Десять на одного

Прокуратура изучает "хитрости" пермских перевозчиков со старыми автобусами и считает, что денег на новые они получают меньше, чем положено.


Депутаты думы хотят знать, когда власти и перевозчики посчитают точное количество пассажиров в общественном транспорте Перми, чтобы не использовать во взаимных расчетах цифры "с потолка". Администрация пока не называет точной даты: согласие с краем о синхронизации процесса внедрения автоматической системы учета пассажиропотока "почти достигнуто", конкурс на разработку системы могут объявить в ближайшее время, а дальше определенности нет. Прокуратура считает необоснованными другие цифры - сроки амортизации транспортных средств. Их завышение, по мнению надзорного органа, чревато исками со стороны перевозчиков о взыскании убытков. Предприниматели подтверждают, что им недоплачивают за амортизацию, но пока их больше волнует проведение конкурсов. В борьбе за маршруты перевозчики "лукавят", уверены депутаты, и следующее слово здесь - снова за прокуратурой.
 

Сел в "сарай", поехал в гости
На заседании думского комитета по экономическому развитию депутаты попытались выяснить, когда произойдет реформирование транспортной отрасли Перми. Владимир Плотников  выразил недовольство проведением конкурсных процедур по распределению автобусных маршрутов. Он напомнил начальнику департамента дорог и транспорта Илье Денисову, что торги затянулись, а также поинтересовался мерами противодействия перевозчикам, которые "лукавят". "Они демонстрируют всю технику новую, а на деле оказывается, что на один автобус - десять старых, - описал схему депутат. - Речь идет о безопасности, ведь эти "сараи" потом попадают в ДТП", - добавил он.


"Мы вплотную занимаемся этим вопросом", - заверил прокурор Перми Андрей Назаров, пообещав предоставить департаменту и конкурсной комиссии результаты проверки, как только они появятся.

Г-н Денисов, в свою очередь, отметил, что победитель торгов обязан предоставить автобусы на проверку, а после выхода на линию ему грозят жесткие санкции за замену техники, с которой выигран конкурс: от наказания рублем до расторжения договора.

"Когда вы запустите новую маршрутную сеть, которая должна была заработать с I апреля? Конкурсы не прошли, электронного билета нет. Скажите конкретно - когда все это будет сделано?" - допытывался депутат.

"Маршрутная сеть - до I июня. К этому же времени должны завершиться конкурсы - процедуры затянулись из-за обращений в УФАС. Ряд уже разыгранных маршрутов работают с I апреля", - ответил чиновник.


"Вы не выполнили решение думы, - заключил г-н Плотников. - Хочется конкретики по учету пассажиропотока, потому что сейчас мы берем эти цифры с потолка".Илья Денисов  заявил, что конкурсная документация по разработке системы учета пассажиропотока будет размещена в течение недели. Конкретные даты он пообещал озвучить на ближайшем заседании гордумы.
Напомним, внедрение системы неоднократно откладывалось из-за "нестыковок" с планами краевых властей. Как пояснил "bс" г-н Денисов, на сегодняшний день почти удалось синхронизировать процессы в крае и в городе, и конкурс будет объявлен с учетом того, что в дальнейшем край проведет конкурсы по маршрутам и присоединится к системе учета пассажиров.


Горький опыт

Прокуратура Перми считает, что изменения, внесенные депутатами в порядок формирования тарифов на проезд в общественном транспорте, нарушают права хозяйствующих субъектов. Как пояснил представитель надзорного органа, увеличив срок амортизации автобусов, по которому рассчитывается стоимость проезда, администрация лишила перевозчиков возможности своевременно "накопить" денег на обновление автопарка. Кроме того, изменения противоречат налоговому законодательству, поскольку федеральным постановлением автобусы отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком до семи лет включительно. Представитель прокуратуры высказал предположение: понеся убытки, перевозчики обратятся в суд, чтобы администрация компенсировала их расходы.


Представители администрации и комиссии по распределению маршрутов заявили, что понимают возможные риски принятого решения, однако должны учитывать интересы пассажиров.
- Тариф принимается, в первую очередь, не для перевозчиков, а для жителей. У администрации есть право использовать срок амортизации подвижного состава как механизм регулирования стоимости проезда, а что касается налогообложения - все перевозчики сидят "на упрощенке", - отметил начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов.
- Мы не должны устанавливать срок амортизации, который не соответствует действительности. По городу ходят автобусы 1976 года выпуска и старше. Несправедливо, если жители будут платить за четырехлетнюю технику и ездить на автобусах, которым по 20 лет", - добавил депутат Арсен Болквадзе.
- Подвижной состав обновляется на бумаге, и мы сами, своей рукой, загоняем бизнес в такие рамки. Я согласен на тариф 18 рублей, чтобы ездить в чистом новом автобусе, - признался Андрей Назаров.
- Опыт жизни и работы в городе показывает, что и за 20 рублей вы войдете в один и тот же автобус, - констатировал г-н Болквадзе.


Напомним, в декабре прошлого года решением Пермской городской думы срок амортизации автобусов средней и большой вместимости был увеличен с 7 до 13 лет. Сколько в результате этого недополучат перевозчики, можно представить следующим образом. Средняя стоимость "большого" автобуса ЛИАЗ-5256 - 5,8 млн рублей. Исходя из срока амортизации в 7 лет, перевозчику нужно отчислять ежегодно по 828 тыс. рублей, чтобы по истечении этого срока купить новую технику. Показатель в 13 лет предполагает отчисление только 446 тыс. рублей в год. В итоге через семь лет в амортизационном фонде будет на 2,6 млн рублей меньше, чем нужно на новый автобус. "Перевозчик работает себе в убыток", -волнуется Андрей Назаров. В прокуратуре настаивают, что затраты должны быть включены в тариф либо компенсироваться из бюджета.
"Администрация не случайно предлагала повысить тариф до 18 рублей - он имеет экономическое обоснование. Депутаты за счет увеличения срока амортизации техники получили заниженный тариф. Доводы прокуратуры мы полностью поддерживаем, но решение о взыскании убытков и обращении в суд нужно принимать взвешенно", - считает перевозчик Владимир Еремин. "Для предпринимателя бессмысленно пытаться повысить тариф, пока у него нет работы, то есть пока не распределены маршруты. Другое дело, что при нынешней стоимости проезда и методике расчета субсидий есть крайне непривлекательные маршруты, которые могут никого не заинтересовать", - добавляет перевозчик Александр Стерлягов.


Протест прокуратуры Перми на решение думы №263 "О внесении изменений в Порядок формирования тарифов на регулярные перевозки пассажиров" был отклонен комитетом по экономическому развитию. Депутаты рассудили, что вернуться к обсуждению вопроса стоит, когда реальный возраст пермских автобусов приблизится к сроку амортизации.

Жми на газ
Думский комитет по городскому хозяйству рекомендовал к принятию во втором чтении порядок предоставления субсидий перевозчикам на приобретение техники, работающей на газомоторном топливе. Муниципалитет возьмет на себя расходное обязательство в размере 3,5 млн рублей. Как рассказал депутат Максим Тебелев, в адрес главы города Игоря Сапко поступило письмо от вице-премьера краевого правительства Олега Демченко с просьбой принять это обязательство "в кратчайшие сроки", чтобы Пермь вошла в программу развития рынка газомоторного топлива, разработанную Минтрансом. Перевозчикам, покупающим газомоторные автобусы, компенсируют 5% фактической стоимости техники, но не более 35° тыс. рублей.


Аудитор контрольно-счетной палаты  Александр Савельев отметил, что вопросы, возникшие у КСП при принятии проекта в первом чтении, по-прежнему не прояснены. "Мы субсидируем конкретных перевозчиков или муниципалитет, и как это будет происходить?" - спросил он. Начальник департамента дорог и транспорта пояснил, что субсидии получат хозяйствующие субъекты - это могут быть как индивидуальные предприниматели, так и муниципальное предприятие, в частности "Горэлектротранс". "Для нас и те, и те - перевозчики, различий нет", - пояснил он.


Ранее на заседании комитета по экономическому развитию поднимался вопрос строительства дополнительных заправочных станций для газомоторной техники (АГНКС). Сейчас таких заправок в Перми только две - на улицах Верхнемуллинской и Целинной. Илья Денисов  рассказал о перевозчике, который закупил для участия в конкурсных процедурах газомоторные автобусы. На сегодняшний день предприниматель отказывается работать на маршруте в Орджоникидзевском районе, поскольку технике приходится "делать крюк", не завершив маршрут, чтобы дозаправиться. Он также отметил, что продолжаются переговоры с компанией "Газпром" о строительстве новых АГНКС.


Напомним, в феврале компания "Газпром газомоторное топливо" выиграла торги на аренду участков под АНГКС - на ул. Ласьвинской и на Бродовском тракте.