №42 компания, связанная с «Автолидером» отстаивает в суде. ООО «Серпантин» просит суд признать недействительным конкурс по данному маршруту, победителем которого была признана близкая к партнерству компания «АААвто». Напомним, при первом рассмотрении комиссией заявок по спорному маршруту компанию не допустили к участию в конкурсе из-за неправильного заполнения паспортов транспортных средств (ПТС). Перевозчик обратился с жалобой в УФАС. Антимонопольный орган счел ее обоснованной, и результаты торгов были отменены. При повторном рассмотрении заявок «АААвто» выиграла конкурс.

Остались ни с чем

На рынке перевозок по состоянию на 26 мая остался 21 предприниматель, с которым не заключен ни один договор. Четверо из них признаны победителями по лотам, на которые наложены обеспечительные меры. Другие не смогли выиграть на торгах маршруты, которые обслуживали ранее, и теперь судятся с компаниями, которые «отобрали» их. Заключение договора с ИП Морохиной по маршруту № 5 не состоится до рассмотрения по иску ООО «Авто-Тех». Подписание контрактов с ООО «Горавтотранс» по маршрутам №4 и 67 «заблокировали» нынешние перевозчики ИП Русаков и ИП Целоусов. У обоих предпринимателей нет маршрутов, кроме спорных. Такая же ситуация сложилась у ИП Романова (маршрут №56) и ООО «Техстрой-Авто» (маршрут №1). Из аналогичного положения пытался выйти ИП Талейко (маршрут №41), доказывая в суде, необоснованность конкурсного критерия о минимальной вместимости автобусов. Арбитраж в удовлетворении его требований отказал.

Отдельные перевозчики, оставшиеся без работы, поскольку их маршруты исключили из единой маршрутной сети, перешли в разряд нелегалов. Без договора с администрацией продолжают работать маршрут №45 и №30т. Предприниматель Светлана Сюткина, обсуживающая маршрут №45, считает, что проведение конкурсных процедур направлено на вытеснения с рынка небольших перевозчиков. «Сначала ушли те, у кого меньше, 12-15 автобусов, теперь остаются только те, у кого по двадцать и более транспортных средств», - полагает она.

Все те же лица

Новых игроков транспортной сфере не появилось, констатирует Илья Денисов. «На рынокпытается выйти компания из Удмуртии, но активными их действия назвать нельзя», - отмечает он. Напомним, речь идет об крупном транспортном предприятии Удмуртской Республики – ОАО «Удмуртавтотранс», которое подало заявки конкурсы по маршрутам №10 и №13. Они были отклонены конкурсной комиссией, поскольку предоставленная документация не была надлежащим образом прошита. Предприятие обратилось в Пермское УФАС с жалобой на действия комиссии и департамента дорог и транспорта. Антимонопольный орган счел жалобу необоснованной. После удмурты заявлялись на другой маршрут - №26, но ко второму этапу торгов их вновь не допустили. На этот раз из-за отсутствия низкопольных автобусов.

«Перевозки – лицензируемый вид деятельности, и зайти на этот рынок «с наскока» не получится», - комментирует г-н Денисов отсутствие новых перевозчиков. Чиновник не согласен с тем, что прошедшие конкурсные процедуры «отсеяли» мелких предпринимателей. «Перевозчики, у которых небольшой автопарк, но при этом достаточно новые автобусы, либо сами выиграли какой-либо маршрут, либо с кем-то скооперировались для этого. Неконкурентоспособными оказались те, кто на протяжении 10-15 лет не вкладывались в бизнес, а только получали прибыль», - заключает он.

Фото: transport-43.livejournal.com

Пермь как цитадель

По словам Ильи Денисова, начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми, около 18% транспортных средств, которые заявили перевозчики на конкурсы на данный момент – это абсолютно новые автобусы. В это же время на улицах Перми выросло количество автобусов из других регионов России: с номерами Ярославля, Москвы, Калининграда и Кирова. Пользователь Livejournal под ником transport_43, опубликовавший фотографии пермской техники с номерами других регионов, считает что «приезжие» автобусы появились в связи с перераспределением маршрутов. «Если раньше Пермь славилась как цитадель автобусного «еврохлама», то теперь перевозчики собирают хлам уже на просторах необъятной Родины», - комментирует он. Кроме того, блогер отмечает появление отечественных моделей, которые ранее в Перми не эксплуатировались, например, ЛиАЗ-5292 и ВМЗ «Олимп».

Справка: По итогам конкурсных процедур маршрут №80 выиграло ООО «Закамский автобус-3». Компания «Мега-групп» обратилась в УФАС, и антимонопольный орган выявил нарушения при проведении торгов: выяснилось, что перевозчик конкурировал сам с собойОднако договор с победителем подписали до рассмотрения жалобы. Иск ООО «Мега-групп» о признании конкурса недействительным оставлен без движения до 29 июня.