• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

На страже конкурентных рынков

Пермский УФАС: подведены итоги года.
Пермским территориальным управлением ФАС России взыскано в федеральный бюджет 15 800 тыс. руб., подлежит взысканию 26 900 тыс. руб. В том числе 2300 тыс. руб. взыскано с чиновников - организаторов аукционов и конкурсов по муниципальным заказам и госзакупкам. При некотором сокращении общей суммы наложенных штрафов взыскания с должностных лиц возросли на 1 миллион рублей. К административной ответственности привлечены 127 человек, работающих в органах власти.
Не по злому ли умыслу?
В связи с повышением и отбытием к новому месту службы бывшего руководителя Пермского УФАС Дмитрия Махонина, по итогам работы отчитывался исполняющий обязанности руководителя Антон Удальев.
УФАС не следует воспринимать как карательный орган, - поясняет свою?- позицию Антон Вадимович. - Цифры говорят о том, что мы стараемся предупреждать нарушение, а не наказывать хозяйствующие субъекты за действия, противоречащие законодательству. В 2012 году вступил в силу третий антимонопольный пакет, который, в частности, наделил нас полномочиями выдавать предупреждение при наличии признаков злоупотребления доминирующим положением. Это полномочие дает нам возможность ограничиться предупреждением, не возбуждая антимонопольное дело, не доводя до применения мер ответственности.
Рост числа наказанных чиновников Антон Удальев не склонен рассматривать как свидетельство правового нигилизма в органах власти. Он обращает внимание на два фактора. Первый - улучшение информированности УФАС благодаря устоявшимся связям с надзорными органами; второй - недостаточная квалификация лиц, занимающихся организацией госзакупок.
С приходом нового губернатора при правительстве Пермского края было?- создано агентство по госзакупкам. Результат уже есть. Мы отметили сокращение количества жалоб на результаты конкурсов, организованных этим агентством. В сфере госзакупок должны работать профессионалы. Такую простую, ясную мысль мы пытаемся донести до муниципалитетов. Лучше создать команду хорошо подготовленных специалистов, чем постоянно получать взыскания.
И, тем не менее, похоже, некоторые чиновники сознательно игнорируют правила. Зафиксированы ситуации, когда один и тот же сотрудник неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства при размещении государственного или муниципального заказа. Получив взыскание, он тут же совершает аналогичные "промашки". До добра это, уверен Антон Удальев, не доведет. В Перми попытка дисквалификации провинившегося чиновника не увенчалась успехом, но в России прецедент создан. И эта практика может быть распространена повсеместно.
В зоне риска
В 2012 году антимонопольный орган возбудил несколько резонансных дел. В двух случаях, как заявил Антон Удальев, наконец поставлена точка.
Был доказан факт устного соглашения чиновников Чусовского городского?- поселения и руководителей хозяйствующего субъекта, получившего заказ на капитальный ремонт моста через реку Чусовую. В настоящее время исполнено предписание о взыскании в доход бюджета незаконно полученного дохода. 11 миллионов рублей поступили в доход федерального бюджета от ЗАО "Уралмостстрой".
Завершено дело о реконструкции автодороги Пермь - Усть-Качка. Суд поддержал позицию антимонопольного органа. Теперь предстоит провести конкурс на оставшийся объем работ.
Новые дорожные аукционы состоялись уже в 2013 году на сумму порядка 4 млрд руб. По крайней мере два из них могут быть признаны недействительными по результатам внеплановой проверки, проведенной Пермским УФАС.
С точки зрения антимонопольного законодательства, к самым рисковым отраслям относятся дорожное строительство, ЖКХ, тепло и электроэнергетика, водоснабжение.
Все рынки, на которых действуют субъекты, имеющие доминирующее положение, находятся под пристальным вниманием антимонопольного органа. При этом наименьшее количество дел возбуждается в такой естественно монополизированной сфере, как железнодорожные перевозки.
УФАС контролирует соблюдение хозяйствующими субъектами закона "О рекламе".
В течение года в антимонопольный орган поступило 116 заявлений по признакам нарушения этого закона. Возбуждено 103 антимонопольных дела, наложено штрафов на сумму 1 млн 2 тыс. руб., взыскано на текущий момент 587 тыс. руб. По остальным предписаниям продолжается процедура обжалования в суде. Перспектива обжалования невелика. До сих пор ни одного случая отмены наложенного взыскания не было.
Бедная "социалка"
Министерство социального развития Пермского края, как заметил Антон Удальев, "часто попадает в поле зрения антимонопольного органа". Совсем недавно возбуждено новое дело по факту нарушения им федерального закона "О защите конкуренции". Министерство выдало госзадание автономному учреждению на изготовление и реализацию бланков социальных проездных документов.
Мы знаем, рынок по изготовлению бланков конкурентный, - говорит Антов?- Вадимович. - Стоило ли создавать для этих целей автономное учреждение? В госзадании этому АУ прямо прописан хозяйствующий субъект, с которым следует заключить договор на изготовление и распространение социальных проездных документов. Минувший год показал, что надо особое внимание уделять порядку создания и деятельности автономных учреждений. Возбуждено было огромное количество дел в отношении пермских школ по признакам нарушения статьи 17 Закона "О защите конкуренции", это ограничение доступа к торгам. Школы по большей части преобразованы в автономные учреждения. 94 ФЗ на них не распространяется: занимаясь организацией закупок, они руководствуются 220 м федеральным законом. Установлено: школы, как автономные учреждения, проводили закупки таким образом, что лишь определенные организации могли быть допущены к участию.
Массу нареканий со стороны антимонопольного органа вызывает организация конкурсов на закупку лекарственных средств и медицинского оборудования. Несмотря на все наши действия, продолжается "затачивание" документации под определенного производителя и поставщика, - признается Антон Удальев. - Одна из задач 2013 года - предупреждение подобного рода действий.
Случай из практики
Самое долгое дело
В 2009 году антимонопольный орган установил факт нарушения законодательства ОАО "ТГК-9". Компания отказалась заключить договор на поставку теплоэнергии в один из многоквартирных домов Перми. ТГК9 сдала в аренду Пермской сетевой компании 1,5 метра своей трубы, ведущей к дому. Эти полтора метра послужили формальным поводом для того, чтобы понудить собственников дома заключить договор на теплоснабжение с ООО "Пермская сетевая компания" (ПСК) по тарифам этой компании и с учетом оплаты аренды трубы. Пермское УФАС выдало предписание, обязывающее ТГК-9 заключить договор на теплоснабжение дома.
В настоящее время предписание не исполнено. В арбитражном суде находится иск о принуждении к исполнению предписания. Рассмотрение иска приостановлено до принятия решений по другим спорам хозяйствующих субъектов, интересы которых оно затрагивает.
Миллиметровая щепетильность
Министерство транспорта Пермского края разместило госзаказ на ремонт и содержание автомобильных дорог в расчете на 2013-2015 годы.
По жалобам участников, отстраненных от участия в аукционе, Пермское УФАС провело внеплановую проверку и установило, что от торгов по лоту №7 обиженный участник был отстранен обоснованно. При этом установлено, что два других участника, и в том числе компания, признанная победителем, также не имели права участвовать в торгах, однако организаторы проявили к ним необъяснимую пока благосклонность. Согласно предписанию антимонопольного органа, результаты торгов аннулируются, победа ЗАО "Уралмостострой" поставлена под сомнение.
Еще одно удивительное обстоятельство вскрылось при разборе жалобы по лоту №5. Участник был отстранен по формальным признакам - не указал единицы измерения размеров электродов. При тщательном изучении вопроса установлено, что эта информация не требовалась при подаче заявки. Более того, победитель одного из аукционов допустил аналогичную "оплошность". В одном случае отсутствие полной информации об электродах повлекло жесткое решение, в другом не было замечено.
Двойные стандарты стали причиной для предписания об отмене результата торгов.