• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Антон Удальев: «Закономерности установлены. Будем разбираться»

УФАС России, как обычно, в феврале оглашает финансовые итоги года в формате баланса затрат на содержание антимонопольного органа и средств, поступивших в федеральный бюджет в результате деятельности службы.

 

По итогам 2012 г. счет составил 2 млрд. 400 млн. руб. против 7 млрд. 400 млн. руб. Троекратное превышение доходов над расходами говорит об эффективности антимонопольной деятельности. В то же время этот показатель характеризует масштаб нарушений в сферах, регулируемых Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пермским УФАС России в 2012 году взыскано в федеральный бюджет 15 млн. 800 тыс. рублей, подлежит взысканию 26 млн. 900 тыс. рублей. Антон Удальев, и.о. руководителя Пермского УФАС России, отмечает, что по сравнению с 2011 г. произошло уменьшение общей суммы взысканий. Причина тому – вступивший в силу третий антимонопольный пакет, предусматривающий более мягкие меры к нарушителям.

– Ошибочно воспринимать антимонопольную службу как карательный орган, – говорит Антон Удальев. – Взимание штрафов – это одна из функций, которая ведет к предупреждению нарушений. Цифры говорят о том, что мы стараемся предупреждать нарушение, а не наказывать хозяйствующие субъекты за совершенное нарушение. В 2012 г. у нас появились полномочия по выдаче предупреждений при установлении признаков нарушений антимонопольного законодательства по статье о злоупотреблении доминирующим положением. Это полномочие дает нам возможность ограничиться предупреждением, не возбуждая антимонопольное дело, не доводя до применения мер ответственности.

Власть и бизнес

– Антон Вадимович, несмотря на некоторую гуманизацию законодательства, сумма штрафов, взысканных с чиновников в 2012 г., возросла по сравнению с предыдущим периодом. Нарушают по незнанию или с умыслом?

– Специфика антимонопольного законодательства такова, что муниципалитеты не всегда понимают, что совершают действия, противоречащие закону. Наша задача не наказать, а предупредить. В структуре краевой власти с приходом новой команды создано Агентство по госзакупкам при Правительстве Пермского края. Сокращение количества жалоб, я думаю, говорит о результативности такого решения. Надо, чтобы в этой сфере работали профессионалы. Лучше создать команду профессионалов, чем постоянно получать взыскания и нести всю меру ответственности за неразмещение заказа, неисполнение договора, неисполнение бюджетных обязательств. Такую простую ясную мысль мы пытаемся донести до муниципалитетов.

В течение ряда лет УФАС имел претензии к работе автономных учреждений в части размещения ими заказов. Минувший год не стал исключением?

– Прошлый год в очередной раз показал, что надо особое внимание уделять порядку создания и деятельности автономных учреждений. То, что у нас происходит в крае, иногда даже удивляет. Возбуждено было огромное количество чего? по признакам нарушения закона в части статьи 17 Закона о защите конкуренции по ограничению доступа к торгам в отношении наших пермских школ. Дело в том, что большинство школ преобразовано в автономные учреждения. 94-ФЗ на них не распространяется, они руководствуются 220-м федеральным законом, который также регулирует организацию госзакупок и дает свободу действий автономным учреждениям. Школы как автономные учреждения проводили закупки таким образом, что лишь определенные организации могли быть допущены к конкурсу и, соответственно, стать победителями конкурса. Изучив документацию по тем делам, которые рассматривались Пермским УФАС, мы увидели, что допущены к конкурсу были разные организации, но получали заказ, причем по довольно крупным торгам, только две или три определенные.

Выявлено было вопиющее нарушение при составлении конкурсной документации. Принято было включать такое требование, как наличие опыта, подтвержденного актами, Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края. Таким образом изначально отсеивались участники из других регионов. Сейчас многие решения по отмене результатов конкурса оспариваются. Суд первой инстанции признал наше решение правильным.

– Довольно свежее дело в отношении Минсоцразвития – там тоже отношения с автономным учреждением?

– Антимонопольное дело в отношении Министерства социального развития Пермского края возбуждено по 135-ФЗ «О защите конкуренции». Министерство часто попадает в поле нашего зрения. Ситуация, как она была установлена на этапе возбуждения дела, такова: Министерство выдало госзадание автономному учреждению на изготовление и реализацию бланков социальных проездных документов. В нем был прямо прописан хозяйствующий субъект, с которым следует заключить договор на изготовление и распространение социальных проездных документов. Вопрос: законно или нет создание автономного учреждения и передача ему таких функций? Мы знаем, что рынок по изготовлению бланков конкурентный.

Еще один момент касается ограничения конкуренции со стороны органов власти при проведении различных конкурсов на поставку лекарственных средств и медицинского оборудования. Несмотря на все наши действия, продолжается «затачивание» документации под определенного производителя и поставщика. Одна из задач 2013 г. – предупреждение подобного рода действий.

– К административной ответственности привлечено 127 чиновников. Каким образом сказывается этот факт на их карьере? Они, похоже, не боятся УФАС.

– Действительно, цифра немаленькая и будет увеличиваться с каждым годом. Это не связано исключительно с тем, что чиновники допускают все больше и больше нарушений. Рост количества лиц, привлеченных к ответственности, – это результат взаимодействия Пермского УФАС России с другими контролирующими и надзорными органами. К нам все чаще обращаются органы прокуратуры, надзорные органы муниципалитетов с актами проверок, в которых установлены факты правонарушений в действиях чиновников. Практика взаимодействия в этой части устоявшаяся. В 2011 г. с чиновников за нарушение законодательства о размещении заказов было взыскано порядка 1 млн. 300 тыс. руб., в 2012 г. – 2 млн. 300 тыс. руб. Увеличение суммы взысканий ожидается по итогам 2013 г.

Зафиксированы ситуации, когда один и тот же чиновник был неоднократно привлечен к административной ответственности за нарушения при размещении заказа. В КоАП отсутствует норма, которая позволяла бы дисквалифицировать такого чиновника. Тем не менее, они опасаются последствий. Мы заметили, что, исполнив предписание, чиновник совершает аналогичное действие, но подпись ставит не он, а другой человек. Таким образом ответственное лицо уходит от ответственности. Значит, он понимает, что делает.

Такая мера, как дисквалификация, думаю, была бы действенной. Но, как Вы знаете, попытка дисквалификации двух чиновников в Перми, в том числе министра транспорта, не увенчалась успехом. Тем не менее, в России один чиновник был дисквалифицирован. Прецедент, как говорится, создан.

Могу заверить со своей стороны, что в 2013 г. позиция по пресечению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства останется жесткой, это политика УФАС России, она будет проводиться новым руководителем Пермского УФАС вне зависимости от персоналий.

Крупные, мелкие

– Скажите, Антон Вадимович, насколько напряженные отношения между мелким и крупным бизнесом, если они работают в одном сегменте рынка?

– Я могу назвать только одну ситуацию. Вопросов было много в связи с размещением нестационарных торговых объектов. Все мы понимаем, что наличие огромного количества НТО невыгодно торговым сетям. Мы наблюдали ситуацию, в которой муниципальные власти старались сократить количество НТО. Наша позиция простая: если законные основания для установки НТО имеются, власть обязана предоставить субъекту малого предпринимательства возможность осуществлять там торговлю. Наличие конкуренции между НТО и стационарными магазинами приводит как минимум к снижению цен.

– Но «законные основания» формулирует орган власти, который, как Вы заметили, играет на стороне крупного бизнеса.

– Запрещаются действия, направленные на недопущение конкуренции, если это не предусмотрено федеральными законами. Для нас первично федеральное законодательство. Это основополагающий принцип.

– Ожидаются ли какие-либо изменения в определении понятия «монопольно высокая цена»?

– Позиция ФАС России по монопольно высокой цене однозначная. У нас есть три антимонопольных пакета. Больше не надо. Закон останется и будет исполняться в том виде, в каком принят. Новым изменениям он не подлежит.

– Какие отрасли, по Вашему мнению, в настоящее время являются наиболее проблемными с точки зрения нарушений в антимонопольной сфере?

– Все рынки, на которых действуют субъекты, занимающие доминирующее положение, оказываются в поле нашего зрения. Но если сравнивать энерготеплоснабжение и организацию железнодорожных перевозок, то в отношении последних дел возбуждается на порядок меньше. Так что все познается в сравнении.

У нас огромное количество дел в сфере ЖКХ, в сфере ремонта и строительства дорог. Надо заметить, это очень сложные в части сбора и представления доказательств, зачастую резонансные дела. В 2009 г. Пермский УФАС признал сговор между ПСК и ТГК-9. Вы не поверите, до сих пор эта ситуация не разрешилась. С нашей стороны подан иск о принуждении к исполнению предписания, которое было выдано в 2009 г.

Больше года длилось дело, связанное с реконструкцией автодороги Пермь – Усть-Качка. Я рад Вам сообщить, что поставлена точка в этом деле. Было четыре судебных разбирательства. Наши требования удовлетворены. На сегодня реконструкция не может производиться, необходимо проводить новые конкурсные процедуры на выполнение оставшейся части работы.

– Какие новые дела поступили в разработку Пермского УФАС в первые месяцы 2013 г.?

– В текущем году проведены аукционы по содержанию автомобильных дорог в Пермском крае, причем на три года вперед. Общая цена аукционов – порядка 4 млрд. руб. Поступило огромное количество жалоб. В частности, по допуску к аукциону. В целом, что касается дорог, установлена закономерность: большая часть участников отклоняется, допускается к конкурсу по две организации, снижение цены наблюдается не больше чем на полпроцента. Такая система. Нужно разбираться, что происходит.