В Соликамске колледж отремонтировали на три миллиона рублей без проведения торгов: возбуждено антимонопольное дело

Пермское УФАС России возбудило антимонопольное дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции в отношении ГБПОУ «Соликамский автодорожно-промышленный колледж» (ГБПОУ «Соликамский АПК»), а также предпринимателей (ИП Шалюта С.А.; ООО «Строительный контроль и строительство»), с которыми учреждение заключило договоры на выполнение ремонтных работ в учебном заведении в обход конкурентных процедур. 

В ходе проверки ГБПОУ «Соликамский АПК», антимонопольное ведомство установило, что учреждение, игнорируя требования Закона о закупках, заключило шесть договоров на выполнение работ, идентичных между собой и направленных на достижение одной хозяйственной цели, с двумя подрядчиками как с единственными поставщиками.  

Так, например, между заказчиком и подрядчиками были заключены отдельные договоры на ремонт стен и потолка в одном и том же помещении колледжа, а также на ремонт участков одной и той же тепловой сети. Между тем, предусмотренные разными договорами работы могли быть выполнены в рамках одного контракта. 

Общая сумма договоров, направленных на ремонт спортивного зала, тепловой сети и 3 этажа колледжа составила более трех миллионов рублей. Отметим, что четыре из шести представленных ГБПОУ «Соликамский АПК» договоров были заключены в рамках субсидии на развитие и укрепление материально-технической базы государственных образовательных учреждений. Денежные средства были выделены в марте 2020 года на основании Приказа Министерства образования и науки Пермского края.

Заказчик обосновывал заключение отдельных договоров с подрядчиками срочной необходимостью устранить проблемы, связанные с непредвиденным ремонтом теплотрассы учебного корпуса.    

Закон о контрактной системе, действительно, предусматривает проведение закупки у единственного поставщика в случае устранения последствий аварии, чрезвычайной ситуации, когда определение поставщика иным способом из-за временных затрат нецелесообразно. При этом контракт без проведения конкурентных процедур может заключаться лишь в ситуациях, обладающих свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Согласно материалам дела, ни аварий, ни чрезвычайных ситуаций непреодолимой силы, для устранения которых необходимо было срочно заключить договоры с единственными поставщиками, в ГБПОУ «Соликамский АПК» не происходило. Следовательно, колледж был обязан провести закупку по выполнению ремонтных работ с помощью торгов, как предписывает Закон о контрактной системе, в противном случае действия заказчика приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке.

«Мы выяснили, что контракты с подрядчиками как с единственными поставщиками заказчик заключил на выполнение идентичных работ и в один промежуток времени – в марте, апреле и августе 2020 года. Кроме того, стоимость каждого из шести договоров не превышала 600 тысяч рублей. Такое ограничение цены контракта при закупке у единственного поставщика предусмотрено Законом о контрактной системе. Все изученные материалы позволяют предполагать, что заключенные договоры являются результатом искусственного дробления закупки стоимостью свыше 600 тысяч рублей с целью избежать проведения конкурентных процедур. Таким образом, фактически указанные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную   и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе», - пояснил начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России Марк Раев. 

Пермское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ГБПОУ «Соликамский АПК» и хозяйствующих субъектов (ИП Шалюта С.А.; ООО «Строительный контроль и строительство») содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции и возбудило антимонопольное дело.

В случае, если вина ответчиков по делу будет доказана, подрядным организациям грозит штраф от 50 тысяч рублей до 5% от суммы заключенных контрактов, а должностному лицу ГБПОУ «Соликамский АПК», допустившему нарушение Закона о контрактной системе, от 20 до 50 тысяч рублей вплоть до дисквалификации сроком до 3 лет.