Ошиблись адресом?

В Перми с начала года возбуждено 40 дел по нарушению Закона "О рекламе".
На номер вашего мобильного телефона постоянно и в огромном количестве, словно из рога изобилия поступают SMS-сообщения с предложением что-то выгодно купить по фантастически выгодным ценам, продать "в любом состоянии" старый автомобиль, которого у вас вовсе нет, взять в долг денег "до зарплаты"... Не правда ли, знакомая ситуация? Впечатление такое, что стоишь на многолюдной торговой площади, и вокруг тебя шныряют суетливые продавцы и распространители рекламы. Вот только от собственного телефона, как от навязчивого продавца на рынке, не уйдешь...
 

Однако спам-рассылка на сотовые телефоны, говорят в Управлении Федеральной антимонопольной службы России, теперь вне закона. Что именно нужно сделать для сбережения собственного времени и душевного равновесия, на минувшей неделе журналистам рассказала на пресс-конференции начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Пермского УФАС России Галина Ужегова. По ее словам, в первом квартале 2015 года отмечается существенное снижение числа жалоб жителей Прикамья на нежелательные SMS-сообщения. Это связано с вступившими в силу изменениями в федеральный Закон "О связи", которые позволяют абоненту отказаться от спама, написав обращение к своему оператору.
- Оператор обязан принять меры по отключению рассылки SMS с нежелательных для абонентов номеров, и на сегодняшний день абоненты достаточно обширно пользуются этим правом, - пояснила Галина Ужегова.

Не старайтесь быть ближе
Стоит учесть, что от слишком ретивой SMS-рассылки может пострадать в первую очередь бизнес, рекламирующий свои товары таким навязчивым способом. Фирмам, рассылающим подобную рекламу, предстоит выплатить штраф.

По словам представителей УФАС, пока штрафы для спамеров не слишком высоки и в Прикамье они не выносились, так как государство старается максимально снизить давление на бизнес. Но при выписанном предписании прекратить S MS-рассылку все же стоит сделать, иначе номера спамеров может блокировать оператор связи. По новому закону у него появилось право отслеживать заказчика навязчивой рассылки и блокировать сообщения от него.


- Объемы SMS-рассылок спама на наших абонентов составляли на конец 2013 года примерно 12 SMS в день на каждого абонента. Нам удалось снизить эти объемы в 12 раз, - говорит глава отдела управления корпоративной связью и партнерских продуктов компании "ВымпелКом" (бренд "Билайн" Николай Коротков.

Кроме того, к SMS-спаму сейчас приравняли и рассылку по электронной почте, социальным сетям, в мобильных мессенджерах и ОТТ-сервисах. Рекламу в Viber, WhatsApp, Telegram сегодня рассылают многие известные бренды: сети ювелирных магазинов "Адамас" и Sunlight, туроператор Coral Travel, банк "ХоумКредит", а также микрофинансовые организации и финансовые пирамиды. С жалобой на таких "спамеров", которые нарушают часть 1 статьи 18 Закона "О рекламе", разрешающей распространять рекламу по любым сетям электросвязи только с согласия абонента, можно обратиться непосредственно в УФАС.


Наружка - не подружка
С рекламными изданиями, которыми забиты почтовые ящики жилых домов, и с объявлениями на остановках общественного транспорта и заборах дело обстоит несколько сложнее. По сути, Закон "О рекламе" не запрещает распространение информации о собственной продукции таким путем. Однако, если распространение рекламы привело бы к порче имущества - почтовый ящик заполнен настолько, что даже и квитанцию в него нельзя положить, или остановка заклеена до безобразия, что это ведет к порче имущества, в этом уже можно усмотреть признаки мелкого хулиганства. Это регулируется Кодексом об административных нарушениях, и такими делами занимаются правоохранительные органы.

В ряде регионов Российской Федерации уже рассматриваются законопроекты, предусматривающие штрафы за несанкционированную расклейку объявлений. Например, подобные санкции за порчу городского имущества существуют в Москве. Однако эксперты признаются - даже существенные штрафы не помогут бороться против расклейщиков, "поймать за руку" которых может только полиция. А возможность наказывать заказчиков за размещение объявлений в неположенном месте в российском законодательстве не предусмотрена.
По словам Галины Ужеговой, в целом за первый квартал 2015 года сотрудники отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Пермского УФАС  рассмотрели около 250 заявлений граждан и юридических лиц. Большинство обращений касается нарушений Закона "О рекламе". Порядка 30 заявителей обратились с жалобами на недобросовестную конкуренцию, а именно - распространение ложных сведений или незаконное использование интеллектуальной собственности. Отделом возбуждено 40 дел, рассмотрено порядка 30 из них и выдано 20 предписаний о прекращении нарушений. Все они касаются нарушений рекламного законодательства - при этом большинство выявленных нарушений касаются именно размещения наружной рекламы.


Врут про медицину и финансы
Еще одно частое нарушение закона о рекламе - недостоверная информация. Чаще всего - о медицинских или финансовых услугах. Типичный пример "недобросовестного информирования" - резонансная история с ООО "Кайзер". Пермские антимонополыцики установили факт нарушения Закона "О рекламе" этой фирмой, которая на своем официальном сайте разместила рекламную информацию с предложением вложить средства в строительство трех многоквартирных домов по адресам: ул. Автозаводская, 93, ул. Лизы Чайкиной, ЗОА, ул. Олега Кошевого, 36. Пермякам предлагалась "уникальная возможность реализовать свои мечты" и стать "инвестором" стартового жилья. "Среди тех, кто приобретает жилье у нас, большую часть составляют молодые, семьи, студенты и пенсионеры", - поэтично писалось на сайте организации. Компания распространяла и рекламные буклеты аналогичного содержания.


Но в ходе рассмотрения дела специалисты антимонопольной службы установили, что у "Кайзера" отсутствует проектная декларация, а также разрешение на строительство по указанным адресам. Да и вообще, по состоянию на февраль 2015 года заявлений на выдачу таких разрешений в администрацию Перми вовсе не поступало. Суть жалоб жителей города сводится к тому, что ООО "Кайзер", заключив с гражданами договоры купли-продажи и получив от клиентов денежные средства в размере от 700 до 900 тысяч рублей, не выполняет взятые на себя обязательства по договору. "В течение 2014 года я неоднократно интересовался в ООО "Кайзер" по вопросу строительства, но мне каждый раз отвечали, что строительство начнется через две недели, через месяц и далее", -сетует автор одной из жалоб.


- Статья 28 Федерального закона "О рекламе" четко говорит о том, что реклама, связанная с привлечением денежных средств для строительства многоквартирного дома, не допускается до выдачи разрешения на строительство, - пояснила Галина Ужегова журналистам. - Кроме того, такая реклама должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации. Эти условия не были соблюдены ООО "Кайзер". Поэтому организации выдано предписание о прекращении нарушения, кроме того, нарушителю будет назначен административный штраф.
Еще один пример - на днях Пермское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения Закона "О рекламе" в отношении кредитного потребительского кооператива "Народная касса". По предварительной информации, в течение 2014 года эта организация несколько раз размещала в газете "Общественное мнение" города Краснокамска рекламу о предоставлении займов под 15% годовых на "предпринимательские и потребительские цели". Однако и здесь обнаружилась некая странность, заставляющая задуматься человека с дедуктивным мышлением: несмотря на то, что в тексте рекламы фигурировала пресловутая "Народная касса", в качестве контактных данных были указаны телефон и адреса некоммерческой организации "Краснокамский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства".