Разъяснение позиции антимонопольного органа по ситуации на топливном рынке России и Пермского края

Разъяснение позиции ФАС России по ситуации на топливном рынке России

 

В настоящий момент Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) считает, что цены на розничном рынке автомобильных топлив не соответствуют рыночной ситуации. Одной из основных причин этого является поведение крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНКов), в том числе, поддержание монопольно высоких цен на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В 2008 году ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке автомобильных и авиационных топлив.

Осенью 2008 года ФАС России признала четыре крупнейшие вертикальноинтегрированные компании нарушившими антимонопольное законодательство. Компаниям было выдано предписание с рядом положений, которые направлены на создание здоровых конкурентных условий. Кроме того, на указанных юридических лиц были наложены штрафы на общую сумму порядка 6 млрд. рублей.

В настоящий момент, несмотря на публичные заявления компаний о соответствии своих действий нормам антимонопольного законодательства, в рамках судебных разбирательств указанные нефтяные компании оспаривают конкретные положения выданных предписаний. Законность решений ФАС России, в том числе, о наложении штрафов в отношении небольших участников рынка, не имеющих сопоставимых возможностей при рассмотрении дел в судах, во многих случаях подтверждаются несколькими судебными инстанциями.

Указанные выше предписания ФАС России содержат в себе требования по ведению бизнеса, являющиеся безальтернативной практикой, принятой на цивилизованных рынках (США, ЕС и др.):

- не допускать экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок для обеспечения устойчивого предложения топлива на внутреннем рынке в соответствии с уровнем спроса,

- обеспечить на постоянной основе реализацию внутри страны нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке, что позволило бы обеспечить увеличение количества участников, равный доступ к торгам – факторы, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо,

- не допускать компенсации снижения доходов от экспорта нефти на зарубежные рынки путем повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке,

- вести раздельный учет затрат и доходов между организациями, входящих в структуру данных компаний. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования,

- обеспечить возможность заключения прямых контрактов на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями, т.е. для независимых участников рынка, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию малых и средних топливных компаний, формированию здоровой конкурентной среды.

В период падения мировых цен на нефть и падения доходов от реализации нефти на экспорт, вертикально-интегрированные нефтяные компании пытаются восполнить убытки путем завышения цен на монополизированных ими внутренних рынках нефтепродуктов.

В конце 2008-начале 2009 года на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива практически во всех регионах России наблюдалось существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты. Данная ситуация означает неоправданный рост доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на локальных розничных рынках, и по данным фактам на сегодняшний день территориальные управления ФАС России возбудили порядка 30 дел в отношении участников топливного рынка на территории страны.

С середины февраля 2009 года нефтяные компании в течение месяца резко (до 75% по некоторым видам автомобильного топлива) увеличили оптовые цены, по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов. Оба эти процесса имеют нерыночный характер и являются планомерным изменением ценовой политики вертикально-интегрированных нефтяных компаний. По фактам злоупотребления на оптовых рынках, географическими границами которых является вся Россия, дела будет рассматривать центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. 17 февраля 2009 года ФАС России приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг» на оптовом рынке нефтепродуктов. Всего в 2009 году планируется оценка деятельности на соответствие антимонопольному законодательству более 250 крупных и мелких компаний, занятых в нефтяном секторе.

 

Ситуация на топливном рынке Пермского края

 

На сегодняшний день, в Пермском крае, как и во многих других регионах Российской Федерации также наблюдается несоответствие цен на розничных рынках автомобильных и авиационных топлив рыночной ситуации.

В этой связи, Пермским УФАС России проводится определенная работа по проверке деятельности на соответствие антимонопольному законодательству компаний, занятых в нефтяном секторе.

Так, согласно задания Федеральной антимонопольной службы России от 17.12.2007г. № ЦА/24704 Пермское УФАС России проводит еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты. На основе данных мониторинга розничных и оптовых цен на территории Пермского края была проанализирована величина удельной розничной надбавки (розничной маржи – разницы между оптовой и розничной ценой литра бензина) и в настоящее время Пермским УФАС России рассматривается вопрос о возбуждении дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по ст.10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены на нефтепродукты на территории Пермского края.

Кроме того, 16 февраля 2009 года Комиссия Пермского УФАС России признала группу лиц ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» в составе ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» нарушившей статью 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на авиатопливо, реализуемое в аэропорту «Большое Савино» (Пермский край). В отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» возбуждено административное дело по статье 14.31 КоАП РФ.

Также, 25 марта 2009 года Пермским УФАС России будет рассмотрено дело, возбужденное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически не обоснованного сокращения или прекращения производства товара, если на этот товар имеется спрос при наличии возможности его рентабельного производства (замена бензинов марки ЕВРО на более дорогие марки ЭКТО).

Помимо этого, 20 февраля 2009 года Пермским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высокой цены на топочный мазут. Рассмотрение дела назначено на 18 марта 2009 года.