...до основанья, а затем?

Власти хотят реформировать отрасль междугородних перевозок. Но, похоже, не понимая, к каким последствиям это приведет.
На минувшей неделе Арбитражный суд Пермского края отказал в иске ООО "АВ-Юг" и оставил в силе решение УФАС о том, что ООО занимает монопольное положение на рынке оказания услуг автовокзалов. Сейчас фирма готовится обжаловать данное решение в вышестоящих инстанциях.
Казалось бы, это рядовое событие, которое не должно привлечь внимание обычного жителя края. Однако на самом деле - это непосредственная часть конфликта, который назревает между краевой властью, арендаторами автовокзалов и автоперевозчиками, работающими на пригородных и междугородних маршрутах.
История эта началась в 2011 году, когда ПКГУП "Автовокзал" решил передать в аренду свои объекты (автостанции, автовокзалы и кассовые пункты) частному бизнесу - и таким образом запустить рыночные, конкурентные механизмы в данной отрасли.
Действительно, на сегодняшний день 23 объекта, принадлежащих "Автовокзалу", арендуются шестью частными компаниями, которые кроме объектов, арендуемых у "Автовокзала", имеют дополнительно 25 объектов. Арендные платежи, поступающие в ПКГУП, составят в 2013 году 27,7 млн рублей. Увеличились и отчисления в бюджет региона. Так, до 2011 года "Автовокзал" зарабатывал от 0,6 до 4 млн рублей, в бюджет региона поступало порядка 3 млн рублей. Сейчас эта сумма увеличилась более чем в 4 раза - арендаторы перечисляют в краевую казну более 8 млн, еще до 5 млн должно поступать в краевой бюджет от ПКГУП "Автовокзал".
Инвестиционная программа арендаторов рассчитана до 2015 года и в течение этого времени планируется вложить в развитие инфраструктуры объектов порядка 90 млн рублей. Среди мероприятий - окончание автоматизации, позволяющей приобретать билет через интернет или в любом кассовом пункте, даже если ехать планируется из другого города, приведение всех автовокзалов и автостанций в нормативное состояние согласно требованиям законодательства и так далее.
Можно говорить и о реальной конкуренции среди перевозчиков. Сегодня средний тариф за один километр пути составляет порядка 2 рублей, что ниже тех же расценок в соседних регионах. Таким образом, цены в целом стабильны, так как конкуренция заставляет перевозчиков не завышать цены.
Сегодня перевозчики самостоятельно определяют маршруты автобусов и составляют паспорта маршрутов, которые утверждаются госорганами. Арендаторы только оказывают автовокзальные услуги перевозчикам. На данный момент более 150 перевозчиков работают с арендаторами на более чем 500 маршрутах.
В общем, не обходится без конфликтов. Например, единичных перевозчиков не устраивает процент, который арендатор берет за оказываемые услуги. Они обращаются в тот же УФАС, Арбитражный суд и так далее. Все решается в правовом поле. И здесь ключевое слово - рынок. Это нормальные рыночные механизмы, по всей России есть подобные ситуации, и в этом нет ничего экстраординарного. Истоки этих проблем заложены в системе, ранее созданной ПКГУП: с процентами, с непонятными условиями выхода на рынок, преференциями определенным перевозчикам. Сейчас все переведены в равное положение. Cоздана стабильно работающая система, которая по каким-то, пока неясным, причинам не устраивает краевую власть.
С ее стороны, кроме эмоциональных фраз, пока не прозвучало ни одного рационального аргумента. Например, говорится: в том случае, если все вернуть в руки ПКГУП, то будет снижен процент за обслуживание. Но тогда предприятие само по себе станет убыточным, оно не сможет содержать огромную инфраструктуру, потребует бюджетных субсидий. Делается популистское заявление о снижении тарифа на перевозку. Однако никто не задумывается о последствиях - сейчас тариф определен рынком. Его необоснованное снижение приведет к тому, что перевозчики окажутся в ситуации нерентабельности перевозок. Следовательно, опять либо субсидии, либо теневой рынок - без уплаты налогов, проверки состояния транспортных средств, с наплевательским отношением к безопасности пассажиров.
Складывается ощущение, что у краевых властей нет разработанной экономической стратегии относительно "Автовокзала". Непонятен следующий шаг: расторгли договоры аренды - и? И получается - ничего. Создавать муниципальный автопарк? Привести своих арендаторов? Привлечь своих перевозчиков? Просто разрушить уже работающую систему? Какова цель - остается неясным.
Когда речь идет о вопросах собственности, почему-то забывают про людей. На сегодняшний день у арендаторов работают 500 человек. У них есть семьи. Что будет с ними, если заключенные в соответствии с действующим законодательством договоры будут расторгнуты (кстати, такое возможно только через суд - со всеми вытекающими отсюда последствиями)? То же самое и с перевозчиками. А пассажиры? Любая ломка системы ведет к неразберихе, падению качества услуги и так далее. Интересно, кто-то в крае просчитал данные риски, или во главу угла поставлены непонятные экономические интересы?