Аэропорт раздора


За «шалости» в Большом Савино «КольцовоИнвест» может заплатить 67,5 миллиона рублей

Упорство, с которым краевое правительство продвигает в Прикамье интересы структур Виктора Вексельберга, явно могло бы найти себе куда более конструктивное применение. «Я не понимаю, на что они рассчитывают», — заявил бывший начальник краевого УФАС Дмитрий Махонин, которому «Звезда» позвонила по старой памяти, чтобы получить комментарий по ситуации вокруг пермского аэропорта.

А ситуация и впрямь начинает приобретать характер издевательства не только над здравым смыслом, но и над всеми жителями Пермского края, которым наглядно демонстрируют, что интересы отдельного олигарха для нынешней администрации важнее всего. Мало того, что февральский отбор предложений по строительству нового терминала в Большом Савино был проведён с нарушениями, явно «заточенными» под конкретного участника, — об этом 26 апреля написал в своём письме пермскому губернатору руководитель ФАС России Игорь Артемьев, рекомендовавший во избежание нарушения закона о приватизации выставить аэропорт на торги. Так теперь ещё и выяснилось, что за день до этого краевое правительство подписало-таки инвестиционный меморандум с ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в группу «Ренова»), текст которого лишь через месяц, и то с большим скрипом, был предоставлен в краевое УФАС с условием неразглашения.

Меморандум был подписан «инфраструктурным» вице-премьером Олегом Демченко, а о секретности мероприятия говорит хотя бы то, что краевой министр транспорта Владимир Митюшников, якобы «сливший» факт в прессу, узнал о подписании лишь 16 мая. Тем не менее, председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов до июня продолжал утверждать, что меморандум не подписан, а в апреле всего лишь были собраны замечания. Олег Демченко (как и пресс-служба «Кольцово-Инвест) факт подписания не отрицал, но говорил, что документ нуждается в доработке с учётом замечаний антимонопольщиков. Всё это порождало вполне естественное ощущение, что в правительстве не всё ладно, вплоть до слухов о его разделении на «варягов» и «пермских».

И вот на прошлой неделе стало известно, что во исполнение то ли неподписанного, то ли дорабатываемого меморандума краевая администрация и «Кольцово-Инвест» уже создали промежуточную структуру — ОАО «Большое Савино — Терминал» (БСТ) с формальным уставным капиталом в 100 тысяч рублей, 26 процентов акций которого принадлежат ОАО «Международный аэропорт «Пермь» (бывшее КГУП «Пермские авиалинии»), а 74 процента — инвестору. 7 июня ОАО зарегистрировано в Пермском районе, посёлок Сокол, по адресу: Большое Савино, Территория 12. Основной вид деятельности общества — управление аэропортами. Гендиректором БСТ стал Алексей Шутов, бывший владелец ООО «Юридическая компания «УралКонсалтинг» (Екатеринбург), ныне юрист пермского аэропорта. Предполагается, что в дальнейшем на «Большое Савино — Терминал» будет оформлен договор аренды земельного участка для строительства нового аэровокзала.

Создание подобной структуры предусматривалось ещё в марте, когда стали известны некоторые подробности таинственного меморандума. Основной же юридической структурой, по мысли разработчиков документа, должна стать компания ОАО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК), которая станет держателем краевой доли акций аэропорта. Примечательно, что в КРПК будет преобразовано скандально известное Агентство содействия инвестициям Пермского края, памятное жителям Прикамья ещё со времен Олега Чиркунова.

После завершения строительства терминала «Кольцово-Инвест» намерено увеличить уставный капитал Международного аэропорта допэмиссией акций по закрытой подписке в пользу инвестора. Допэмиссия обойдётся «Кольцово» в 1,05 миллиарда рублей и 74 процента акций БСТ. По итогам передачи акций размер доли «Кольцово-Инвест» в уставном капитале пермского аэропорта должен составить 75 процентов минус одна акция. После исполнения инвестором обязательств по строительству терминала край обязан продать ему все оставшиеся акции аэропорта. Общий объём инвестиций в Большое Савино до 2035 года составит около 8 миллиардов рублей, из них 3,7 миллиарда — до 2015 года, то есть собственно на строительство терминала. Таким образом, новый аэровокзал-то Пермский край получит, только приватизированный структурами Виктора Вексельберга. Хоть и не бесплатно, но — на условиях инвестора и без прямых, то есть «прозрачных», поступлений в бюджет. Выставленный на торги аэропорт принёс бы намного больше, к тому же открытая процедура весьма усложнила бы жизнь любителям «попилить» бюджет.

Но самое главное, «небесные ворота» Прикамья станут дочерним предприятием Кольцово — «небесных ворот» Свердловской области, где к Большому Савино в лучшем случае будут относиться как к запасному аэропорту. А то и сделают, как в Челябинске, где своих «небесных ворот» фактически больше нет, а пассажиров аэроэкспрессом возят в соседний Екатеринбург. Хочется верить, что до этого не дойдёт, но самое большее, что светит Международному аэропорту «Пермь» в таких условиях, — убыточные региональные перевозки, а самые прибыльные маршруты в Москву и курортные чартеры запросто могут уйти в Екатеринбург. С последующим остаточным финансированием и вечной второстепенностью (вспомните, как финансирует пермский участок дороги СВЖД, «вечно» ремонтирующая вокзал Пермь I). Причём без какой-либо особенной неприязни менеджеров Кольцово или «Реновы» к Пермскому краю — просто так диктует логика конкурентного развития.

Но что говорить об этих планах, если ФАС России против? По словам и. о. руководителя пермских антимонопольщиков Антона Удальева, он лишь ждёт ответа на письмо в центральное управление с вопросом о том, кому возбуждать дело, поскольку заявление организатора всей этой «каши», «Базэл Аэро», лежит в Перми и в Москве. Признаки нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции», где говорится о недопустимости согласованных действий между органами власти и хозяйствующими субъектами, налицо. Предоставление преимущественных условий конкретному хозяйствующему субъекту — тем более. Дальше следуют:

а) предписание об устранении нарушений;

б) предложение о прекращении действия соглашения (меморандума);

в) штраф на должностное лицо (бедный Демченко!) в размере до 30 тысяч рублей.

Бывший руководитель краевого УФАС Дмитрий Махонин, хоть и занимается сейчас в центральном аппарате ведомства сделками с нефтью и газом, ситуацию с пермским аэропортом отслеживает. Причём своё мнение попросил представить не как личное, а как вполне официальное мнение всего ведомства. Он подтвердил список Удальева, но дополнил его ещё одним пунктом:

г) оборотный штраф хозяйствующему субъекту в размере от 1 до 15 процентов годового оборота.

Как явствует из годовой бухгалтерской отчётности ОАО «Кольцово-Инвест», в 2012 году оборот общества составил 449 миллионов 850 тысяч рублей. 15 процентов от этой суммы составляют 67,5 миллиона рублей. Ну что ж, сумма вполне достойная олигархических амбиций.

Кстати, за повторное нарушение ст. 16 должностное лицо (по решению суда, разумеется) могут отстранить от должности с запретом в течение определённого времени занимать государственные посты. Вот только, какие именно?