Смешение фирменных наименований вводит в заблуждение потребителей: УФАС предписало прикамскому курорту изменить название

Пермское УФАС России признало нарушение Закона о защите конкуренции в действиях ООО Лечебно-оздоровительный комплекс «Ключи» (ООО ЛОК «Ключи»), которое зарегистрировало в качестве фирменного наименования обозначение «Ключи», используемого ЗАО «Курорт Ключи», создав тем самым смешение между указанными организациями.

Напомним, в антимонопольное ведомство поступило заявление ЗАО «Курорт Ключи» о недобросовестной конкуренции со стороны ООО ЛОК «Ключи». ЗАО «Курорт Ключи» было зарегистрировано как юридическое лицо в 1992 году, а ООО ЛОК «Ключи» - в 2006 году. Обе  организации оказывают услуги санаторно-курортного лечения, являясь конкурентами на соответствующем рынке Пермского края.

По мнению ЗАО «Курорт Ключи», действуя на одном рынке под наименованием, сходным с фирменным наименованием заявителя, ООО ЛОК «Ключи» нарушает нормы действующего законодательства, вводит в заблуждение потребителей относительно лица, оказывающего санаторно-курортные услуги, и, тем самым, причиняет заявителю убытки.

Отметим, что фирменное наименование организации – это средство индивидуализации, которое позволяет потребителю выбирать из нескольких участников определенного рынка услуг конкретного производителя. Закон о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию.

Специалисты УФАС выяснили, что в поисковой системе «Яндекс» распространялась контекстная реклама с предложением отдыха на курорте «Ключи» Пермского края. Гиперссылка в этой рекламе вела на сайт ООО ЛОК «Ключи».

«Мы пришли к выводу, что ООО ЛОК «Ключи» намеренно выбрал такую тактику воздействия на конкурентную среду, при которой из-за сходного названия организаций, работающих на одном рынке услуг, произошло смешение хозяйствующих субъектов. В результате такого смешения потребитель может принять услуги «новичка» за услуги давно известной организации, ориентируясь на знакомое название. В итоге происходит отток потребительского спроса от известной компании. В ходе рассмотрения дела стороны представили в УФАС противоположные мнения экспертов относительно сходства фирменных наименований курортов. Поэтому мы обратились в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с просьбой представить заключение по вопросу смешения фирменных наименований здравниц. Из поступившего ответа следует, что фирменные наименования курортов являются сходными до степени смешения, поскольку ассоциируются друг с другом в силу фонетического и семантического тождества словесных элементов „Ключи ”», - сообщила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Пермского УФАС России Мария Герасимова.

Таким образом, действия ООО ЛОК «Ключи» по регистрации в качестве фирменного наименования обозначения «Ключи», ранее зарегистрированного и используемого ЗАО «Курорт Ключи», а также создание смешения между указанными организациями, дают ему преимущество на рынке санаторно-курортных услуг, позволяющее не совершать материальные и интеллектуальные вложения для разработки и продвижения собственного бренда. 

Кроме того, действия ООО ЛОК «Ключи» могут причинить заявителю ущерб в виде упущенной выгоды, а также нанести вред его деловой репутации.

Пермское УФАС России  признало в действиях ООО ЛОК «Ключи» нарушение ст. 14.4, ст. 14.6 Закона о защите конкуренции и выдало организации предписание исключить из фирменного наименования обозначение «Ключи» и прекратить его использование при оказании услуг санаторно-курортного лечения на территории Пермского края. Предписание должно быть исполнено до 31 октября 2021 года, в противном случае курорту грозит административная ответственность.