Монополия - это естественно?

В Перми ожидается очередной раунд тепловых войн.
По традиции, середина лета - пора подведения промежуточных итогов года. А если дело касается тепла, сейчас поговорить о нем - самое время. Потому что еще месяц-полтора - и разговорами дело уже не ограничится.
Количество жалоб на нарушения антимонопольного законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса растет, отмечают специалисты Пермского УФАС РОССИИ. На счету у естественного пермского монополиста - "Территориальной генерирующей компании №9" много интересного.
Крупнейший производитель электрической и тепловой энергии в Республике Коми, Пермском крае и Свердловской области реализует свою продукцию в Перми через дочернюю компанию, автоматически создавая "накрутку" для потребителя, списывает на него собственные потери, отказывает в пролонгации договоров на теплоснабжение... Словом, ведет себя как, как истинный монополист.
За последние полгода отдел контроля естественных монополий Пермского УФАС России рассмотрел 258 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения жалоб возбуждено 59 дел, 55 жалоб признаны обоснованными. 27 нарушений устранено добровольно, по 28 случаям антимонопольный орган выдал предписания об устранении. Но, к сожалению, антимонопольные дела - небыстрые. Особенно когда речь идет о коммерческих интересах энергетического гиганта.
К примеру, еще в январе текущего года поступило заявление ТСЖ №33 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ТГК-9. В отношении монополиста возбуждено дело, разбирательство продолжается. А суть жалобы вот в чем: монополист предъявляет к оплате жителям дома по адресу Холмогорская, 5, помимо показаний приборов учета, тепловые потери на участке сетей, не принадлежащих ТСЖ.
Продолжается многолетняя борьба УФАС за расторжение договора между ТГК-9 и ее дочкой ООО "Пермская сетевая компания". Напомним, в 2007 году ТГК-9 и ПСК заключили между собой договор купли-продажи тепловой энергии. В результате в цепочке поставщик - потребитель появилось дополнительное звено, и тепло существенно подорожало более чем для полумиллиона пермяков.
В 2009 году Пермское УФАС начало добиваться расторжения договора. В этом году в деле, наконец, произошел прорыв. Федеральный Арбитражный суд Уральского округа постановил оставить в силе решение Арбитражного суда Пермского края, которым ранее удовлетворены требования Пермского УФАС России о расторжении договора купли-продажи тепловой энергии между ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК". Но, как считают энергетики, тут еще есть о чем поспорить.
Естественно, в этих условиях другим игрокам приходится бороться за выживание на поле теплоэнергетики. 6 июня в антимонопольный орган обратилось ООО "Пермгазэнергосервис". Организация просит признать незаконными действия ООО "Пермская сетевая компания" и"ТГК-9". Заявитель считает, что ПСК и ТГК-9 совместными действиями вытесняют"Пермгазэнергосервис" с рынка теплоснабжения микрорайонов "Липовая гора", "Крохалевка", "Октябрьский", "Бахаревка". Возбуждено антимонопольное дело, ведется проверка. Спустя 3 дня "Пермгазэнергосервис" пожаловался на бездействие Региональной службы по тарифам Пермского края: РСТ уклоняется от утверждения тарифа на передачу тепловой электроэнергии по сетям, имеющим технологическое подключение к котельной на Хабаровской, 139. У сторон конфликта запрошена дополнительная информация, решение о возбуждении дела будет приниматься после ее анализа.
Непростые отношения пермских потребителей сТГК-9 и ПСК оказались едва ли не единственной темой "горячей линии", посвященной нарушениям антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ, которую пермские антимонопольщики провели 14 июля. По оценке специалистов ведомства, самым популярным был вопрос: "Что делать, если ТГК-9отказывается от продления договора на поставку тепла, ссылаясь на отсутствие непосредственного присоединения собственных тепловых сетей к тепловым сетям потребителя?"
Конечно, потребителям разъяснили: односторонний отказ теплоснабжающей организации от исполнения обязательств по договору недопустим. Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, договор теплоснабжения признается публичным, он устанавливает для коммерческой организации обязанность по продаже товаров (оказанию услуг) в отношении каждого, кто к ней обратится. Такой договор подлежит обязательному заключению со стороны организации, которая имеет возможность предоставить соответствующие услуги.
Правда, от самих разъяснений потребителю ни тепло, ни холодно - на этот раз в буквальном смысле. Так что впереди очередной раунд боев на антимонопольном фронте.